Постановление б/н рассмотрение дела 012/04/14.31-438/2020 по факту нарушения ч... от 28 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/14.31-438/2020

об административном правонарушении

 

28 июля 2020 года                                                                                                         г. Йошкар-Ола

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в лице заместителя руководителя – начальника отдела Ерошкиной О.В., рассмотрев протокол № 012/04/14.31-438/2020 от 22 июня 2020 года и материалы административного дела № 012/04/14.31-438/2020, возбужденного в отношении генерального директора ООО «Газэнергосистемы» М по факту нарушения пунктов 4 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном ограничении поставки тепловой энергии, горячего водоснабжения на объектах, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, ул. Лесная, д. 20, и в неправомерном осуществлении расчета платы за тепловую энергию на данном объекте без установленного тарифа, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствии М.,

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении                № 012/04/14.31-438/2020 в отношении Москвичева В.Н. по факту нарушения пунктов 4 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном ограничении поставки тепловой энергии, горячего водоснабжения на объектах, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, ул. Лесная, д. 20, и в неправомерном осуществлении расчета платы за тепловую энергию на данном объекте без установленного тарифа, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В адрес лица, привлекаемого к административной ответственности 08.06.2020 направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 03-07/382).

До составления протокола Москвичевым В.Н. заявлено ходатайство об отложении срока составления протокола об административном правонарушении. Однако данное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку действующим законодательством процедура отложения составления протокола не предусмотрена.

 Протокол об административном правонарушении № 012/04/14.31-438/2020 от 22.06.2020 составлен в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отсутствии Москвичева В.Н.

Копия протокола № 012/04/14.31-438/2020 (исх. № 03-07/406) направлена по месту регистрации Москвичева В.Н., а также по месту работы.

Дата, временя, место рассмотрения дела № 012/04/14.31-438/2020 указаны в протоколе: 07.07.2020 в 13:40 по адресу: Республика Марий Эл г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д.164.

 В связи с тем, что на дату рассмотрения дела (07.07.2020) в материалах дела отсутствовали доказательства извещения Москвичева В.Н. о дате, времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении № 012/04/14.31-438/2020 определением от 07.07.2020 (исх. № 03-07/441) рассмотрение дела отложено на 28.07.2020.

Копия данного определения направлена по месту регистрации Москвичева В.Н., также по месту работы.

Марийским УФАС России в определении об отложении рассмотрения дела Москвичеву В.Н. указано о возможности участия в рассмотрении дела 28.07.2020 при наличии справки, подтверждающей право передвигаться в период самоизоляции, средств индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки) либо посредством удаленного доступа через программу «VideoMostlite».

Таким образом, Москвичев В.Н. на момент рассмотрения административного дела                  № 012/04/14.31-438/2020 надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения административного дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем

  • силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. 
  • силу абзаца третьего статьи 3 Закона о естественных монополиях под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
  • пункту 1 абзаца 9, 12 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон об естественных монополиях) указанный Закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии и водоснабжения  с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
  • соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром, в границах которого (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

ООО «Газэнергосистемы» на праве собственности принадлежит блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, пос. Кичиер, ул. Лесная, д. 31, кадастровый номер <...> :15:3401001:350 и земельный участок, общей площадью 299 кв. м.

Марийским УФАС России установлено, что между ООО «Газэнергосистемы» и собственниками нежилых помещений заключены договоры на поставку тепловой энергии в виде горячей воде, горячего водоснабжения (88 договоров), что подтверждается представленным в Марийское УФАС России ООО «Газэнергосистемы» (вх. 12441 от 20.11.2018) реестром заключенных договоров.

ООО «Газэнергосистемы» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и горячего водоснабжения в нежилые помещения, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, ул. Лесная, д. 20.

Соответственно ООО «Газэнергосистемы» является субъектом естественной монополии и в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на товарном рынке по передаче тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Кроме того, Марийским УФАС России проведен анализ товарного рынка в границах расположения котельной и тепловых сетей, которым установлено, доминирующее положение ООО «Газэнергосистемы» на товарном рынке по поставке тепловой энергии в границах сетей.

На основании вышеизложенного следует, что на общество возложена обязанность по соблюдению антимонопольного законодательства.

  • «Газэнергосистемы» заключило договоры с собственниками помещений на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения. Из представленных в материалы дела договоров следует, что ресурсоснабжающая организация обязуется подавать потребителю тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения помещения, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, пос. Кичиер, ул. Лесная, д. 20, на условиях, определенных договором, за плату согласно тарифам, а потребитель обязуется принимать и использовать тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения, соблюдая режим потребления, и оплачивать принятую тепловую энергию в порядке и сроки, определенные договором.
  • силу п. 2.5.1. данного договора ООО «Газэнергосистемы» имеет право ограничивать или приоставливать подачу потребителю тепловой энергии и горячего водоснабжения без расторжения договора, предварительно, уведомив об этом потребителя, в случае:
  • неполной оплаты Потребителем потребленной тепловой энергии-через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг. Под неполной оплатой потребителя тепловой энергии понимается наличие у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии для отопления объекта теплоснабжения либо тепловой энергии для горячего водоснабжения в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за каждый вид ресурса, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления или горячего водоснабжения независимо от наличия или отсутствия прибора учета и тарифа на тепловую энергию, действующих на день ограничения подачи тепловой энергии, при условии отсутствия заключённого потребителем с ресурсоснабжающей организацией соглашения о погашения задолженности и (или) при невыполнении Потребителем условий такого соглашения;
  • проведение планово-профилактического ремонта теплоисточника и тепловых сетей ресурсоснабжающей организацией и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения и межотопительный период на срок 21 день – через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя посредством размещения объявления в СМИ либо на доске объявлений у подъезда жилого дома. По согласованию с органом местного самоуправления указанный в настоящем подпункте договора срок может быть увеличен;
  • в других случаях, предусмотренных действующими нормативного-правовыми актами.
  • том случае, если подача тепловой энергии была прекращена (ограничена) без расторжения договора, она может быть возобновлена после устранения потребителем допущенных нарушений и возмещения расходов ресурсоснабжающей организации.
  • целью осуществления деятельности по производству тепловой энергии для нужд помещений, расположенных по адресу: Республика Марий Эл,  Волжский район, пос. Кичиер, ул. Лесная, д. 20,  между ООО «Газэнергосистема» и ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола», заключен договор поставки газа № 30-5-18/103105 от 30.08.2017, в соответствии с которым газоснабжающая организация приняла на себя обязательства поставлять ответчику газ горючий природный и /или газ горючий природный сухой отбензиненный в период с 01.01.2018 по 31.12.2022. Транспортировка газа происходит по газораспределительным сетям до точки подключения газоиспользующего оборудования № 5122 (РМЭ, Волжский район, п. Кичиер, ул. Лесная, д. 31).
  • связи с образовавшейся задолженностью перед поставщиком газа ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» направило в адрес ООО «Газэнергосистемы» уведомление (исх. №706 от 28.02.2018) об ограничении подачи и отбора газа, в котором указало, что у ООО «Газэнергосистемы» перед поставщиком газа имеется просроченная задолженность в размере 211 тысяч рублей.  Обществу необходимо было в срок до 19.03.2018 совершить действия по погашению задолженности за природный газ.
  • уведомлении также указано, что в случае отсутствия оплаты стоимости поставленного (выбранного) газа ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» будет вынуждено прекратить подачу (поставку) и отбор природного газа с 19.03.2018. Однако ограничение подачи (поставки) газа ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» 19.03.2018 не осуществлено.
  • прекращение подачи газа осуществлено 03.05.2018, что подтверждается актом проверки узла измерений объемного расхода и объема газа №3105/5122. Согласно данному акту ООО «Газэнергосистемы» произведено прекращение подачи газа на газопотребляющее оборудование котельной путем закрытия задвижки на входе (перед счетчиком) и установленным оттиском на пломбе: МРГ 38580, 38548.
  • того, ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» представило копии актов приема-передачи природного газа к договору поставки газа № 30-5-18\103105 от 30.08.2017, из содержания которых следует, что по состоянию на 30.04.2018 поставщик непрерывно осуществлял поставку газа в котельную, а блочно-модульная котельная принимала газ в объеме 3,078 тыс. куб.м. ежемесячно.
  • связи с указанным, являются несостоятельными доводы ООО «Газэнергосистемы» об ограничении режима потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения вследствие действий ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола».
  • того, Марийским УФАС России установлено, что ООО «Газэнергосистемы» приобретало электрическую энергию с целью теплоснабжения и горячего водоснабжения объектов, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, ул. Лесная, д. 20.

 Так, между обществом и ПАО «ТНС энерго Марий Эл» заключен договор энергоснабжения № 12600001381 от 01.12.2017, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлечённых третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Точка поставки электрической энергии согласована между сторонами договора в приложении № 2 к договору: здание «Пансионат»: РМЭ, Волжский район, п. Кичиер, ул. Лесная, д. 31.

В соответствии с п. 4.4 договора энергоснабжения оплата электрической энергии (мощности) осуществляется Потребителем самостоятельно с учетом следующего порядка и сроков оплаты:

Периоды платежа:

Размер платежа:

До 10-го числа расчетного месяца

30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в расчетном месяце

До 25-го числа расчетного месяца

40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в расчетном месяце

18 числа, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата

Окончательный расчет- на основании показа6ний приборов учета (расчетных способов) с учетом применения фактических нерегулируемых цен на электроэнергию

В соответствии пунктом 2.2.1 договора энергоснабжения гарантирующий поставщик вправе инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителю в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Так, в ходе исполнения договора энергоснабжения № 12600001381 от 01.12.2017 у ООО «Газэнергосистемы» перед гарантирующим поставщиком по состоянию на 28.03.2018 образовалась задолженность в размере 140 911 рублей 44 копеек, в связи с чем ПАО «ТНС энерго Марий Эл» направило в адрес ООО «Газэнергосистемы» уведомление о введении ограничения режима потребления в отношении объекта: здание «Блочно-модульная котельная, РМЭ, Волжский район, п. Кичиер, ул. Лесная, д. 31», которое получено обществом 29.03.2018 (вх.017/18).

Ограничение режима потребления электрической энергии в отношении спорной точки поставки осуществлено в соответствии с  пп. «б» п. 2, п. 4 Правил № 442 11.04.2018, что подтверждается актом о введении ограничения режима потребления электрической энергии № 937.

Из письменных пояснений ООО «Газэнергосистемы» (вх. №12441 от 20.11.2018) следует, что ПАО «ТНС энерго Марий Эл» осуществлено ограничение поставки электрической энергии, необходимой для осуществления поставки тепловой энергии, горячего водоснабжения, что подтверждается актом ограничения подачи электрической энергии.

По мнению ООО «Газэнергосистемы», действия по ограничению режима потребления тепловой энергии, горячего водоснабжения произошли вследствие прекращения подачи электрической энергии в котельной.

Вместе с тем, Марийское УФАС России также не может согласиться с указанным доводом по следующим основаниям.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что оборудование котельной является энергозависимым, что подтверждается письменными пояснениями ООО «Газэнергосистемы» от 15.03.2019 вх. № 2864, а также, представленными паспортами и инструкциями по использованию.

ООО «Газэнергосистемы», получив от гарантирующего поставщика уведомление от 28.03.2018 № 12628032018 в целях избежания безопасной остановки работы блочно-модульной котельной издан приказ № 020/2/18-К от 09.04.2018 о необходимости отключения питания от электрической сети, а также слива воды из системы для предотвращения замерзания.

Заинтересованное лицо Левченко Н.Н. на рассмотрении дела указала, что действия по ограничению режима потребления тепловой энергии, горячего водоснабжения фактически совершены ООО «Газэнергосистемы» 09.04.2018.

Более того, Марийским УФАС России установлено, что в соответствии с проектом электроснабжения блочно-модульная котельная относится ко II категории надежности и должна быть обеспечена автономным резервным источником питания.

 Вместе с тем, фактическое технологическое присоединение объектов осуществлено по III категории надежности.

Согласно пункту 14 (1) постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (далее постановление № 861) технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

Соответственно выбор категории надежности при выполнении технологического присоединения осуществляется непосредственно заявителем.

Абзацем пятым пункта 14 (1) постановления № 861 установлено, что для энергопринимающих устройств, отнесенных ко второй категории надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.

Как указано в абзаце шестом пункта 14 (1) постановления № 861, автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном постановлением № 861. Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

Таким образом, в котельной, принадлежащей ООО «Газэнергосистемы», должен быть установлен автономный резервный источник питания, направленный на бесперебойное теплоснабжение потребителей.

Более того, в материалах дела имеется копия акта осмотра котельной № 43-17-148-877 от 03.12.2018, а также копия разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки № 43-17-148-878 от 03.12.2018, выданные Приволжским управлением Ростехнадзора, из которого следует, что на момент совершения действий по ограничению режима потребления электрической энергии, автономный резервный источник питания в котельной отсутствовал.

Более того, возобновление режима потребления электрической энергии в блочно-модульной котельной осуществлено гарантирующим поставщиком и сетевой организацией 11.10.2018, что подтверждается актом о возобновлении режима потребления электрической энергии.

Вместе с тем, возобновление режима потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения на объект, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, ул. Лесная, д. 20, осуществлено ООО «Газэнергосистемы» только 02.11.2018, что подтверждается оперативным журналом ООО «Газэнергосистемы».

Следовательно, Марийское УФАС России приходит к выводу, что наличие нарушения антимонопольного законодательства со стороны гарантирующего поставщика (ПАО «ТНС энерго Марий Эл) и сетевой организации (ПАО «МРСК Центра и Приволжья») в рамках рассмотрения дела  не подтверждено.

Более того, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ООО «Газэнергосистемы» обязано было направлять уведомления потребителям об ограничении режима потребления ресурсов в соответствии с требованиями, установленными в пункте 94 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Однако указанные действия обществом не были совершены.

ООО «Газэнергосистемы» представлены копии уведомлений собственникам помещений от 28.02.2019, которые не содержат информацию о предстоящем ограничении режима потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения.

В материалах дела Левченко Н.Н. представлена копия объявления об ограничении режима потребления ресурсов по спорному объекту с 01.05.2018 в случае непогашения задолженности за потребленные ресурсы.

Таким образом, собственники помещении были уведомлены о предстоящем ограничении режима потребления лишь с 01.05.2018.

Также, Марийским УФАС России установлено, что ООО «Газэнергосистемы» на момент ограничения поставки тепловой энергии, горячего водоснабжения не устанавливало лиц, добросовестно оплачивающих потребленные ресурсы.

Однако на дату осуществления ограничения теплоснабжения задолженность за поставленные ресурсы отсутствовала у следующих потребителей: Шаповал А.В, Мазуренко П.Н., Милованова Е.В., Попов В.Н., Цендушева С.В, Мещанина Е.А., и иных лиц, что подтверждается представленными в материалы дела копиями актов сверки, платежных поручений, а также пояснениями, представленными в рамках дела.

Более того, у потребителей отсутствовала задолженность за горячее водоснабжение, поскольку плата не выставлялась. Следовательно, ООО «Газэнергосистемы» не имело право ограничивать данный ресурс.

Таким образом, совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что действия по ограничению режима потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения совершены ООО «Газэнергосистемы» на объектах, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, ул. Лесная, д. 20, незаконно в отношении добросовестных потребителей и без уведомления потребителей.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Пунктом 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

На основании Закона о теплоснабжении по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.

В части 4 статьи 22 закона о теплоснабжении предусмотрено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

В соответствии с пунктом 76 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правил № 808) ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Согласно пункту 80 Правил № 808 ограничение режима потребления тепловой энергии может быть полным или частичным.

Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю путем осуществления переключений на тепловых сетях. При отсутствии такой возможности прекращение подачи тепловой энергии осуществляется путем отсоединения теплопотребляющих установок потребителя от тепловой сети. Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления осуществляется за счет потребителя на основании расчета затрат теплоснабжающей организацией, но не может рассматриваться как новое заключение нового договора о подключении к системе теплоснабжения, за исключением случаев введения ограничения режима потребления в результате самовольного подключения теплопотребляющих установок к тепловым сетям.

В соответствии с пунктом 92 Правил № 808 в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

В силу пункта 93 Правил № 808 до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения.

Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

В соответствии с пунктом 94 Правил № 808, если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за 1 сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Возобновление подачи тепловой энергии, теплоносителя осуществляется после полного погашения задолженности или заключения соглашения о реструктуризации долга, устранения нарушения условий договора.

Согласно пункту 2.5.1. договоров на поставку тепловой энергии в горячей воде и горячей воды, заключенных с собственниками помещений, ресурсоснабжающая организация праве ограничивать или приостанавливать подачу тепловой энергии без расторжения договора предварительно уведомив об этом потребителя в случае неполной оплаты потребителем потребленной тепловой энергии – через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, предусмотренной правилами предоставления коммунальных услуг. При неполной оплате потребителем тепловой энергии понимается наличие у потребителей задолженности по оплате тепловой энергии для отопления объекта теплоснабжения либо тепловой энергии для горячего водоснабжения в размере превышающем сумму 3 месячных размеров платы за каждый вид ресурса, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления или горячего водоснабжения независимо от наличия или отсутствия прибора учета и тарифа на тепловую энергию, действующих на день ограничения подачи тепловой энергии, при условии отсутствия заключенного потребителем с ресурсоснабжающей организацией соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения, а также в других случаях предусмотренных действующим законодательством.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).

В  силу подпункта «в»  27 постановления Правительства РФ от 29.07.2013№ 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83» (далее – Правила № 642) организация, осуществляющая горячее водоснабжение обязана  обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, в порядке  установленной ч. 1 ст. 21 Закона о водоснабжения.

В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления поселения, городского округа в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения за два расчетных периода, установленных этим договором и более.

Согласно ч. 5 ст. 21 Закона о водоснабжении в случае, предусмотренном п. 8 ч. 3 ст. 21 данного Закона, прекращение или ограничение водоснабжения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.

Согласно подпункту «д» пункта 87 Правил № 642 прекращение или ограничение горячего водоснабжения может быть осуществлено в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору горячего водоснабжения за 3 и более расчетных периода, установленных договором.

На основании изложенного, Марийское УФАС России приходит к выводу, что ООО «Газэнергосистемы» не проведены организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении недобросовестных потребителей при одновременном обеспечении поставки горячего водоснабжения, теплоснабжения другим добросовестным потребителям, не имеющим задолженности по оплате коммунальных ресурсов и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства, без ограничения их режима потребления.

Более того, ограничение режима потребления ресурсов осуществлено без соблюдения порядка ограничения (без надлежащего, своевременного уведомления собственников о предстоящем ограничении режима потребления теплоснабжения и водоснабжения).

Действия ООО «Газэнергосистемы» по введению ограничения режима потребления теплоснабжения и горячего водоснабжения к сетям которого подключены добросовестные граждане, своевременно оплачивающие ресурсы, повлекли ущемление прав неопределённого круга лиц на получение соответствующих ресурсов.

Таким образом, действия ООО «Газэнергосистемы» по незаконному ограничению поставки горячего водоснабжения, теплоснабжения в здании «Пансионат», подлежат квалификации по пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Тарифы для теплоснабжающих организаций устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» от 27.07.2010 №190-ФЗ (далее – Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Постановление № 1075).

Марийским УФАС России установлено, что ООО «Газэнергосистемы» в 2016 году утверждена калькуляция на теплоснабжение, согласно которой плата определена в размере 72,23 рублей за 1 м2. Обществом в период с октября 2017 года собственникам помещений, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, ул. Лесная, д. 20, выставлялась данная плата за теплоснабжение, что подтверждается, представленными платежными поручения, актами сверки. В период с января по февраль 2018 года плата выставлялась в размере 2339 рублей 94 копейки, что подтверждается платежными документами.

Согласно пункту 3 постановления № 1075 регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 данной статьи, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Однако приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 06.02.2018 №9Т ООО «Газэнергосистемы» утвержден тариф на тепловую энергию в п. Кичиер, Волжский район, Республика Марий Эл в размере 2339 рублей 94 копеек, период регулирования определен с 20.02.2018 года по31.12.2018 года включительно. С 01.01.2019 по 31.12.2019 приказом № 175Т от 18.12.2018 обществу утвержден тариф на тепловую энергию в размере 2379 рублей 60 копеек.

На основании изложенного следует, что ООО «Газэнергосистемы» не имело правовых оснований в 2017 году осуществлять расчет платы за теплоснабжение без утвержденного тарифа, а с 01.01.2018 по 19.02.2018 осуществлять расчет платы за теплоснабжение по тарифу, который подлежит применению лишь с 20.02.2018, чем ущемило интересы неопределенного круга лиц на получение услуги по теплоснабжению по обоснованным тарифам и нарушило требования пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившего административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

В материалах дела имеется копия приказа ООО «Газэнергосисистемы» № 020/2/18-К от 09.04.2018 о необходимости отключения питания от электрической сети, а также слива воды из системы для предотвращения замерзания, подписанного Москвичевым В.Н.

Кроме того, ООО «Газэнергосистемы» в лице генерального директора в 2016 году утверждена калькуляция на теплоснабжение без установленного тарифа.

Таким образом, на момент совершения административного правонарушения Москвичев В.Н. являлся должностным лицом, ответственным за незаконное ограничение поставки тепловой энергии, горячего водоснабжения в здании «Пансионат», а также за необоснованное осуществление расчета платы за тепловую энергию на данном объекте без установленного тарифа.

Должностное лицо, в силу возложенных на него обязанностей, должно знать требования антимонопольного законодательства и соблюдать их.  Москвичев В.Н. не принял всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от него по соблюдению требований действующего законодательства, а, следовательно, в действиях Москвичева В.Н. имеется вина в совершении административного правонарушения в форме неосторожности.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения Москвичевым В.Н. Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Доказательства, подтверждающие, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, Москвичевым В.Н.не представлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

В рамках рассмотрения административного дела антимонопольным органом не допущено существенных процессуальных нарушений. Москвичев В.Н. надлежащим образом уведомлен о составлении протокола и о рассмотрении дела.

Состав административного правонарушения, совершенного Москвичевым В.Н. и предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения – общественные отношения, связанные со злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством;

- объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в действиях Москвичева В.Н., выразившихся в незаконном ограничении поставки теплоснабжения и горячего водоснабжения в здании «Пансионат», а также неправомерном осуществлении расчета платы за тепловую энергию на данном объекте без установленного тарифа, что является злоупотреблением доминирующим положением;

- субъект – Москвичев В.Н.;

- субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у Москвичева В.Н. имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер.

Время совершения административного правонарушения: данное правонарушение является длящимся и по правилам части 2 статьи 4.5 КоАП РФ временем его совершения является дата вынесения приказа Марийского УФАС России от 24.01.2019 №13 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Должностным лицом дополнительно рассмотрен вопрос о применении в отношении Москвичева В.Н. статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия Москвичева В.Н., выразившиеся в осуществлении ограничения тепловой энергии, горячего водоснабжения в здания «Пансионат», неправомерном осуществлении расчета платы за тепловую энергию на данном объекте без установленного тарифа являются нарушением антимонопольного законодательства и свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению норм в сфере антимонопольного законодательства.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное Москвичевым В.Н. правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

На основании изложенного, должностное лицо Марийского УФАС России считает возможным назначить административный штраф за совершенное административное правонарушение в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, 20 000 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3, 14.31, 23.48, ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

Постановила:

 

Привлечь Москвичева Владимира Николаевича (паспорт <...> дата рождения 07.03.1959, место рождения пос. Кундышский Килемарского р-на Марийской АССР, паспорт выдан Заречным отделом милиции УВД города Йошкар-Олы, дата выдачи 18.03.2005, код подразделения 123-002, зарегистрирован  по адресу: ул. В. Интернационалистов, д. 22 «а», кв. 149, г. Йошкар-Ола, РМЭ) к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны