Решение б/н дело № 012/01/15-1036/2021 о нарушении антимонопольного зако... от 24 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 012/01/15-1036/2021

                                                                                                                               г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть объявлена 10 марта 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…> - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Председатель Комиссии;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 012/01/15-1036/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Волжского муниципального района по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в бездействии по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:0000000:3702, площадью 785 034 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

в отсутствие представителя ответчика - Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района, надлежаще извещенного о дате, месте и времени рассмотрения,

руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее — антимонопольный орган) по результатам рассмотрения обращения ООО «Основание» усмотрело в действиях Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» Республики Марий Эл признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем было принято решение о выдаче предупреждения.

Так, в рамках рассмотрения обращения было установлено, что в Администрацию муниципального образования «Волжский муниципальный район» Республики Марий Эл поступило заявление от 16.09.2020 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 12:15:0000000:3702, площадью 785 034 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу пункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Бездействие Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации по устранению препятствий, вследствие которых невозможно проведение торгов по земельному участку нарушает права заявителей, подавших заявления о предоставлении земельных участков, а также неограниченного круга лиц, которые заинтересованы в предоставлении данного земельного участка.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 указанной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике              Марий Эл 02.02.2021 на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл в связи с наличием в его действиях признаков нарушения  антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в бездействии по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:0000000:3702, площадью 785 034 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства по обращению ООО «Основание», выдано предупреждение (исх. № 02-16/29) о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в тридцатидневный срок с момента получения предупреждения.

О выполнении данного предупреждения необходимо было сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Однако 01.07.2021 (исх. № 2339) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступило ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения.

В частности, в рамках рассмотрения указанного ходатайства установлено, что администрацией Волжского муниципального района подано в суд исковое заявление о снятии данного земельного участка с кадастрового учета (номер дела А38-1844/2021), заседание по которому отложено на 09.08.2021.

Вместе с тем, 09.08.2021 Арбитражный суд Республики Марий Эл вынес повторное определение об отложении судебного разбирательства по делу № А38-1844/2021, назначив рассмотрение на 25.08.2021.

01.09.2021 в адрес антимонопольного органа поступило ходатайство от администрации Волжского муниципального района о продлении срока выполнения предупреждения от 02.02.2021 № 02-16/29 в связи с отложением Арбитражным судом Республики Марий Эл рассмотрения дела № А38-1844/2021 на 21.09.2021.

27.09.2021 в Марийское УФАС России поступило ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения от 02.02.2021 № 02-16/29 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу № А38-1844/2021 от 21.09.2021 (вступило в силу 29.10.2021).

Учитывая изложенные обстоятельства, в том числе действия Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл, направленные на выполнение предупреждения, Марийское УФАС России продлило срок выполнения предупреждения от 02.02.2021 № 02-16/29 до 01 ноября 2021 года включительно.

Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу № А38-1844/2021 вступило в силу 29.10.2021.

09.11.2021 (вх. № 10303) Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации представил в адрес Марийского УФАС России письмо, согласно которому администрация считает необходимым преобразовать данный земельный участок, путем перераспределения земельного участка, исключив допущенные при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории вклинивания и вкрапливания, однако каких-либо документов, свидетельствующих о принятии мер в материалы дела не представлено.

Таким образом, данное бездействие Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации расценивается как неисполнение предупреждения антимонопольного органа от 02.02.2021, оснований для продления срока исполнения предупреждения установлено не было, Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации в антимонопольный орган не представлено достаточных документальных доказательств о принятии мер к проведению и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:0000000:3702.

В силу части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Приказом Марийского УФАС России от 17.11.2021 № 162 в отношении Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации возбуждено дело по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите о конкуренции, выразившегося в бездействии по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:0000000:3702, площадью 785 034 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках проведенного краткого обзора установлено, что рынок предоставления права пользования муниципальным имуществом – земельным участком с кадастровым номером 12:15:0000000:3702, площадью 785 034 кв.м. разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, не является закрытым и ограниченным в связи с тем, что любой хозяйствующий субъект вправе принять участие в соответствующих торгах, следовательно, является конкурентным.

В ходе рассмотрения дела № 012/01/15-1036/2021 о нарушении антимонопольного законодательства указанное нарушение не устранено, аукцион не проведен. Иные документы, свидетельствовавшие об исполнении предупреждения, в материалы дела не представлены.

            При таких обстоятельствах, Комиссия в соответствии с частями 1, 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приходит к выводу, что в действиях ответчика имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:0000000:3702, площадью 785 034 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Оснований, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции для прекращения рассмотрения дела не установлено.

Замечаний (возражений) на заключение об обстоятельствах дела ответчиком в материалы дела не представлено.

Пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренцию комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что в настоящее время конкурсные процедуры на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка ответчиком не проведены, Комиссия принимается решение о выдаче в адрес ответчика обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:0000000:3702, площадью 785 034 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны