Решение №ОЕ/2398/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/20-160/2023 о нарушении законодате... от 15 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/20-160/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«15» мая 2023 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «11» мая 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «15» мая 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдела <…>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической

работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля

хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/20-160/2023, возбужденное по факту распространения рекламы с использованием транспортного средства (гос. номер <…>, 18 маршрут) на территории города Йошкар-Олы, с признаками нарушения части 5 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в отсутствии лиц, привлеченных к участию в деле,

УСТАНОВИЛА:

Марийским УФАС России в ходе осмотра рекламы, распространяемой на территории города Йошкар-Олы, установлена реклама, распространяемая с

использованием транспортного средства, следующего содержания:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело № 012/05/20-160/2023 по признакам нарушения части 5 статьи 20 Закона о рекламе в отношении ИП Д., <…>.

Заслушав пояснения лиц, рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку она распространена посредством наружной рекламы с использованием транспортного средства, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: «Цирк Никулина с 20.08 по 11.09 Шоу Владимира Дерябкина».

Статья 20 Закона о рекламе содержит специальные требования к рекламе на транспортных средствах и с их использованием.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о рекламе размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

Согласно части 5 статьи 20 Закона о рекламе, реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасностью дорожного движения считается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от происшествий с участием транспортного средства.

Реклама должна гармонично существовать в сфере отношений, возникших в процессе перемещения пассажиров и грузов на транспорте, а не агрессивно отвлекать внимание, которое на дорогах имеет первостепенное значение, не мешать участникам дорожного движения, провоцируя ДТП.

Таким образом, при размещении рекламы на транспортном средстве должны быть соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения, установленные соответствующими нормативными актами ГИБДД и техническими регламентами.

Марийским УФАС России 07.11.2022 проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в котором на повестку совета было вынесено рассмотрение рекламной информации, размещенной на транспортном средстве (гос. номер <…>, 18 маршрут), рекламы: «Цирк Никулина с 20.08 по 11.09 Шоу Владимира Дерябкина». На рассмотрении все эксперты пришли к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой и содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 Закона о рекламе.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России установила, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает требования части 5 статьи 20 Закона о рекламе, создавая угрозу безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом установлено, что между ИП Д. и <…> заключен договор аренды транспортного средства без экипажа от 29.12.2019, в соответствии с пунктом 1.1 которого <…> передает, а ИП Д. принимает во временное пользование транспортное средство с гос.номером <…> RUS.

В силу пункта 2.2 указанного договора <…> обязуется нести самостоятельную ответственность за размещение и/или распространение на транспортном средстве информационных и/или рекламных материалов.

Из письменных пояснений УГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 04.05.2023 вх. № 3172-ЭП/23 следует, что собственником транспортного средства ГАЗ (государственный регистрационный номер <…>) является <…>. Размещение рекламы на указанном транспортном средстве с управлением ГИБДД МВД по Республике Марий Эл не согласовывалось.

Поскольку собственник транспортного средства вправе размещать либо давать согласие на размещение на своем имуществе (транспортное средство ГАЗ, государственный регистрационный номер <…>) рекламных материалов, рекламораспространителем, в данном случае, является <…>, как собственник транспортного средства.

Таким образом, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что <…> является рекламораспранителем ненадлежащей рекламы.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 20 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель, следовательно, в действиях <…> установлен факт нарушения законодательства о рекламе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

<…> в настоящее время не представлено документальных доказательств, подтверждающих прекращение распространения рекламы «Цирк Никулина с 20.08 по 11.09 Шоу Владимира Дерябкина».

Комиссия Марийского УФАС России считает, что в данном случае имеются основания для выдачи <…> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую с использованием транспортного средства ГАЗ (государственный регистрационный номер <…>) следующего содержания:

 

поскольку в ней нарушены требования части 5 статьи 20 Федерального закона

от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать <…> (<…> г.р.) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  2. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                              

Члены Комиссии                                                                                     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны