Решение №АБ/1791/23 решение по делу № 012/05/7-23/2023 в отношении ИП А. от 13 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 012/05/7-23/2023
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«13» апреля 2023 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «13» апреля 2023 года
Полный текст решения изготовлен: «13» апреля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдел контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <...>,
член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,
член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,
рассмотрев дело № 012/05/7-23/2023, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ИП А., <...>, <...> по факту распространения рекламы «POD-СИСТЕМЫ, BRUCKO, IZI, HQD, HUSKY, BOSHKI» по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 55/1, в отсутствии ИП А., <...>., <...>., надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения наружной рекламы «POD-СИСТЕМЫ, BRUCKO, IZI, HQD, HUSKY, BOSHKI» по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 55/1 следующего содержания:
Марийским УФАС России в отношении ИП А. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) 17.01.2023 возбуждено дело № 012/05/7-23/2023 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
-
Определением от 23.03.2023 Марийское УФАС России привлекло в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе А.(<...>); <...> (<...>).
Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
В данном случае объектами рекламирования являются товары: POD-СИСТЕМЫ, BRUCKO, IZI, HQD, HUSKY, BOSHKI.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, поддержать интерес к нему и закрепить его образ в памяти потребителя.
Размещенная текстовая информация: «POD-СИСТЕМЫ, BRUCKO, IZI, HQD, HUSKY, BOSHKI» привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже никотиносодержащей продукции, курительных принадлежностей и дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.
При этом, отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
В рассматриваемой рекламе используется перечисление товаров, реализуемых по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 55/1.
Таким образом, информация, размещенная по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 55/1, является рекламой никотиносодержащей продукции, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон №15-ФЗ) в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона №15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Электронные испарители (в том числе жидкости для них) используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, и пришли к обоснованному выводу о том, что электронные испарители могут быть отнесены к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно пояснениям администрации городского округа «Город Волжск» от 30.12.2022 вх. № 10050-ЭП/22 деятельность в павильоне «DO YOU» по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 55/1 осуществляет ИП А, являющаяся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
Письмом от 30.01.2023 № 606-ЭП/23 ИП А. сообщила о демонтаже рекламы, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 55/1, после получения определения о возбуждении дела № 012/05/7-23/2023 и назначении дела к рассмотрению от 17.01.2023.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имеются.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать рекламу «POD-СИСТЕМЫ, BRUCKO, IZI, HQD, HUSKY, BOSHKI», размещенную по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 55/1, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии