Определение №ОЕ/2281/23 определение о возбуждении дела № 012/05/21-366/2023 в отноше... от 5 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 012/05/21-366/2023

по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

«05» мая 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России <...>, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы «Полторашка. Реклама пива запрещена, поэтому ее здесь нет! Согласно требованиям, установленным в 21 статье действующего Федерального закона № 38 ФЗ «О рекламе», расположенной на фасаде здания по адресу: Республика Марий Эл, пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения рекламы «Полторашка. Реклама пива запрещена, поэтому ее здесь нет! Согласно требованиям, установленным в 21 статье действующего Федерального закона № 38 ФЗ «О рекламе» по адресу: Республика Марий Эл, пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12 следующего содержания:

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из содержания рекламы, следует, что объектом рекламирования является магазин «Полторашка», разливные напитки, в том числе алкогольные напитки.

Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Содержание, стиль оформления и подачи рассматриваемой информации свидетельствует о направленности на привлечение внимания неопределенного круга лиц - к представляемой алкогольной продукции.

Размещаемая на фасаде здания реклама направлена на привлечение внимания идущих по улице граждан, а не на покупателей в месте продажи алкоголя, поскольку любой прохожий, как совершеннолетний, так и нет, может увидеть данную рекламу.

В связи с чем, усматривается, что подобный способ размещения информации об алкогольной продукции подпадает под признаки рекламы.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – размещена на фасаде здания; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания потребителей к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Более того, 19.04.2023 Марийским УФАС России проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в котором на повестку совета была вынесена реклама «Полторашка. Реклама пива запрещена, поэтому ее здесь нет! Согласно требованиям, установленным в 21 статье действующего Федерального закона № 38 ФЗ «О рекламе», размещенная по адресу: Республика Марий Эл, пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12

Эксперты указали, что текст представленной информации в совокупности с названием магазина и изобразительными элементами однозначно вызывают ассоциацию с рекламой пива (алкогольной продукцией).

Словосочетание «реклама пива запрещена, поэтому ее здесь нет», является в данном случае прямой рекламой пива, т.к. упоминается рекламируемый товар (пиво), у потребителя создается впечатление, что в магазине «Полторашка» он может приобрести алкогольную продукцию, а сообщение о запрете рекламы пива привлекает дополнительный интерес к такой продукции, т. к. такое сообщение расположено рядом с пивным магазином и обрамлено изображением пивной закуски.

Привлечение внимания неопределенного круга лиц к пиву в данном случае выражается в том, что рекламная конструкция содержит надпись «пиво», «полторашка» (пиво зачастую разливается в бутылки объемом 1,5 л), изображение сушеной рыбы (которая считается традиционной закуской к пиву).

Так эксперты считают, что в данном случае информация должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

На основании изложенного, члены экспертного совета пришли к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой алкогольной продукции, следовательно, имеет признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе. Также эксперты указали, что размещение указанной информации таким способом недопустимо, так как реклама не соответствует требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Указанная рекламная конструкция располагается на фасаде здания, что противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

Кроме того, согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Как видно из фотографии спорной рекламы предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.

На основании вышеизложенного, Марийским УФАС России усматриваются признаки нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частями 6, 7 статьи 28 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель, требований пункта 5 части 2 статьи 21 – рекламораспространитель.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что предпринимательскую деятельность по адресу: Республика Марий Эл, пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12 осуществляет ИП С. (ИНН <...>, ОГРН <...>). Указанная рекламная конструкция располагается в месте осуществления предпринимательской деятельности ИП С.

Из изложенного следует, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы выступает ИП С.

Таким образом, антимонопольный орган усматривает в действиях ИП С. нарушение пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона о рекламе при распространении и размещении рассматриваемой рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 012/05/21-366/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 012/05/21-366/2023 к рассмотрению на 22 мая 2023 года в 10 часов 00 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

3. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения: ИП С. (ИНН <...>, ОГРН <...>).

4. ИП С. в срок до 17 мая 2023 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):

  1. признает ли индивидуальный предприниматель признаки нарушения законодательства о рекламе, установленные в соответствии с настоящим определением?

  2. изложить позицию о том, кто является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем указанной выше рекламы (с учетом положений статьи 3 Федерального закона «О рекламе»);

  3. каким образом и в какой форме были сделаны заявки на изготовление/размещение рекламной информации?

  4. кем разрабатывались, утверждались и были изготовлены макеты вышеуказанной рекламы?

  5. что, по Вашему мнению, является объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе?

  6. какова цель размещения рассматриваемой рекламы?

  7. информацию о стоимости услуг по доведению Вами до потребителей рассматриваемой рекламной информации «Полторашка. Реклама пива запрещена, поэтому ее здесь нет! Согласно требованиям, установленным в 21 статье действующего Федерального закона № 38 ФЗ «О рекламе», расположенной на фасаде здания по адресу: Республика Марий Эл, пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12. Приложить документальные доказательства (договор, счет на оплату, акт выполненных работ и др.);

  8. сведения о том, какие товары (разливные напитки) имелись в продаже в магазине «Полторашка» 07.12.2022 и на дату представления сведений в соответствии с настоящим определением;

  9. копии правоустанавливающих документов на занимаемое помещение по адресу пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12;

  10. иные сведения и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

 

Сообщаем, что Вы вправе принять участие в заседании комиссии посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/7539778688.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

 

 

 

Заместитель руководителя управления - начальник отдела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Иванова Е.Г.

тел.8(8362) 41-76-21 вн.012-305

 

 

2023-2660

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны