Определение №АБ/1123/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 012/05/28-178/2024 и назна... от 14 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о возбуждении дела № 012/05/28-178/2024 и назначении дела к рассмотрению

«13» марта 2024 года г. Йошкар-Ола

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России <…>, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы финансовых услуг на столбе возле д. 10 по ул. Охотина, г. Звенигово, Республика Марий Эл,

УСТАНОВИЛ:

Марийским УФАС России установлен факт размещения рекламы  финансовых услуг на столбе возле д. 10 по ул. Охотина, г. Звенигово, Республика Марий Эл, следующего содержания:

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

 Из содержания рекламы следует, что объектом рекламирования являются реализация продукции: куртки, пуховики, дубленки в кредит.

 Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

 Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и ( или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В указанной рекламе объектом рекламирования является услуга предоставления кредитов сроком от 3 месяцев до 3 лет.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Также в силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе, сведения, влияющие на сумму расходов лиц, а также определяющие полую стоимость кредита, такие как срок кредита, суммы займа, категории заемщиков и иные условия не указаны.

Таким образом, в рекламе указана только наиболее привлекательная информация (срок кредита до 36 мес.), иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанной статьи несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно представленной МБУК «Звениговский РЦДиК «Мечта» информации, спорная реклама распространяется в интересах ИП К. (ИНН <…>, дата рождения <…> место регистрации: <…>).

Таким образом, антимонопольный орган усматривает в ИП К. признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28  Закона о рекламе при распространении и размещении рассматриваемой рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Возбудить производство по делу № 012/05/28-178/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Назначить дело № 012/05/28-151/2024 к рассмотрению на  09 апреля 2024 года в 11 часов 00 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
  3. Признать лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения: ИП К. (ИНН <…>, дата рождения <…> место регистрации: <…>).
  4. ИП К. в срок до 08 апреля 2024 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):
  • указать, признает ли ИП К. признаки нарушения Закона о рекламе в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении?
  • информацию               о               том, кто            является    

рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы (с приложением подтверждающих документов), а также сведения о стоимости

производства, изготовления и размещения данной рекламы;

  • сведения о периоде размещения рассматриваемой рекламы;
  • информацию о стоимости услуг по доведению Вами до потребителей рекламной информации «Распродажа шуб...» (договор, счет на оплату, акт выполненных работ и др.);
  • условия предоставления кредита (в период, в который осуществлялось распространение рассматриваемой рекламы: копии утвержденных программ, условий кредитования, копию типового договора с заемщиком)
  • иные документы и сведения по существу рассматриваемого дела.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный              орган         сведений             (информации),             предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) согласно части 6 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf». Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/0614195137.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android.

Заместитель руководителя управления-

начальник отдела                                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны