Решение №АБ/1979/23 решение по жалобе ООО "Глобал" от 21 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-315/2023

 

18 апреля 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии:

<...> — заместитель руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<...> — ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> — специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика — ГБУ РМЭ «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн» <...> (доверенность от 12.04.2023);

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «Глобал» — генерального директора <...>;

рассмотрев жалобу ООО «Глобал» от 11.04.2023 на действия заказчика при проведении открытого электронного аукциона на поставку видеоэндоскопической стойки с принадлежностями (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0308200003523000064 от 05.04.2022),

установила:

 

Заказчиком проводился электронный аукцион в открытой форме на поставку видеоэндоскопической стойки с принадлежностями.

В соответствии с часть 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России 11.04.2023 поступила жалоба ООО «Глобал» на положения извещения вышеуказанного электронного аукциона.

С учетом письменных уточнений заявитель приводит следующие доводы.

1. Заказчиком установлены излишние требования к объекту закупки, ограничивающие конкуренцию. В описании объекта закупки указан «Видеопроцессор медицинский эндоскопический» - «Электронный блок для подключения видеоэндоскопов диагностических для взрослых, для детей; терапевтических. видеогастроскопов, видеоколоноскопов, видеодуоденоскопов, видеобронхоскопов, фиброскопов, цистоскопов и ультразвуковых эндоскопов», так как, в рамках настоящего аукциона заказчиком приобретаются только видеобронхоскопы, видеоколоноскопы, видеогастроскопы, соответственно требование, что видеопроцессор должен подходить в том числе к видеодуоденоскопам, фиброскопам, цистоскопам и ультразвуковым эндоскопам является по мнению заявителя излишним.

2. В описании объекта закупки заказчиком указано, что закупаемое оборудование должно иметь функцию «Поддержка технологии оптико-цифрового исследования с использованием узкополосного света или режимов улучшения качества изображения структуры слизистой, улучшения контрастности, улучшение оттенка цветности изображения», которая является технологией конкретного производителя (товарный знак «Pentax», Япония), и отсутствует в такой интерпретации у других производителей, что является ограничивающим конкуренцию фактором.

3. Отсутствие указаний на то, что по заявленным заказчиком характеристикам, необходимо указывать конкретные значения установленных характеристик, отсутствие инструкции по чтению отдельных символов, слов, использованных при описании объекта закупки в отношении закупаемого товара по характеристике «Диапазон глубины резкости мм».

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком 05.04.2023 в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) размещено извещение № 0308200003523000064 об осуществлении электронного аукциона на поставку видеоэндоскопической стойки с принадлежностями (далее — Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 20.04.2023.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 20.04.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 21.04.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 8 000 000,00 рублей.

1. Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.

Установлено, что приложением к извещению о проведении закупки является описание объекта закупки, из которого следует, что заказчику требуется видеопроцессор медицинский эндоскопический, который должен иметь электронный блок для подключения видеоэндоскопов (диагностических для взрослых, для детей; терапевтических. Видеогастроскопов, видеоколоноскопов, видеодуоденоскопов, видеобронхоскопов, фиброскопов, цистоскопов и ультразвуковых эндоскопов).

Из письменных пояснений заказчика следует, что описание объекта закупки осуществлено с использованием ГОСТ Р 56278-2014.

В соответствии с пунктом 4.3.1 ГОСТа Р 56278-2014 видеоэндоскопические комплексы должны иметь приборный состав и технические характеристики для выполнения, предусмотренного поставщиком назначения и применения в нормальных условиях их эксплуатации.

В соответствии с пунктом 4.3.2 ГОСТа Р 56278-2014 в вышеуказанном ГОСТ приведены рекомендательные характеристики, которые должен иметь видеопроцессор и эндоскопы, подходящие к нему.

В таблице 1 пункта 4.3.2 ГОСТа Р 56278-2014 указано, что формируя требования тендерных закупок, заказчик должен руководствоваться задачами предусмотренного применения/назначения ВЭ комплекса в медицинском учреждении.

Установлено, что описание объекта закупки содержит обоснования необходимости приобретения вышеуказанного оборудования, а именно заказчиком указано, что «фиброскопы», «цистоскопы», «ультразвуковые эндоскопы» и др. необходимы заказчику для оказания полного спектра диагностики ЛПУ, они имеются в наличии или будут приобретаться в дальнейшем, взамен вышедшим из строя или для расширения парка оборудования.

Таким образом, данное требование обусловлено потребностью заказчика исходя из специфики оборудования, следовательно, довод заявителя является необоснованным.

2. Из описания объекта закупки следует, что видеопроцессор медицинский эндоскопический должен иметь поддержку технологии оптико-цифрового исследования с использованием узкополосного света или режимов улучшения качества изображения структуры слизистой, улучшения контрастности, улучшение оттенка цветности изображения. Также указано обоснование необходимости включения характеристики в объект закупки - «Для улучшения визуализации и дифференциальной диагностики патологических участков слизистой».

По мнению заявителя, данная характеристика является технологией конкретного производителя (товарный знак «Pentax», Япония), и отсутствует в такой интерпретации у других производителей, что является ограничивающим конкуренцию фактором

Согласно письменным пояснениям заказчика, заказчик проводил маркетинговые исследования в целях изучения функционирующего рынка и определения возможности размещения заказа на закупку видеоэндоскопического комплекса, в результате которых были выявлены как минимум два производителя, соответствующих требованиям заказчика - «Olympus», «Pentax» с определенными техническими характеристиками.

Так, начальная (максимальная) цена контракта на поставку видеоэндоскопической стойки с принадлежностями обоснована Заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализом рынка):

- коммерческое предложение ИП Григоренко Т.И. от 02.02.2023 (стойка эндоскопическая «Pentax» (Япония);

- коммерческое предложение ООО «МедеорС» от 31.03.2032 (система эндоскопической визуализации «Олимпас Медикал Системс Корп» (Япония);

-  коммерческое предложение ООО «Панацея» от 30.03.2023 (стойка эндоскопическая «Pentax» (Япония).

Таким образом, из указанного следует, что под требования заказчика подходят как минимум товар двух различных производителей.

Между тем, как установлено в ходе рассмотрения жалобы данная характеристика является действительно технологией конкретного производителя (товарный знак «Pentax», Япония), однако, заказчиком и заявителем представлены сведения, согласно которым фактически спорная функция имеется и у других производителей:

- товарный знак Fujifilm (функция усиления структуры);

- товарный знак Olympus (узкоспектральная визуализация).

С учетом изложенного, само по себе установление данного требования к характеристике не влечет ограничения возможности предложить к поставке товар иного производителя.

Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС считает, что использование вышеуказанной характеристики (функции) заказчиком в описании объекта закупки может повлечь за собой отклонение заявок участников, которые использовали иную формулировку, предусмотренную другим производителем по спорной характеристике, при подачи заявки на вышеуказанный аукцион.

Таким образом, довод заявителя в данной части является обоснованным, в действиях заказчика имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Заявитель полагает, что в документации к аукциону отсутствует указание на то, что по заявленным заказчиком характеристикам, необходимо указывать конкретные значения установленных характеристик, отсутствие инструкции по чтению отдельных символов, слов, использованных при описании объекта закупки в отношении закупаемого товара по характеристике «Диапазон глубины резкости мм», может ввести участников закупки в заблуждение.

Комиссией установлено, что заказчиком в описание объекта закупки указан показатель «Диапазон глубины резкости, мм не менее 4-100».

Установлено, что в описании объекта закупки заказчиком указано, что данная характеристика является диапазонной и указывается в диапазоне. Например: «4-100», «3-100», «2-150» и т. д.».

На заседании Комиссии представитель заявителя также пояснил, что с учетом разъяснений заказчика, каких-либо трудностей с заполнением заявки на участие в закупке не имеется.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

Кроме того, в процессе рассмотрения жалобы данный довод заявителем был отозван.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, в том числе об аннулировании определения поставщиков.

С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Глобал» обоснованной в части второго довода.

2. Признать в действиях заказчика - ГБУ РМЭ «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности по части 1.4 стать 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ГБУ РМЭ «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн»
ИНН 1215033103, ОГРН 1021200773208
ООО «Глобал»
ИНН 7604297808, ОГРН 1167627052559