Решение №ОЕ/668/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-943/2022 о нарушении законодатель... от 13 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 012/05/7-943/2022 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

«13» февраля 2023 года                                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «10» февраля 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «13» февраля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела <...>;

член Комиссии – главный государственный инспектор <...>,

член Комиссии – ведущий специалист- эксперт <...>,

рассмотрев дело № 012/05/7-943/2022, возбужденное в отношении ИП К. по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы магазина «Vape Club» по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 90Б, в присутствии представителя ИП К. – <...> на основании доверенности от 12.01.2023 (участие посредством видео-конференц связи), в отсутствии заявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ИП К. по признакам нарушения Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы магазина «Vape Club» по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 90Б, следующего содержания:

 

Основанием для возбуждения дела явилось обращение <...> (рег.номер 9318-ЭП/22 от 06.12.2022).

Определением от 23.12.2022 возбуждено дело № 012/05/7-943/2022 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе в отношении ИП К.

На заседании Комиссии 23.01.2023 представитель ИП К. пояснил, что при размещении рассматриваемой рекламы предпринимателем было согласовано размещение рекламной конструкции, что подтверждается представленными документами. Кроме того, представителем предпринимателя отмечено, что в рекламе используется зарегистрированный товарный знак.

Вместе с тем, в ходе заседании Комиссии представитель ИП К. признал, что указанная реклама содержит образы, которые могут ассоциироваться с процессом курения.

Также лицом было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью демонтажа части изображения и подписи «жидкости, электронные сигареты».

В связи с вышеизложенным, рассмотрение дела № 012/05/7-943/2022 было отложено на 06.02.2023.

Письмом от 06.02.2023 ИП К. представила сведения о том, что рассматриваемая реклама демонтирована (убрано спорное изображение, а также подпись «жидкости, электронные сигареты»).

Комиссией был объявлен перерыв в заседании до 10.02.2023.

После перерыва представитель ИП К.-<...> (участие посредством видео-конференц связи) также подтвердил, что спорная реклама демонтирована.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, устные и письменные пояснения пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная информация (жидкости, электронные сигареты), а также графическое изображение привлекают интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже курительных принадлежностей и аксессуаров к ним, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

- распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

- использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

- использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.

Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, кальянов, любым способом.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Из анализа текста рассматриваемой рекламы и общего оформления рекламы следует, что магазин «Vape Club» осуществляет реализацию курительных принадлежностей (электронные сигареты, жидкости).

Таким образом рассматриваемая информация является рекламой курительных принадлежностей, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

При этом, довод предпринимателя о том, что при рекламировании используется зарегистрированный товарный знак, а, следовательно, реклама не нарушает законодательство о рекламе, является ошибочным, поскольку при размещении рекламы ее содержание должно соответствовать общим требованиям действующего законодательства, а также специального законодательства, следовательно, лицу, являющемуся рекламодателем и рекламораспространителем необходимо учитывать ограничения и запреты, а также правила, установленные законодательством.

Так, сама по себе регистрация какого-либо изображения в качестве товарного знака не может служить доказательством правомерности использования его при размещении рекламы.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Марийским УФАС России установлено, что деятельность в магазине по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 90Б, осуществляет ИП К., которая рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы. Указанное также не оспаривалось предпринимателем.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исходя из того, что на момент рассмотрения дела рассматриваемая реклама была демонтирована, о чем были представлены документальные доказательства, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено. Таким образом, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу ИП К. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>, <...>), размещенную над входом в магазин «Vape Club» по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 90Б, следующего содержания:

 

поскольку она не соответствует требованиям части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны