Решение №ОЕ/7184/22 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-803/2022 о нарушении законодатель... от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/7-803/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«19» декабря 2022 года                                                   г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «19» декабря 2022 года

Полный текст решения изготовлен: «19» декабря 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – главный государственный инспектор <…>,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

 

рассмотрев дело № 012/05/7-803/2022, возбужденное в отношении ИП В. по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту размещения рекламы курительных принадлежностей по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, б-р Чавайна, д. 36, в отсутствие лиц, привлеченных к участию в деле,

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения рекламы курительных принадлежностей по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, б-р Чавайна, д. 36, содержащей признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе следующего содержания:

 

 

 

 

Так же в адрес Марийского УФАС России поступило обращение <…> (вх.№8318-ЭП/22 от 02.11.2022) направленное в порядке переадресации из Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, о распространении рекламы табака и устройств для вейпинга по вышеуказанному адресу.

Определением от 03.11.2022 Марийским УФАС России возбуждено дело №012/05/7803/2022.

В адрес Марийского УФАС России так же поступили обращения депутата Государственного Собрания РМЭ <…> (вх. № 8851-ЭП/22 от 22.11.2022), <…> (вх. № 9011-ЭП/22 от 25.11.2022) направленное в порядке переадресации из Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл о распространении рекламы курительных смесей и устройств для вейпинга по вышеуказанному адресу.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная текстовая информация: «Одноразовые устройства, жидкости для вейпинга, электронные сигареты и расходники к ним», «Vape Kaif, Vape Shop», а также схематичное изображение электронных сигарет привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже курительных принадлежностей, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Следовательно, данная информация является рекламой курительных принадлежностей, так как создает ассоциации с указанными товарами и привлекает внимание потребителя к ним.

Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

  • распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числев виде подарков;
  • использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачныхизделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
  • использование и имитация табачного изделия при производстве других видовтоваров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы никотинсодержащей продукции и курительных принадлежностей любым способом.

В рассматриваемой рекламе содержится указание на реализацию курительных принадлежностей (одноразовые устройства, жидкости для вейпинга, электронные сигареты, расходники), что вызывает у потребителей ассоциацию с никотинсодержащей продукцией.

Таким образом рассматриваемая информация является рекламой курительных принадлежностей, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции и размещена с нарушением требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Марийским УФАС России установлено, что деятельность в магазине по адресу:

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, б-р Чавайна, д. 36 осуществляет ИП В., являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

В письменных пояснениях (вх. № 9213 от 02.12.2022, вх. №9549-ЭП/22 от 14.12.2022) ИП В. указал, что не является рекламодателем и рекламораспространителем, рекламный щит на арендуемом помещении и прилегающей территории им не устанавливался.

При этом ИП В. не оспаривал, что осуществляет деятельность по реализации курительных принадлежностей, никотинсодержащей продукции, информация о которой содержалась в рекламе.

Более того, рекламная информация распространялась в месте осуществления деятельности ИП В. (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, б-р Чавайна, д.36), в связи с чем заинтересованным лицом в продвижении товара является ИП В.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

При таких обстоятельствах, Марийское УФАС России пришло к выводу, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП В.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

ИП В. в настоящее время не представлено документальных доказательств, подтверждающих прекращение распространения рекламной информации «Одноразовые устройства, жидкости для вейпинга, электронные сигареты и расходники к ним», «Vape Kaif, Vape Shop», а также схематичных изображений электронных сигарет.

Комиссия Марийского УФАС России считает, что в данном случае имеются основания для выдачи ИП В. предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу курительных принадлежностей, размещенную поадресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, б-р Чавайна, д. 36 следующего содержания:

 

 

 

 

поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать ИП В. (<…>) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                                   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны