Определение №АБ/650/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 012/05/5-99/2024 и назначен... от 15 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 012/05/5-99/2024 и назначении дела к рассмотрению
«15» февраля 2024 года г. Йошкар-Ола
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>, рассмотрев материалы по факту распространения на телеканалах «Россия 1», «Россия 24» рекламы: «Мёд из Башкирии. С 12 по 21 января ДК им. Ленина. Скидки»,
УСТАНОВИЛ:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступило обращение от 15.01.2024 вх. № 225-ЭП/24 о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Из текста обращения следует, что на телеканалах «Россия 1», «Россия 24» распространяется рекламный ролик о реализации ИП М. мёда и продукции пчеловодства, произведенных в Республике Башкортостан, что не соответствует действительности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация подпадает под определение, данное в статье 3 Закона о рекламе, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
По смыслу статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Так, в рассматриваемом рекламном ролике сообщается «Мёд из Башкирии. С 12 по 21 января ДК им. Ленина. Скидки».
Однако Комитетом ветеринарии Республики Марий Эл установлено, что по адресу: Республика Марий Эл, ул. Машиностроителей, д. 22А (ДК им. Ленина) реализацию продукции меда пчелиного и продукции пчеловодства осуществляла ИП М. На мед пчелиный было предоставлено ветеринарное свидетельство от 16 декабря 2022 г. № 17103287603. Согласно электронному ветеринарно-сопроводительному документу пчелиный мёд выработан на пасеке ЛПХ Харичевой О.И. (Белгородская обл., Ровеньский район, п. Ровеньки, ул. Докучаева, д. 36).
Таким образом, в рассматриваемой рекламе присутствует не соответствующая действительности информация о месте производства товара, поскольку установлено, что указанный товар был произведен в Белгородской области.
Марийским УФАС России установлено, что между ООО «Июль» и ИП М. заключен договор №789 от 22.03.2023 об оказании услуг по обеспечению размещения рекламных материалов в эфире телеканалов.
Из письменных пояснений ООО «Июль» установлено, что рекламный ролик «Мёд из Башкирии. С 12 по 21 января ДК им. Ленина. Скидки» размещался с 11 января 2024 г. по 19 января 2024 г.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП М. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>).
На основании изложенного, в действиях ИП М. усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Возбудить производство по делу № 012/05/5-99/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Назначить дело № 012/05/5-99/2024 к рассмотрению на 6 марта 2024 года в 10 часов 00 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
- Признать лицами, участвующими в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП М. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>);
- заявитель: РОО «Общество пчеловодов Республики Марий Эл «МарийОтар».
4. ИП М. в срок до 05.03.2024 представить в Марийское УФАС России следующие сведения и документы:
- признает ли индивидуальный предприниматель нарушение законодательства о рекламе в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении? Представить письменную мотивированную позицию;
- информацию о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем указанной информации с учетом статьи 3 Закона о рекламе;
- копии ветеринарных свидетельств и иных документов на продукцию, реализованную Вами в период с 12 января по 21 января 2024 года по адресу:
Республика Марий Эл, ул. Машиностроителей, д. 22А (ДК им. Ленина);
- копии договоров, в соответствии с которыми проводились выставки продажи мёда и продукции пчеловодства в период с 12 января по 21 января 2024 года по адресу: Республика Марий Эл, ул. Машиностроителей, д. 22А (ДК им. Ленина);
- иные документы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу.
Сообщаем, что Вы вправе принять участие в рассмотрении дела № 012/05/599/2024 посредством удаленного доступа. Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/0341836558.
Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 05 марта 2024 года до 17:00.
Председатель Комиссии