Решение №ОЕ/4341/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 16 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-725/2023

14 августа  2023 годаг. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии – <…> - заместителя руководителя - начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста — эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти

при участии представителя Заказчика - Вятской сельской администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл — <…> на основании доверенности:

в отсутствие ИП К., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы; рассмотрев жалобу ИП К. от 07.08.2023 на положения извещения об осуществлении закупки № 0108300015523000002 от 21.07.2023 на выполнение проектных и изыскательских работы по объекту: «Капитальный ремонт моста через р. Ронга на автомобильной дороге Удельное - Гришино, км 0+302 в Советском районе Республики Марий Эл»,

установила:

 

Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение проектных и изыскательских работы по объекту: «Капитальный ремонт моста через р. Ронга на автомобильной дороге Удельное - Гришино, км 0+302 в Советском районе Республики Марий Эл».

 В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России 07.08.2023 поступила жалоба ИП К. на положения извещения указанного конкурса.

Заявитель приводит следующие  доводы:

  1. Заказчиком, в нарушение положений Закона о контрактной системе, утвержден порядок оценки заявок участников, не позволяющий объективно оценить заявку, поданную на участие в указанном конкурсе, что не позволит определить наилучшее предложение.
  2. Заявитель полагает, что в приложении № 3 - «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе», а именно, в требованиях к составу первых частей заявок, должно быть также установлено требование о предоставлении в составе первых частей заявок сведений о квалификации участников закупки.
  3. Заказчиком, при формировании извещения не применены нормы постановления Правительства от 10.04.2023 №579 «Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимся иностранными лицами» (далее - Постановление №579). 

       Заказчик не согласился с  доводами жалобы, представил письменные и устные пояснения.

 Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 0108300015523000002 размещено в ЕИС 21.07.2023.

Дата и время окончания подачи заявок: 07.08.2023 10:00.

Дата подведения итогов определения поставщика: 15.08.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 4 800 000,00 рублей.

1. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, устанавливающий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

  1. цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
  2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  3. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  4. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Положение).

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме определен в Приложении № 5 к Извещению.

Согласно пунктам 16, 17 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) качественные характеристики объекта закупки;

б) функциональные характеристики объекта закупки;

в) экологические характеристики объекта закупки.

Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.

В силу пункта 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.

Согласно порядку оценки заявок обжалуемой закупки, Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:

  1. цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
  2. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  3. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Критерий оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» оценивается по 3 (трем) детализирующим показателям:

- характеристика № 1: описание выполнения работ по инженерным изысканиям; - характеристика № 2: описание выполнения работ по проектированию; -  характеристика № 3: описание системы контроля качества.

Разделом 3 порядка оценки обжалуемой закупки предусмотрено более развернутое описание требуемых в составе заявки участников «свойств» каждого из указанных детализирующих показателей:

 

Характеристика № 1: описание выполнения работ по инженерным изысканиям 

Перечень свойств объекта закупки подлежащих оценке:

описание выполнения работ по инженерным изысканиям с привязкой к объемам работ и объекту проектирования с учетом требований Задания (Приложение № 1 к проекту государственного контракта), указанием оборудования, программных комплексов, описания хода работ и технологией выполнение работ, с обоснованием выполнения их в сроки, указанные в Задании (Приложение № 1 к проекту государственного контракта) и в календарном плане выполнения работ (Приложение № 2 к проекту государственного контракта).

Оценка производится путем анализа детального описания (степени детализации) и проработанности предложения по каждому элементу показателя.

Заявка (часть заявки) оценивается как содержащая предложение о наличии характеристики объекта закупки в случае, если предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки соответствует требованиям Извещения и действующего законодательства.

Характеристика объекта закупки отсутствует в заявке (части заявки) в случае, если предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки не соответствует требованиям Извещения и (или) действующего законодательства либо описание предлагаемого участником закупки свойства (свойств) объекта закупки не представлено либо представлено не в полном объеме.

К существенным противоречиям и несоответствиям в пояснительной записке относятся те, которые не позволят выполнить работы по контракту с надлежащим качеством в установленный срок (в случае допущения выполнения работ в соответствии с описанием, представленным в пояснительной записке), не позволят определить технологию, процесс выполнения работ на объекте, ставят под сомнение возможность выполнения работ качественно и в срок, предусмотренный контрактом.

Степень детализации и конкретизации предложения участника характеризуется наличием привязок организационно-технического предложения участника к объекту закупки, его техническим характеристикам и местонахождению, а также к материально-техническим возможностям участника закупки (в том числе с учетом привлеченных ресурсов).

 

Характеристика № 2: описание выполнения работ по проектированию

Перечень свойств объекта закупки подлежащих оценке:

описание выполнения работ по проектированию с привязкой к объемам работ и объекту проектирования с учетом требований Задания (Приложение № 1 к проекту государственного контракта) с указанием оборудования, программных комплексов, описания хода работ и технологией выполнение работ, с обоснованием выполнения их в сроки, указанные в Задании (Приложение № 1 к проекту государственного контракта) и в календарном плане выполнения работ (Приложение № 2 к проекту государственного контракта).

Оценка производится путем анализа детального описания

(степени детализации) и проработанности предложения по

 

 

каждому элементу показателя.

Заявка (часть заявки) оценивается как содержащая предложение о наличии характеристики объекта закупки в случае, если предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки соответствует требованиям Извещения и действующего законодательства.

Характеристика объекта закупки отсутствует в заявке (части заявки) в случае, если предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки не соответствует требованиям Извещения и (или) действующего законодательства либо описание предлагаемого участником закупки свойства (свойств) объекта закупки не представлено либо представлено не в полном объеме.

К существенным противоречиям и несоответствиям в пояснительной записке относятся те, которые не позволят выполнить работы по контракту с надлежащим качеством в установленный срок (в случае допущения выполнения работ в соответствии с описанием, представленным в пояснительной записке), не позволят определить технологию, процесс выполнения работ на объекте, ставят под сомнение возможность выполнения работ качественно и в срок, предусмотренный контрактом.

Степень детализации и конкретизации предложения участника характеризуется наличием привязок организационно-технического предложения участника к объекту закупки, его техническим характеристикам и местонахождению, а также к материально-техническим возможностям участника закупки (в том числе с учетом привлеченных ресурсов).

 

      Характеристика № 3: описание системы контроля качества

Перечень свойств объекта закупки подлежащих оценке:

описание системы контроля качества с указанием поэтапного хода контроля качества с привязкой к объекту проектирования.

Заявка (часть заявки) оценивается как содержащая предложение о наличии характеристики объекта закупки в случае, если предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки соответствует требованиям Извещения и действующего законодательства.

Характеристика объекта закупки отсутствует в заявке (части заявки) в случае, если предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки не соответствует требованиям Извещения и (или) действующего законодательства либо описание предлагаемого участником закупки свойства (свойств) объекта закупки не представлено

Также Заказчиком установлено, что по 100 баллов присваивается при наличии в предложениях каждой из указанных характеристик объекта закупки, 0 баллов - если предложения не содержат указанные характеристики.

Таким образом, из указанного следует, что под «свойствами» объекта закупки, подлежащих оценке, в настоящем случае понимается предоставление в составе заявки подробного, детального описания выполнения работ потенциальным исполнителем контракта.

Вместе с тем, порядок оценки закупки не раскрывает конкретных измеряемых требований к предмету оценки, например, "объем представленного описания", "степень проработанности", "детализированные, конкретизированные сведения", что не позволяет четко и однозначно определить участникам закупки конкретное соотношение степени развернутости, проработанности, детализации, конкретизации и количества присваиваемых баллов.

Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что оценка по таким детализирующим показателям будет целиком зависеть от мнения членов конкурсной комиссии, а не от предложения лучших условий исполнения государственного контракта.

Кроме того, даже идеальное описание порядка выполнения работ никоим образом не связано и не гарантирует государственному заказчику в дальнейшем качественное исполнение заключенного по итогам закупки государственного контракта.

Учитывая изложенное, установленный заказчиком порядок оценки заявок не отвечает принципу определенности и однозначности и в итоге позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя торгов, а не выявлять лицо, объективно предложившее лучшие условия выполнения работ, являющихся предметом закупки.

Таким образом, действия Заказчика нарушают положения пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, довод заявителя признается обоснованным.

2. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном конкурсе состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:

а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);

б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;

в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;

д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Приложением № 3 к извещению о проведении обжалуемой закупки установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 1.1. данного приложения  первая часть должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, а именно, предложение по критерию:  качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Как указывалось ранее, вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные, в частности, подпунктом «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанным пунктом в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

Заказчиком в порядке оценки заявок установлен критерий в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

Таким образом документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, не должны предоставляться участниками в составе первых частей заявок.

Кроме того, положения подпункта «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе не накладывают на участников закупки обязанность по предоставлению сведений о квалификации, предоставление таких сведений является правом участника.

На основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В силу пункта 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Согласно части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.

В соответствии с указанной нормой закона, Постановлением №579 определены особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками, являющимися иностранными лицами.

Пунктом 2 Постановления № 579 предусмотрено, что постановление вступает в силу с 1 июня 2023 года и применяется при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок после дня вступления в силу настоящего постановления. Комиссией Марийского УФАС России в рамках рассмотрения жалобы установлено, что заказчиком в извещении о проведении закупки установлено требование об обеспечении заявок на участие в закупке, однако, особенности предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками, являющимися иностранными лицами в соответствии с Постановлением № 579 не указаны.

Вместе с тем, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке установлен заказчиком в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе, который предполагает в том числе и особенности предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками, являющимися иностранными лицами.

Кроме того, в рассматриваемом случае данные особенности предоставления обеспечения заявок заказчиком, участниками закупки не применялись, иностранные лица заявок на участие в закупке не подавали.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок от 09.08.2023, на участие в конкурсе подано 4 (четыре) заявки, по критерию оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» всем участникам присвоено равное количество баллов.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России считает, что оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений  в настоящем случае не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

  1. Признать жалобу ИП К.  обоснованной в части первого довода.
  2. Признать в действиях Вятской сельской администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

          В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны