Решение б/н решение по делу от 24 мая 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов .,
член Комиссии – ведущий специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов ,
член Комиссии – специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов .,
рассмотрев дело № 012/05/24-31/2019, возбужденное в отношении ИП Я по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в размещении в № 13 (954) от 05 января 2019 года газеты «Ваш новый день» на странице 16 рекламы экспертно-диагностического центра «БлагоДар», в отсутствии лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступило обращение гражданина от 17.01.2019 вх. № 6-К о нарушении законодательства о рекламе при размещении рекламы в номере №1 (954) от 05.01.2019 газеты «Ваш новый день» следующего содержания:
Определением от 26.02.2019 Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе № 012/05/24-31/2019.
На заседание комиссии ИП Я заявлено письменное ходатайство от 23.05.2019 вх. № 5602 об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью принятия участия в рассмотрении дела.
-
-
-
- пункту 1.9 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее – Административный регламент) лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю имеют права осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя.
-
-
Пунктом 1.10 Административного регламента определено, что с момента возбуждения дела лица, участвующие в деле, имеют право давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии и приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам.
О чем Вам было сообщено в определениях об отложении дела № 012/05/24-31/2019 от 10.04.2019, от 13.05.2019, однако, в ходе рассмотрения дела Вами не представлялись письменные пояснения, а также не направлен представитель.
Кроме того, в пунктах 2.21-2.22 Административного регламента закреплено, что дело по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматривается Комиссией в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на два месяца.
Дело № 012/05/24-31/2019 по признакам нарушения законодательства о рекламе возбуждено 26.02.2019, следовательно, дело должно быть рассмотрено до 26.05.2019.
В связи с указанным Комиссия отказывает ИП Я в удовлетворении ходатайства об обложении рассмотрения дела.
Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).
Из анализа текста рекламы экспертно-диагностического центра «Благодар» следует, что объектом рекламирования выступает указанный центр и услуги, оказываемые данной организацией, в частности услуги личного, семейного и детского психолога, судебного эксперта в области психологии и психофизиологии, а также коррекционные и развивающие занятия с детьми и взрослыми.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи печатного издания, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Частью 7 статьи 24 Закона о рекламе установлено, что реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Однако, рассматриваемая реклама распространена в Республиканском рекламно-информационном еженедельнике «Ваш новый день» (свидетельство ПИ № 18-0021 от 03.05.2000).
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих специальных методов.
Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принятому и введенному в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, клинический психолог входит в группу 2212 Врачи-специалисты.
Врачи-специалисты диагностируют, лечат и предотвращают заболевания, болезни, травмы и другие физические и умственные нарушения у людей с использованием методов испытаний, диагностики, медицинских, хирургических, физических и психиатрических методов на основе применения принципов и процедур современной медицины. Они специализируются на определенных категориях заболеваний, типах пациентов или методах лечения и могут осуществлять деятельность в сфере медицинского образования и научно-исследовательскую деятельность в выбранной области специализации.
В примечании также указано, что занятия, включенные в данную начальную группу, требуют получения высшего медицинского образования, а также послевузовского образования в области специализации.
ИП Я представлена копия диплома о профессиональной переподготовке 121400001803 № 51 от 13.12.2014, согласно которому Я предоставлено право на ведение профессиональной деятельности в сфере клиническая психология.
Таким образом, реклама услуг клинического психолога является рекламой медицинской услуги, и должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В письменных пояснениях ИП Х указал, что им заключен договор № ХРП 00000000024 от 01.01.2019 с ИП Я, согласно которому ИП Х обязуется разместить рекламный, информационный материал ИП Я. в еженедельной бесплатной рекламно-информационной газете.
Таким образом, рекламодателем является ИП Я., рекламораспространителем ИП Х
В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 24 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В материалах дела отсутствуют доказательства, отражающие прекращение ИП Я распространения рассматриваемой рекламы в газете «Ваш Новый День» в настоящее время.
На основании изложенного, Марийское УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи ИП Я предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу экспертно-диагностического центра «БлагоДар», распространенную в газете «Ваш новый день» в № 13 (954) от 05 января 2019 года на странице 16, следующего содержания:
поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии