Решение б/н на положения аукционной документации электронного аукциона н... от 6 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/106-626/2021

 

06 июля 2021 года                                                                                              г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии  – <…> - заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

члены Комиссии:

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии представителя заказчика - государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» (далее – ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», заказчик),

в присутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «Универсал М» (далее – ООО «Универсал М») по доверенности,

на положения аукционной документации электронного аукциона на выполнение работ по установке специальных технических в средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru 0308200000121000058 от 22.06.2021),

 

установила:

 

ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» проводится электронный аукцион на выполнение работ по установке специальных технических в средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением (номер извещения на официальном сайте 0308200000121000058).

В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «Универсал М» на положения аукционной документации названного электронного аукциона.

Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (исх. № 6245 от 02.07.2021, № 6336 от 06.07.2021).

В результате рассмотрения жалобы, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на выполнение работ по установке специальных технических в средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением размещены на официальном сайте 22.06.2021 (код закупки 0308200000121000058).

Дата и время окончания подачи заявок: 01.07.2021 10:00.

Дата проведения аукциона в электронной форме: 05.07.2021.

Начальная (максимальная) цена контракта: 14 666 666,65 рублей.

1. Согласно доводу заявителя заказчиком в пункте 2.8 Технического задания установлено необоснованное и нестандартное требование к рабочему напряжению питания комплекса: от 11,5 до 13 В.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки.

По смыслу пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о закупках, если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о закупках и направлены на определение потребностей заказчика, они могут быть признаны не нарушающими законодательство. Сам по себе факт установления определенных характеристик к арендуемому товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников торгов.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.

Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Согласно представленным пояснениям заказчика, предмет данной закупки сформирован по результатам рынка комлексов фотовидеофиксации. Документация содержит только те требования к качеству , техническим характеристикам  и показателям оборудования , которые связаны с определением  соответствия товара потребностям организатора торгов.

Более того, заказчиком при рассмотрении жалобы предоставлена информация о том, что указанный в Техническом задании диапазон напряжений питания соответствует питанию оборудования от аккамулятора напряжением 12 вольт. Данный диапазон является широко распространенным среди оборудования фотовидеофиксации на российском рынке не является условием, ограничивающим конкуренцию. Поскольку ГОСТ не устанавливает конкретных требований к напряжению питания, заказчик имеет право устанавливать собственные требования, исходя из практической целесообразности, доступности подходящих источников питания и существующего оборудования на рынке

Кроме того, заказчиком представлены описание типов средств измерений комплексов «ЛОБАЧЕВСКИЙ», «Колрдон.ПРО»М, «ОРАКУЛ», которые подходят под диапазон, указанный в Техническом задании заказчика.

Следовательно, довод заявителя является необоснованным.

2. Согласно доводу заявителя заказчиком в пункте 2.10 Технического задания установлено требование существенно ограничивающее количество возможного к поставке оборудования: «Пределы измеряемой скорости движения ТС: нижний предел, км/ч не более 2, верхний предел, км/ч не менее 300».

Вместе с тем, при рассмотрении жалобы заявителем данный довод был отозван.

Следовательно, указанный довод заявителя не подлежит оценке Комиссией Марийского УФАС России.

3. Согласно доводу заявителя заказчиком в пункте 2.12 Технического задания установлено незаконное и нестандартное требование к «Допустимой погрешности измерения угла между механической осью измерительного модуля и направлением на движущееся ТС, градусов – не более 2».

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 2.12 Техничсекого задания установлено:

2.12

Допустимая погрешность измерения угла между механической осью измерительного модуля и направлением на движущееся ТС, градусов

не более 2

Показатель указан для сокращения шанса пропуска ТС с целью розыска и увеличения продуктивности работы комплекса.

 

На заседании Комиссии Марийского УФАС России, а также в письменных пояснениях представители заказчика указали, что положения ГОСТ 57144-2016 устанавливают для заказчика лишь обязательные минимальные требования к техническим характеристикам средств фотовидеофиксации. В частности, ГОСТ не ограничивает развитие техники и не отнимает право заказчика устанавливать более жесткие требования. Допустимая погрешность измерения угла между механической осью измерительного модуля и направлением на движущееся ТС – это важная характеристика современного комплекса ФВФН ПДД. В отличие от оборудования ФВФН ПДД первых поколений, современные комплексы обеспечивают одновременную фиксацию нескольких целей в кадре, что отражено в пунктах 1.5 и 1.7 Технического задания. В соответствии с пунктом 4.2.1.10 ГОСТ Р 50856-96, случаи неправильной идентификации измеренной скорости к конкретному ТС должны быть исключены. В условиях фиксации одновременно нескольких целей с различными скоростями движения, данное требование невыполнимо без измерения угловых координат цели. Поскольку ГОСТ Р 57144-2016 не регламентирует требования у точности измерения данного показателя, заказчик вправе устанавливать собственные требования к данной характеристике оборудования, исходя их практической целесообразности и современного уровня развития техники.

Кроме того, Заказчик в рамках рассмотрения жалобы пояснил, что характеристика под пунктом 2.12 указана с учетом того, что на рынке имеются товары с более улучшенной допустимой погрешностью.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

4. Согласно доводу жалобы заявителя заказчиком установлено требование к дате производства товара, а именно: Комплексы должны быть новыми, произведенными не ранее 2021 года выпуска, не бывшими в употреблении, не прошедшими ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств.

Заказчик с данным доводом не согласился, представил письменные пояснения по доводу жалобы, из которой следует, что описание объекта закупки сформировано заказчиком, исходя из своих потребностей, установление требования о дате выпуска товара не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Из буквального толкования норм Закона о контрактной системе следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также обеспечивали эффективное использование бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, Законом о контрактной системе заказчику при формировании описания объекта закупки предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик требуемых к поставке товаров в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.

По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки сформировано заказчиком исходя из своих потребностей с учетом технических особенностей приобретаемого оборудования.

Следовательно, довод является необоснованным.

5. Согласно доводу заявителя заказчик установил незаконный порядок выполнения работ, который заключается в длительной и бесплатной «тестовой эксплуатации» оборудования. При этом, необходимо отметить, что заказчик не установил подробного порядка осуществления данной тестовой эксплуатации.

В силу пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

В соответствии с части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Как установлено Комиссией Марийского УФАС России в извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение, в соответствии с которым участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

В соответствии с пунктом 2.1 Сроки выполнения Работ проекта контракта:

2.1.1. Срок поставки, монтажа и выполнения пуско-наладочных работ:

 - в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с даты заключения Контракта.

2.1.2. Срок пробной эксплуатации Комплексов:

- срок устанавливается Заказчиком при передаче Комплексов в пробную эксплуатацию.

- может быть уменьшен Заказчиком по предложению Подрядчика, в случае отсутствия сбоев в работе Комплексов в течение 2 месяцев с момента передачи Комплексов в пробную эксплуатацию.

- максимальный срок– по 15.03.2022 года.

Пунктом 5.7 проекта контракта установлено, что после составления Акта прекращения пробной эксплуатации Подрядчик в соответствии с Ведомостью объемов и стоимости работ (Приложение №2 к Контракту) составляет и направляет Заказчику 2 (два) экземпляра подписанных со стороны Подрядчика Акта приемки выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости работ и затрат (форма КС-3), счет (счет-фактуру) и 2 (два) экземпляра накладной.

Согласно пункту 5.10 проекта контракта по окончании всех работ Подрядчик и Заказчик составляют и подписывают Акт приемки законченных Работ по Контракту.

При этом, согласно пункту 3.8 проекта контракта заказчик осуществляет оплату на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанного Сторонами Акта приемки выполненных работ (форма КС-2), путем перечисления безналичных денежных средств на счет Подрядчика, указанный в настоящем контракте, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания Сторонами документов о приемке результата выполненных Работ (Акта приемки выполненных работ (форма КС-2).

Следовательно, исходя из указанных условий проекта контракта оплата за выполненные работы может осуществиться лишь 15.03.2022, что составляет более длительный срок, нежели указанный в подпункте 3.8 проекта контракта.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика ненадлежащим образом установившего в проекте контракта условие о порядке и сроках оформления результатов приемки, нарушают пункт 1 часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о признании жалобы частично обоснованной и необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устанении нарушений законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

решила:

  1. Признать жалобу ООО «Универсал М» частично обоснованной.

2. Признать в действиях государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» нарушение пункт 1 часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Марийскавтодор» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                            

 

Члены комиссии:                                                                                                        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны