Протокол, выписка из протокола №ОТ/5379/23 ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-865/2023 об административном правонар... от 16 октября 2023 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-865/2023

об административном правонарушении

 

«16» октября 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Протокол составлен специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <...> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Совкомбанк» (ОГРН: 1144400000425, ИНН: 4401116480) по факту нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении в эфире федерального телеканала «ТВ3» рекламы ПАО «Совкомбанк» «Кредит до 5 млн. рублей 6,9%» (решение Марийского УФАС России от 29.09.2023 по делу № 012/05/28-687/2023).

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частями 1, 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Российская Федерация.

Время совершения административного правонарушения: период с 23.03.2023 по настоящее время.

Марийским УФАС России в ходе проведения осмотра рекламы в марте 2023 года установлен факт распространения в эфире федерального телеканала «ТВ3» рекламы ПАО «Совкомбанк» «Кредит до 5 млн. рублей 6,9%», содержащей признаки нарушения статей 5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Определением от 31.07.2023 возбуждено дело № 012/05/28-687/2023 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы в отношении ПАО «Совкомбанк».

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 29.09.2023 по делу №012/05/28-687/2023 рассмотренная реклама признана ненадлежащей в связи с нарушением указанных статьей Закона о рекламе ввиду следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная информация: «Кредит до 5 млн. рублей 6,9%» привлекает интерес потребителей ПАО «Совкомбанк» и его кредитному продукту и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания к данным объектам и поддержание интереса к ним.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий вклада.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Указанный рекламный видеоролик длится 10 секунд и сопровождается 4 слайдами, длительностью 2-3 секунды. Поясняющий текст в сносках выполнен трудным для восприятия способом мелким нечитаемым шрифтом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.

Доводы общества о том, что вся информация в поясняющих сносках является доступной, а скорость сменяемости слайдов не препятствует корректному восприятию информации о кредите, по мнению Марийского УФАС России, является не соответствующим делу, поскольку данная информация выполнена мелким шрифтом, содержит ссылки на сайт https://sovkombank.ru и страницу кредита https://sovkombank.ru/credits/cash/praim-vygodnii и является объемной для восприятия в рамках ограниченного времени показа в эфире телеканала.

Марийское УФАС России приходит к выводу, что ПАО «Совкомбанк» фактически не предоставило информацию, необходимую в силу требований законодательства о рекламе к рекламе финансовых услуг.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет как рекламодатель.

Согласно представленным документам и пояснениям следует, что ПАО «Совкомбанк» является рекламодателем рассматриваемой рекламы, транслируемой на телеканале «ТВ 3».

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административная ответственность за нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе установлена для кредитных организаций частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в присутствии представителя ПАО «Совкомбанк» <...> по доверенности № 66 от 25.01.2023 посредством видеоконференцсвязи через систему «TrueConf».

 

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: 27 октября 2023 года в 10 час. 00 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

 

С протоколом ознакомлен(а),

права и обязанности разъяснены.

Даю согласие на

обработку персональных данных. ________________________________

(ФИО, подпись лица, привлекаемого

к административной ответственности)

<...>

(Ф.И.О. составившего протокол)

«16» октября 2023 г. ______________

(подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

Представитель ПАО «Совкомбанк» с административным правонарушением не согласна, считает, что в действиях общества отсутствует нарушение законодательства о рекламе, также просила приобщить к материалам дела направленные письменные пояснения общества от 12.10.2023 вх. № 7294-ЭП/23.

Также представитель ПАО «Совкомбанк» отметила, что оценка времени прочтения текстовой информации в рекламе является субъективной и Марийским УФАС России неправомерно сделан вывод о недобросовестности рекламы, так как фиксация затраченного времени для прочтения уточняющих сведений в рекламе с помощью секундомера является ненадлежащей.

 

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

(ФИО лица, получившего протокол)

« »_____________2023 г. _______________________(подпись)

 

Сообщаем, что Вы вправе принять участие в рассмотрении дела посредством удаленного доступа по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/5353112896.

Информацию о невозможности участия в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 26 октября 2023 года.

 

 

 

Связанные организации

ПАО "Совкомбанк" (основной)
ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425