Определение №ОЕ/3085/23 Определение о возбуждении дела (ООО Федлекс) от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

о возбуждении дела № 012/05/5-525/2023 и назначении дела к рассмотрению 

«15» июня 2023 года г. Йошкар-Ола

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <...>, рассмотрев материалы по факту распространения ООО «Федлекс» рекламы содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Марийского УФАС России установлен факт размещения рекламы об оказании услуг по оформлению отсрочки от призыва на военную службу, размещенная на странице с результатами поиска в поисковой системе «Яндекс» (контекстная реклама) в сети «Интернет» следующего содержания:

 

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования являются услуги по оформлению отсрочек от призыва на военную службу.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет службу в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (далее – Положение №565) годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с установленными требованиями к состоянию здоровья.

По результатам медицинского освидетельствования врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям (п. 18 Положения № 565):

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Таким образом, по результатам медицинского освидетельствования гражданин может быть признан годным к военной службе, годным к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годным к военной службе, временно не годным к военной службе или не годным к военной службе.

После прохождения призывником медицинской комиссии в военный билет заносится отметка о категории годности к военной службе.

Однако рассматриваемая реклама может побуждать к тому, что военный комиссариат не исполняет свои функции надлежащим образом, что может дискредитировать данный орган.

Более того, реклама может создавать впечатление того, что воспользовавшись услугами общества призывнику будет гарантирована отсрочка от прохождения военной службы, либо полное освобождение от военной службы.

Вместе с тем, уклонение от призыва на военную службу, при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы, является уголовно наказуемым преступлением.

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Марийским УФАС России 19.04.2023 г. проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в котором на повестку совета было вынесено рассмотрение данной рекламной информации. На рассмотрении большинство экспертов пришло к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой, в которой содержится побуждение к совершению противоправных действий. Реклама может ввести потребителей в заблуждение, создает впечатление об обеспечении обществом гарантии получения отсрочки от прохождения от военной службы и побуждает к приобретению услуги по получению у данного общества военного билета.

Данная позиция была озвучена членами Экспертного совета с точки зрения восприятия рекламы в качестве потребителей.

С учетом изложенного, в контекстной рекламе «Бесплатная консультация по вопросам получения военника. Нет времени думать! Помогли более 50 тыс призывникам. 7 лет помогаем людям законно! Поддержка 24/7. Отсрочка. Без взяток и «покупок». Доведем до результата…» размещавшейся в сети Интернет, содержатся признаки нарушения части 1, пункта 2 части 2, пункта 1 части 4, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушения части 1, пункта 2 части 2, пункта 1 части 4, части 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Федлекс».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 012/05/5-525/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 012/05/5-525/2023 к рассмотрению на 30 июня 2023 года в 10 часов 00 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

3. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе: ООО «Федлекс» (ИНН 6330075453, ОГРН 1176313006924, адрес регистрации: 443050, Самарская область, г. Самара, ул. Молодежная, д. 8, кв. 18);

4. ООО «Федлекс» в срок до 28.06.2023 г. представить в Марийское УФАС России следующие сведения и документы:

1) кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы (с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»);

2) признает ли общество нарушение законодательства о рекламе в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении? Представить письменную мотивированную позицию;

3) платежные документы (счета - фактуры, платежные поручения и иные документы), подтверждающие факт оплаты за размещение вышеуказанной рекламы;

4) сведения о периоде размещения рассматриваемой рекламной информации;

5) иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

5. Явка лица, участвующего в деле (либо его представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью), является правом, а не обязанностью.

Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2287064443.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 27 июня 2023 года до 17:00.

 

 

Заместитель руководителя управления - начальник отдела

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «Федлекс»
ИНН 6330075453, ОГРН 1176313006924