Решение б/н Решение и предписание по делу № 03-47/33 о нарушении Админис... от 8 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFпо делу № 03-47/33 о нарушении антимонопольного законодательства
13 октября 2010 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября
В полном объеме решение изготовлено 13 октября
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Костюшина Е.К. – и.о. руководителя управления, членов Комиссии: Кукановой О.А. – начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Корниловой А.Г. – специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, рассмотрев дело № 03-47/33 по признакам нарушения Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» (Ленинский проспект, д.
у с т а н о в и л а:
Дело возбуждено по собственной инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о защите конкуренции.
Ответчик по делу: Администрация городского округа «город Йошкар-Ола» (далее – Администрация г. Йошкар-Ола)
Администрация г. Йошкар-Ола действует на основании Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (принят решением городского Собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 29.06.2005 № 101-IV) – далее Устав.
Администрация г. Йошкар-Ола является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола», наделенным действующим законодательством и Уставом, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл (пункт 1 статьи 47 Устава)
К полномочиям Администрации г. Йошкар-Олы относится решение вопросов местного значения, в том числе создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, а также решение иных вопросов в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Марий Эл, настоящим Уставом, решениями городского Собрания и не отнесенные к компетенции городского Собрания (статья 55 Устава).
Ответчик по делу: Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее – Минэкономразвития РМЭ)
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл действует на основании положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.05.2010 № 148 (ранее действовало на основании Положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, утв. Постановлением Правительства РМЭ от 13.12.2005 № 285) – далее Положение.
Согласно пункту 1 Положения Минэкономразвития РМЭ является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим в пределах полномочий Республики Марий Эл политику в сферах:
- экономического развития Республики Марий Эл;
- развития малого и среднего предпринимательства;
- торговой деятельности, общественного питания, бытового обслуживания населения.
Минэкономразвития РМЭ осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти Республики Марий Эл, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 3 Положения).
Согласно пункту 8 Положения основными задачами Министерства являются:
анализ экономического положения Республики Марий Эл, определение принципов и методов государственного регулирования в социально-экономической сфере;
разработка прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл;
разработка и реализация экономической политики Республики Марий Эл;
разработка предложений, реализация основных направлений и приоритетов единой государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, торговой деятельности, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Заинтересованные лица:
- ООО «Универсал»
ООО «Универсал» (ул. Эшкинина, 22а, г. Йошкар-Ола) действует на основании Устава, новая редакция которого утверждена решением участника общества № 5 от 21.09.2009, зарегистрированного в Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле за ГРН 20912151102735 (далее – Устав). Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 30.06.2004 серия <...> ОГРН 1041200416267, ИНН 1215095808. ООО «Универсал» является юридическим лицом, коммерческой организацией (пункты 4.1, 1.2 Устава).
Согласно пункту 3.1 Устава целью деятельности общества является извлечение прибыли. Предметом деятельности общества является, в частности, организация оптовой и розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами.
ООО «Универсал» осуществляет розничную торговлю через торговую сеть магазинов «Наш».
- ООО «Марийская фруктовая компания»
Юридический адрес: ул. Первомайская,
- ООО «Мегапол»
ООО «Мегапол» (ул. Волкова,
- ООО «Свит»
ООО «Свит» (ул. Складская, 22, корп.
- ООО «Старый Мастер-Трейд»
ООО «Старый Мастер-Трейд» (ул. Складская,
- ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»
ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» (ул. Литвинова,
- ООО «Фирма Техник»
ООО «Фирма Техник» (ул. Складская, 18а, г. Йошкар-Ола) действует на основании Устава, утвержденного решением учредителя от 08.10.2009 г., согласно пункту 2.2 которого общество вправе осуществлять такой вид деятельности как оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, в том числе пищевыми продуктами, включая напитки, табачными изделиями, алкогольными и другими напитками. ОГРН 1021200759579, ИНН 1215000348.
- ООО «Теплица»
ООО «Теплица» (ул. Прохорова, 49а, г. Йошкар-Ола) действует на основании Устава, утвержденного в новой редакции протоколом № 5 Общего собрания участников от 10 декабря 2009 года. Предметом деятельности общества является оптово-розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, а также иные виды деятельности, указанные в пункте 2.3 Устава. ИНН 1215048124, ОГРН 1021200751714.
- Филиал ЗАО «Тандер» в г. Чебоксары
ЗАО «Тандер» является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного в новой редакции единственным акционером 16.08.2010 генеральным директором ОАО «Магнит». Основным видом деятельности ЗАО «Тандер» согласно выписке из ЕГРЮЛ от 02.09.2010 № 06-50/3381 является розничная торговля алкогольными и другими напитками, в качестве дополнительных видов деятельности указаны оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, прочие виды деятельности.
Юридический адрес ЗАО «Тандер»: г. Краснодар, ул. Левандовского, 185; почтовый:
ЗАО «Тандер» осуществляет на территории Республики Марий Эл деятельность по розничной торговле, в том числе алкогольной продукцией, через сеть магазинов «Магнит». Интересы ЗАО «Тандер» на территории Республики Марий Эл представляет Филиал в городе Чебоксары Чувашской Республики (ул. Гражданская,
- ООО «Санлайт»
ООО «СанЛайт» (ул. Анникова,
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 17.11.2006 серия <...> ОГРН 1061215086448, ИНН 1215116092.
- ООО «Вкус»
Юридический адрес: ул. Кирова, 9а, оф.
- ООО ТКП «Жемчуг»
ООО ТКП «Жемчуг» (ул. Красноармейская,
- ООО «Радуга М»
ООО «Радуга М» (ул. Складская, 20а, г. Йошкар-Ола) действует на основании Устава, новая редакция которого утверждена решением участника общества от 14.08.2009, зарегистрированного в Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле за ГРН 2091215084992 (далее – Устав). Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 13.06.2007 серия <...> номер <...> , ОГРН 1071215005322, ИНН/КПП 1215122064/121501001.
Специалистами Марийского УФАС России на основании приказов от 04.05.2010 № 68 и от 21.06.2010 № 82 проведены внеплановые проверки соблюдения ООО «Универсал» и ООО ТКП «Жемчуг» требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В ходе проверки выявлено письмо Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 04.02.2010 № 021-30/611, которым в адрес указанных хозяйствующих субъектов были направлены рекомендации по ценообразованию на продукцию местных товаропроизводителей. К письму были приложены Рекомендованные условия ценообразования на водку и ликероводочные изделия с указанием наименования продукции, емкости и рекомендованной розничной цены на полке.
Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» разослало письмо от 04.02.2010 № 021-30/611 в адрес 14 предприятий розничной торговли (согласно информации от 31.05.2010 № 021-30/01-549-10):
- ООО «Радуга М» (ул. Складская, 20а, г. Йошкар-Ола);
- ООО «Универсал» (ул. Эшкинина, 22а, г. Йошкар-Ола);
- ООО ТКП «Жемчуг» (ул. Красноармейская,
- ООО «МФК» (Ленинский проспект,
- ООО «Мегапол» (ул. Волкова,
- ООО «Свит» (ул. Складская, 22, корп.
- ООО «Вкус» (ул. Кирова, 9а, оф.
- ООО «Старый мастер Трейд» (ул. Складская,
- ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» (ул. Литвинова,
- ООО «Алко-Маркет» (ул. В. Интернационалистов,
- ООО «Фирма Техник» (ул. Складская, 18а, г. Йошкар-Ола);
- ООО «Теплица» (ул. Прохорова, 49а, г. Йошкар-Ола);
- Филиал ЗАО «Тандер» в г. Чебоксары (ул. Гражданская, 77,
г. Чебоксары);
- ООО «Санлайт» (ул. Анникова,
В части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Признаком ограничения конкуренции является, в частности, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Вместе с тем, в тексте письма от 04.02.2010 № 021-30/611 указано, что Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» направило его в соответствии с письмом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл от 01.02.2010 № 012-565.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен.
Согласно объяснениям Администрации г. Йошкар-Ола от 23.07.2010 в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В Администрацию г. Йошкар-Ола было направлено распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 27.01.2010 № 24-р «О плане-прогнозе розничной реализации на территории городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов, произведенной на территории Республики Марий Эл, на 2010 год» (далее – распоряжение № 24-р). Пунктом 2 распоряжения № 24-р органам местного самоуправления было рекомендовано обеспечить реализацию плана-прогноза розничной реализации на территории городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов, произведенной на территории Республики Марий Эл, на 2010 год.
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл письмом от 01.02.2010 № 012-565 в адрес Администрации г. Йошкар-Ола в дополнение к распоряжению № 24-р направило Рекомендованные условия ценообразования на продукцию местных товаропроизводителей.
В Рекомендованных условиях ценообразования на продукцию местных товаропроизводителей, направленных в Администрацию г. Йошкар-Ола Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл письмом от 01.02.2010 № 012-565, производитель продукции не указывался.
Письмом от 04.02.2010 № 021-30/611 Администрация г. Йошкар-Ола довела до сведения предприятий торговли, осуществляющих оптовую реализацию алкогольной продукции, Рекомендованные условия ценообразования на продукцию местных товаропроизводителей, полученные письмом № 012-565 также без указания производителя продукции.
Письмо Администрации г. Йошкар-Ола от 04.02.2010 № 021-30/611 не является нормативным, не обязывает предприятия торговли к каким-либо действиям.
Администрация г. Йошкар-Ола не имеет контрольных полномочий и не совершала никаких контрольных действий по вопросам применения предприятиями торговли Рекомендованных условий ценообразования на продукцию местных товаропроизводителей, направленных Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл письмом от 01.02.2010 № 012-565.
Учитывая вышеизложенное, Администрация г. Йошкар-Ола не совершала действий, ограничивающих конкуренцию хозяйствующих субъектов, реализующих алкогольную продукцию местных товаропроизводителей.
На заседании Комиссии представители Администрации г. Йошкар-Олы подтвердили свою позицию.
Согласно объяснениям Минэкономразвития РМЭ от 04.08.2010 № 013-4824 письмо Минэкономразвития Республики Марий Эл от 01.02.2010 № 012-565, содержащее информацию о рекомендованных условиях ценообразования на продукцию местных товаропроизводителей, направлялось в адрес администраций муниципальных образований Республики Марий Эл, и, по своей сути, имело информативный характер в рамках реализации приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.11.2009 № 17н «Об установлении и введении с 1 января 2010 года минимальной цены на водку для розничной продажи».
Согласно пункту 1 названного приказа с 1 января 2010 года минимальная цена на водку для розничной продажи, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливается в размере 89 рублей за 0,5 литра готовой продукции.
Полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в части принятия нормативных правовых актов, устанавливающих минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, закреплены пунктом 5.2.4. Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154.
В письме Минэкономразвития Республики Марий Эл от 01.02.2010 № 012-565 не имелось каких-либо указаний в адрес администраций муниципальных образований Республики Марий Эл о необходимости доведения содержащейся в нем информации до сведения хозяйствующих субъектов, действующих на рынке розничной продажи алкогольной продукции.
В этой связи, считаем, что направление в адрес администраций муниципальных образований Республики Марий Эл письма обозначенного выше содержания, не препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на рынке розничной продажи алкогольной продукции, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, и, как следствие, не может рассматриваться как действие органа государственной власти субъекта Российской Федерации, способное привести к ограничению конкуренции.
На заседании Комиссии представитель Минэкономразвития РМЭ подтвердил заявленную позицию.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статьей 3 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» установлено, что органы местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» не входят в систему органов государственной власти. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Марий Эл в отношении городского округа «Город Йошкар-Ола» и органов местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Республики Марий Эл.
Письмо Минэкономразвития РМЭ от 01.02.2010 № 012-565, содержащее Рекомендованные условия ценообразования на продукцию местных товаропроизводителей (по перечню, содержащему 28 наименований водки и 2 наименования ликероводочных изделий) было направлено в адрес Администрации г. Йошкар-Ола в дополнение к распоряжению Правительства Республики Марий Эл от 27.01.2010 № 24-р «О плане-прогнозе розничной реализации на территории городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов, произведенной на территории Республики Марий Эл, на 2010 год».
Письмо не содержало требований о доведении рекомендованных цен на водку и ликероводочные изделия до сведения потребителей, хозяйствующих субъектов, в частности, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией (и, следовательно, не имело цели оказать воздействие на условия обращения товара на товарном рынке). Как следует из пояснений представителя Минэкономразвития РМЭ, письмо от 01.02.2010 № 012-565 было направлено в Администрацию г. Йошкар-Ола для сведения.
На основании изложенного Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу, что рекомендации Минэкономразвития РМЭ о ценообразовании на продукцию местных товаропроизводителей (письмо от 01.02.2010 № 012-565) не являются властным предписанием, содержащим обязательные для выполнения органами местного самоуправления нормы. В связи с чем Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях Минэкономразвития РМЭ признаков нарушения части 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Администрация г. Йошкар-Ола согласно статье 2 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» входит в структуру органов местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» и является исполнительно-распорядительным органом.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 15 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (принят решением городского Собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 29.06.2005 № 101-IV) Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе создает условия для обеспечения жителей городского округа «Город Йошкар-Ола» услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Таким образом, Администрация г. Йошкар-Ола не наделена полномочиями по даче рекомендаций и определению условий ценообразования на алкогольную продукцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю.
Вместе с тем, Администрацией г. Йошкар-Ола в адрес 14 хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, в частности, алкогольной продукцией, было направлено письмо от 04.02.2010 № 021-30/611 с рекомендациями по ценообразованию на продукцию местных товаропроизводителей. Рекомендованные условия ценообразования, приложенные к письму от 04.02.2010 № 021-30/611, дублируют приложение к письму Минэкономразвития РМЭ от 01.02.2010 № 012-565 и содержат 28 наименований водки и 2 наименования ликероводочных изделий с указанием емкости и рекомендованной розничной цены на полке.
Являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, Администрация г. Йошкар-Ола наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл. В связи с указанным статусом рекомендации Администрации г. Йошкар-Ола воспринимаются либо могут восприниматься как обязательные юля исполнения указания.
В ходе заседания Комиссии установлена необходимость получения дополнительных доказательств по делу и привлечения к участию в деле лиц – хозяйствующих субъектов, которым Администрацией г. Йошкар-Олы было направлено письмо № 021-30/611 № 04.02.2010, в связи с чем дело о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.
Согласно письменным пояснениям Минэкономразвития РМЭ от 21.09.2010 № 013-5744 производителем продукции, поименованной в приложении к письму Минэкономразвития РМЭ от 01.02.2010 № 012-565 является ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» (425400, Республика Марий Эл, п. Советский, ул. Пушкина, 51; ИНН 1215113542).
Из письменных пояснений ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» от 24.09.2010 следует, что рассматриваемое письмо Администрации г. Йошкар-Ола не повлияло на ценообразование, не является фактором, сдерживающим рост/снижение цен на указанную в нем продукцию. В ходе анализа цен на алкогольную продукцию, представленных ООО «Сладкая жизнь Н.Н.», Марийским УФАС России установлено, что общество не руководствовалось рекомендациями Администрации г. Йошкар-Ола. Представители общества на заседание комиссии не явились.
Согласно письму Чебоксарского филиала ЗАО «Тандер» от 22.09.2010 № 547 в канцелярии как филиала, так и главного офиса компании в г. Краснодаре не отражено получение письма Администрации г. Йошкар-Ола, от 04.02.2010 № 021-30/611. В ходе проведенной проверки структурными подразделениями ЗАО «Тандер» по ценообразованию и закупкам было установлено, что ЗАО «Тандер» не следовал рекомендациям, предлагаемым письмом от 04.02.2010 № 021-30/611. Представители заинтересованного лица на заседание комиссии не явились.
Согласно письменным пояснениям ООО «Свит» от 21.09.2010 № 39 рекомендации, указанные в письме Администрации г. Йошкар-Ола от 04.02.2010 № 021-30/611 не явились существенным фактором, повлиявшим на ценообразование в организации, в силу уменьшения применяемой собственной наценки при увеличении отпускной цены производителя для поддержания рыночной конкурентоспособной цены для потребителя. С 01.01.2010 по 19.04.2010 размер розничной торговой надбавки продукцию, указанную в письме Администрации г. Йошкар-Олы, составил 23-26%. Изменение цены также произошло 01.01.2010. На прочие виды продукции установлена наценка 25-30%.
ООО «СанЛайт» в письме от 21.09.2010 пояснило, что письмо Администрации г. Йошкар-Ола от 04.02.2010 № 021-30/611 с приложенными рекомендованными условиями ценообразования на водку и ликероводочные изделия не поступало.
ООО «Мегапол» в письменных пояснениях от 20.09.2010 № 96 сообщает, что письмо Администрации г. Йошкар-Ола от 04.02.2010 № 021-30/611 не повлияло на ценообразование в ООО «Мегапол», данное письмо не явилось фактором, сдерживающим рост/снижение цен на указанную в нем продукцию.
ООО «Марийская фруктовая компания» в письме от 14.09.2010 № 01/452 указало, что с 01.11.2009 прекратило свою торговую деятельность. 15.12.2009 года общество признано банкротом.
Согласно письменным пояснениям ООО «Старый Мартер-Трейд» от 20.09.2010 № 21 общество при определении цены на водку руководствуется приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.11.2009 № 17н «Об установлении и введении с 1 января 2010 года минимальной цены на водку для розничной продажи». При определении цены на ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов в настоящее время общество руководствуется приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20.04.2010 № 29н «Об установлении и введении с 1 июня 2010 года минимальной цены на ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением водки) для розничной продажи». Вопрос о размере надбавки к цене поставщика на алкогольную и иную продукцию ООО «Старый Мастер-Трейд» решает самостоятельно. Рекомендации, изложенные в письме Администрации г. Йошкар-Ола от 04.02.2010 № 021-30/611, ООО «Старый Мастер-Трейд» изучены, но на ценообразовании указанной в нем продукции они не отразились.
ООО «Универсал» в связи с выходом из строя программного обеспечения, обеспечивающего компьютерный учет цен на все виды реализуемой ООО «Универсал» продукции, не представило информацию о ценах на водку и ликероводочную продукцию, по которым Администрацией г. Йошкар-Олы были направлены рекомендуемые цены. На заседании комиссии представитель ООО «Универсал» указал, что общество не следовало рекомендациям по ценообразованию Администрации г. Йошкар-Ола и самостоятельно устанавливало цены на алкогольную продукцию.
ООО «Вкус» (ул. Кирова, 9а, оф.
Информация, представленная по ранее направленным запросам, свидетельствует о том, что указанные хозяйствующие субъекты не придерживались рекомендованных условий ценообразования, направленных Администрацией г. Йошкар-Ола.
ООО «Алко-Маркет» (ул. В. Интернационалистов,
Согласно письменным пояснениям ООО «Фирма Техник» от 21.09.2010 общество, руководствуясь письмом Администрации г. Йошкар-Ола от 04.02.2010 № 021-30/611, установила рекомендованные цены на продукцию местных товаропроизводителей. Из приложения к письму следует, что цены на следующие виды алкогольной продукции действительно соответствуют рекомендованным Администрацией г. Йошкар-Олы ценам:
- Вечерняя Йошкар-Ола водка
- Ново-Фокинская Анисовая водка
- Ново-Фокинская Женьшеневая водка
- Ново-Фокинская Кедровая водка
- Ново-Фокинская Ржаная с медом водка
- Ново-Фокинская Черносмородиновая водка
- Фокинка водка
Кроме того, цены на Ново-Фокинскую водку
Вместе с тем, согласно пояснению к таблице указанные цены не изменялись в период с 01.10.2009 по 21.09.2010 (дата представления информации).
Однако с 02.03.2010 изменились (возросли) закупочные цены на указанные виды продукции. При этом розничная цена осталась неизменной. В результате Розничная надбавка уменьшились с 21,11-37,21% (на предыдущую партию товара) до 14,74-15,69%.
Согласно пояснениям ООО «Теплица» от 22.09.2010 цены на алкогольную следующую продукцию ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» с 09.02.2010 были установлены согласно ценам, рекомендованным письмом Администрации г. Йошкар-Ола от 04.02.2010:
- бальзам «Огни Марий Эл»
- водка «Вечерняя Йошкар-Ола»
- водка «Вечерняя Йошкар-Ола»
- «Каменная гора»
- «Мариэлочка»
- Ново-Фокинская в ассортименте
- Ново-Фокинская в ассортименте
- «Онар»
- «Пшеничная»
- «Пшеничная»
- «Фокинка»
- «Элнет»
- «Элнет»
- «Княжна Анастасия»
Размер торговой надбавки на указанные виды продукции в период с 01.10.2009 по 11.12.2009 составил 25%, с 11.12.2009 по 08.02.2010 – 25%, с 09.02.2010 по 01.07.2010 – 15%. На прочие виды продукции, не включенные в перечень письма, применяется единая наценка – 20-25%.
Таким образом, анализ информации, поступившей от хозяйствующих субъектов, которым Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» было направлено письмо от 04.02.2010 № 021-30/611, свидетельствует о том, что в ряде случаев рекомендации по ценообразованию на алкогольную продукцию Администрации г. Йошкар-Олы были восприняты хозяйствующими субъектами как обязательные для исполнения указания: действия администрации привели к установлению (снижению) и поддержанию хозяйствующими субъектами (ООО «Фирма Техник» и ООО «Теплица») цен на водку и ликероводочные изделия, поименованные в письме Администрации, при росте закупочных цен, результатом чего стало уменьшение розничной надбавки на соответствующие виды продукции.
Указанные хозяйствующие субъекты были поставлены в неравные условия осуществления предпринимательской деятельности по сравнению с другими участниками рынка. Ценообразование на реализуемую ими алкогольную продукцию (по перечню, указанному в письме от 04.02.2010 № 021-30/611) было поставлено в зависимость от условий не отнесенным к общим условиям обращения товаров на товарном рынке.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Действия Администрации г. Йошкар-Ола по направлению письма от 04.02.2010 № 021-30/611 фактически привели к ограничению конкуренции, в остальных случаях действия могли иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
р е ш и л а:
1. Признать Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по направлению отдельным хозяйствующим субъектам писем с рекомендациями по ценообразованию на продукцию местных товаропроизводителей, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции.
2. Выдать Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» предписании о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:
- отозвать письма Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 04.02.2010 № 021-30/611, содержащие рекомендованные условия ценообразования на продукцию местных товаропроизводителей (водку и ликероводочную продукцию), в срок до 01.11.2010.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для составления протокола об административном правонарушении.
Председатель Комиссии Е.К.Костюшин
Члены Комиссии О.А. Куканова
А.Г. Корнилова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 03-47/33
13 октября 2010 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Костюшина Е.К. – и.о. руководителя управления, членов Комиссии: Кукановой О.А. – начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Корниловой А.Г. – специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 13.10.2010 по делу № 03-47/33 о нарушении Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» (Ленинский пр-т,
п р е д п и с ы в а е т :
Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в срок до 1 ноября 2010 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий по направлению отдельным хозяйствующим субъектам писем с рекомендациями по ценообразованию на продукцию местных товаропроизводителей, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции, а именно:
- отозвать письма Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 04.02.2010 № 021-30/611, содержащие рекомендованные условия ценообразования на продукцию местных товаропроизводителей (водку и ликероводочную продукцию).
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии Е.К. Костюшин
Члены Комиссии О.А. Куканова
А.Г. Корнилова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.