Постановление №ОЕ/6552/23 Постановление №012/04/14.3-985/2023 ИП Ч. от 18 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/14.3-985/2023

об административном правонарушении

 

«14» декабря 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <...>, рассмотрев протокол от «08» ноября 2023 года и материалы дела № 012/04/14.3-985/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП Ч. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) по факту нарушения пункта 3 части 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» при размещении и распространении рекламы курительных принадлежностей «TASTYTOWNYO кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм, рекламы, размещенной на конструкции на окне торгового объекта с изображением фигуры человека в окружении дыма (пара) по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон), а также рекламы «TASTYTOWNYO Pod-системы Жидкости Электронные сигареты Кальяны» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27 (решение по делу № 012/05/7- 916/2023 от 11.10.2023), в отсутствии ИП Ч.,

 

 

УстановилА:

 

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения наружной рекламы по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) следующего содержания:

 

 

Также специалистами Марийского УФАС России в ходе осмотра по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27 установлен факт размещения рекламы курительных принадлежностей следующего содержания:

 

 

Марийским УФАС России в отношении ИП Ч. возбуждено дело № 012/05/7-916/2023 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7, пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

Решением Комиссии Марийского УФАС России по делу № 012/05/7- 916/2023 от 11.10.2023 реклама курительных принадлежностей «TASTYTOWNYO кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм, реклама, размещенная на конструкции на окне торгового объекта с изображением фигуры человека в окружении дыма (пара) по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон), а также реклама «TASTYTOWNYO Pod-системы Жидкости Электронные сигареты Кальяны» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27 признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ главным государственным инспектором отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <...> в отсутствии ИП Ч., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола (в адрес ИП Ч. 20.10.2023 направлено уведомление о составлении протокола исх. №ОЕ/5483/23, которое не было получено, почтовое отправление 80099089765265 возвращено в адрес Марийского УФАС России).

Копия протокола направлена по адресу регистрации ИП Ч.

Определением от 21.11.2023 рассмотрение дела отложено и назначено на 14.12.2023 (определение об отложении рассмотрения дела от 21.11.2023 исх.№ОЕ/6039/29 направлено в адрес ИП Ч., почтовое отправление 80100890034546 возвращено в адрес отправителя).

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Комиссией установлено, что в торговых объектах по адресам Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27, РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) реализуется различная продукция: кальяны, электронные сигареты, жидкости, комплектующие, различные курительные принадлежности и иные товары.

Рассматриваемые изображения, размещаемые в месте реализации товаров, содержат перечисления реализуемых товаров: «кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы», «Pod-системы Жидкости Электронные сигареты Кальяны». Также имеются ссылки на группы TASTY TOWN в социальных сетях Вконтакте и Телеграмм.

При переходе по адресам TASTY TOWN в социальных сетях Вконтакте и Телеграмм установлено, что в рассматриваемых группах размещается информация о деятельности сети магазинов TASTY TOWN в г.Йошкар-Ола, сведения о реализуемых товарах, проводимых акциях:

 

 

 

 

 

В рассматриваемой информации перечисление наименований товаров и курительных принадлежностей используется в совокупности со ссылками на источники получения информации о товарах, реализуемых в торговых объектах Tasty Town. В социальных сетях Вконтакте и Телеграмм TASTY TOWN размещается подробное описание товаров и курительных принадлежностей, с приведением изображений, свойств, характеристик, цены.

По своему содержанию и формату размещения рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания всех посетителей данных торговых точек и поддержание интереса как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой продукции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что размещенная информация «TASTYTOWNYO кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм, а информация, размещенная на конструкции на окне торгового объекта с изображением фигуры человека в окружении дыма (пара) по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) является рекламой, поскольку привлекает внимание потребителей к объектам рекламы: кальянам, электронным сигаретам, курительным принадлежностям, реализуемым в магазине Tasty Town. Также размещенная информация «TASTYTOWNYO Pod-системы Жидкости Электронные сигареты Кальяны» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27 является рекламой, поскольку привлекает внимание потребителей к объектам рекламы - кальянам, электронным сигаретам, курительным принадлежностям, реализуемым в магазине Tasty Town.

В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон №15-ФЗ) в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона №15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежнойстей, устройств для потребления никотиносодержащей продукции.

Электронные сигареты, кальяны, pod-системы, в том числе жидкости для них используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях. Таким образом, электронные сигареты, кальяны, pod-системы отнесены к категории товаров, подобных курительным принадлежностям.

Рассматриваемая реклама «TASTYTOWNYO кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм, а также реклама, размещаемая на конструкции на окне торгового объекта с изображением фигуры человека в окружении дыма (пара) по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон), и реклама «TASTYTOWNYO Pod-системы Жидкости Электронные сигареты Кальяны» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27 размещена с нарушением требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку представляет собой рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, что запрещено в соответствии с Законом о рекламе.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.

Размещаемая реклама по адресу РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) с изображением человека с дымом (паром) в области верхней части туловища, является демонстрацией процесса курения, размещена с нарушением требований пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку представляет собой рекламу различных устройств и курительных принадлежностей, а также демонстрирует процесс курения.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. Также ответственность за нарушение требований части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

По рассматриваемому адресу, в котором размещалась реклама, деятельность осуществляет ИП Ч. (ИНН <...>), являющаяся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе установлена частью 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ. нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Антимонопольным органом установлено, что ИП Ч. при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы мог предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина ИП Ч. в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: с июля 2023 года- дата фиксации размещения рекламы - по настоящее время.

Состав административного правонарушения пункта 3 части 5 статьи 5, пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», совершенного ИП Ч., образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия ИП Ч., направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;

- субъект правонарушения – ИП Ч.

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ИП Ч. имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ИП Ч. Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ИП Ч. содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ИП Ч. правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе.

Марийское УФАС России приходит к выводу, что совершенное правонарушение несет существенную угрозу правоохраняемым отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в пренебрежительном отношении рекламораспространителя к исполнению своих обязанностей в сфере соблюдения законодательства о рекламе, но и в пренебрежительном отношении к здоровью граждан Российской Федерации. Несоответствие спорной рекламы требованиям законодательства нарушает права и законные интересы потребителей на получение надлежащей и достоверной информации.

Под воздействием рекламы потребитель руководствуется зачастую эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность и отсутствие необходимых знаний у значительной части населения не позволяют потребителям принять взвешенное, обдуманное решение.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ИП Ч. правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.

Марийское УФАС России в качестве отягчающего обстоятельства признает привлечение ранее ИП Ч. к административной ответственности за распространение ненадлежащей рекламы. Так, ИП Ч. был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.3.1 постановлением от 03.11.2023 012/04/14.3.1-850/2023 (назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000,00 рублей, вступило в законную силу 05.12.2023).

Таким образом, должностное лицо, учитывая характер совершенного правонарушения, считает возможным назначить ИП Ч. административное наказание в виде штрафа в пределах размера санкции ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ в сумме 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, ч. 4 ст. 14.3.1, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, статьями 25, 33, 38 Закона о рекламе,

 

постановила:

 

Привлечь ИП Ч. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России), счет: 40102810545370000075

Банк получателя – ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола

БИК банка 018860003, счет получателя 03100643000000010800

код бюджетной классификации 16111601141019002140

УИН 16100500000001841373

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: квитанция для оплаты штрафа.

 

Заместитель руководителя управления - начальник отдела

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны