Решение №АБ/1329/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/... от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок

по делу 012/06/106-207/2023

16 марта 2023 года                                                                    г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии <…> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…>  – ведущего специалиста — эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти

При участии представителей посредством видеоконференцсвязи:

  • от заказчика - ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» - <…>, <…>,

Тихвинского П.Е., Тищенко Р.С.  (на основании доверенностей);

  • от Заявителя — ПАО «Ростелеком»- <…> (на основании доверенности);
  • от участника закупки - ООО «Пост» - <…>;

рассмотрев жалобу ПАО «Ростелеком» от 09.03.2023 на положения извещения об осуществлении закупки № 0308200000123000044 от 01.03.2023 на выполнение работ по установке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением в Республике Марий Эл (лот № 3),

установила:

Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение работ по установке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением в Республике Марий Эл (лот № 3).

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке

 В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закон о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России 09.03.2023 поступила жалоба ПАО «Ростелеком»  на положения извещения указанного аукциона, в которой приводятся следующие  доводы.

Заказчиком в нарушение положений действующего законодательства не установлено требование о членстве участников закупки в саморегулируемой организации, поскольку техническим заданием предусмотрено, что Подрядчик при необходимости устанавливает новые опоры для монтажа Комплексов.

Описание объекта закупки по пункта 1.3, 1.31, 1.32, 1.36, 1.39, 2.3, 2.4, 2.5, 2.8, 2.19, 3.8, 5.3 сформировано заказчиком ненадлежащим образом, а именно включены излишние требования к характеристикам товара и ненадлежащим образом обосновано включение таких характеристик.

Заказчик в нарушение позиции ФАС России, изложенное в письме от 25.06.2020 г. № 4А/53616/20 установил требования к комплекту крепежа: комплекту питающих и сервисных кабелей для стационарного размещения, блоку питания со встроенным зарядным устройством для АКБ и АКБ.

В извещении не установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236. 

Также заявитель полагает, что при формировании объекта закупки заказчиком неправомерно включены в поставку товары включенные и не включенные в перечень, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 878.

       Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу ПАО «Ростелеком» необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 01.03.2023 (извещение 0308200000123000044).

Дата и время окончания подачи заявок: 10.03.2023 09:00.

Дата подведения итогов определения поставщика: 13.03.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 99 615 000,00  рублей.

1. Как следует из извещения о проведении закупки заказчику требуется выполнить работы по установке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением в Республике Марий Эл (далее — выполнение работ по установке Комплексов).

Согласно приложению № 1 к извещению о проведении электронного аукциона (описание объекта закупки) Заказчиком предусмотрено, что монтаж Комплексов должен быть выполнен на существующие опоры линий наружного освещения, а при необходимости Подрядчиком устанавливаются новые опоры (материал опоры определяется Подрядчиком самостоятельно; расстояние от края проезжей части и высота опоры определяется, исходя из технических требований к Комплексу в соответствии с руководством по его эксплуатации).

Заявитель полагает, что, поскольку техническим заданием закупки предусмотрена вероятность установки новых опор, предусмотренных для монтажа Комплексов, Заказчик должен был установить требование о членстве участников закупки в саморегулируемой организации. С данным доводом Заявителя нельзя согласиться ввиду следующего.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

      В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержит расчет НМЦК по стоимости Комплексов (91 930 000 рублей) и расчет монтаж комплексов и ПНР (7 685 000 рублей).

Таким образом, стоимость работ по монтажу комплексов и ПНР составляет менее 10 млн. рублей, соответственно для выполнения таких работ членство в СРО не требуется.

Кроме того, разделом 5 проекта контракта предусмотрено, что для выполнения работ подрядчик может привлекать субподрядчиков, которые будут обязаны выполнить работы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С учетом изложенного, данный довод заявителя признается Комиссией Марийского УФАС России не обоснованным.

2. Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, в соответствии со статьей 33 настоящего закона.

В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке, в том числе:

  1. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
  2. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию (извещение) о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но не ограничивая число участников закупки.

Так, в пункте 1.3 описания объекта закупки Заказчиком установлено требование к методу измерения параметров транспортного средства — без алгоритма трекинга.

В обоснование включения данного требования указано - в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016.

Заявитель полагает, что такое обоснование является ненадлежащим.

Заказчиком в материалы дела представлены письменные и устные пояснения, согласно которым заказчиком, при составлении технического задания были использованы требования (характеристики) содержащиеся в ГОСТ Р 57144-2016.

В ГОСТ Р 57144-2016 имеется разъяснение по формированию материалов для технических средств автоматической фотовидеофиксации без алгоритма трекинга и с алгоритмом трекинга. Так, для технических средств автоматической фотовидеофиксации без алгоритма трекинга в описании материалов событий написано следующее: «Не менее двух последовательных фотоизображений транспортного средства в зоне контроля с интервалом не менее 0,1 с, на которых зафиксированы моменты совершения административного правонарушения водителем данного транспортного средства, с полностью распознанным государственным регистрационным знаком», что является более точным определением административного правонарушения и никаким образом не ограничивает конкуренцию.

Заказчик считает, что объект описания Закупки, а в частности, требования, изложены в полной мере и полностью описывают потребности заказчика и никаким образом не ограничивают конкуренцию. Кроме того, согласно анализу рынка, почти все технические средства автоматической фото-видео фиксации имеют метод измерения параметров ТС без алгоритма трекинга.

В пунктах 1.31, 1.32 описания объекта закупки установлены пределы допускаемой погрешности при измерении скорости движения ТС между Комплексами (до 100 км/ч - не более ±1%; свыше 100 км/ч - не более ±2%;). В обоснование необходимости использования указанных характеристик Заказчиком указано: показатель указан для сокращения шанса пропуска ТС с целью розыска и увеличения продуктивности работы комплекса.

Заявитель полагает, что Заказчик ненадлежащим образом обосновал включение данной характеристики при описании объекта закупки.

В рамках рассмотрения жалобы представители Заказчика письменно и устно пояснили, что погрешность измерения скорости влияет на неотвратимость наказания воителями-нарушителями, тем самым позволяет привлечь их к ответственности и снизить аварийность на данном участках дороги.

В пункте 1.34 описания объекта закупке установлено требование к фотовидеоизображению: Изображение цветное, соответствующее ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007. Формирование цветного изображения с комплексов ФВФ без смещения ракурса.

В обоснование установления данного требования указано, что показатель указан для целей оказания содействия органам внутренних дел при осуществлении оперативнорозыскной деятельности, дознания и следствия в рамках проводимых мероприятий.

Заявитель полагает, что указание требования в соответствии с  ГОСТ Р ИСО 9241-82007 Заказчиком применено ошибочно, поскольку данный ГОСТ предусматривает эргономические требования при выполнении офисных работ.

На заседании Комиссии представителем участника закупки — ООО «Пост» пояснено, что установление данного требования в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9241-82007 обосновано, поскольку должностные лица органов внутренних дел обрабатывают полученную информацию с комплексов на рабочих компьютерах и с использованием офисных программ.

В пункте 1.36 описания объекта закупки предусмотрено, что к поставке предполагается встроенный в моноблок источник бесперебойного питания, обеспечивающего автономную работу прибора в течение не менее 20 минут.

В обоснование необходимости использования указанной характеристики Заказчиком указано: «для обеспечения максимальной работоспособности в условиях нестабильного электроснабжения».

Пунктом 3.7 описания объекта закупки предусмотрено минимальное время работы фотовидеофиксации  от АКБ - не менее 20 часов.

Заявитель полагает, что указанные характеристики являются некорректными и могут ввести потенциальных участников в заблуждение.

Заказчиком представлены письменные и устные пояснения, согласно которым, характеристика, предусмотренная пунктом 1.36 описания объекта закупки, установлена с целью последовательного корректного отключения фотовидеофиксации комплекса в случае отключения электрической энергии.

Заказчик указал, что в пункте 3.7. Технического задания речь идет об аккумуляторной батарее, большой емкости, которая в ночное время заряжается от линии электроосвещения, а в дневное время обеспечивает работу комплекса фотовидеофиксации и служит для работы комплекса фотовидеофиксации в течении 20 часов, на случай ремонтных работ на линии электроосвещения.

В пункте 1.39 описания объекта закупки установлено требование о наличии встроенного в измерительный модуль сервисного вычислительного блока для удаленной диагностики работоспособности основного вычислительного модуля в случае его отказа обоснованием данного требование является снижение эксплуатационных расходов заказчика.

 В пункте 1.40 описания объекта закупки установлено требование о наличии выведенный на внешнюю стенку корпуса измерительного модуля дисплея сервисного вычислительного блока с отображением следующих параметров: время наработки с момента включения прибора, сетевых адресов Ethernet интерфейсов прибора, токов потребления отдельными блоками и модулями прибора, температуры и влажности внутри корпуса прибора, уровней сигнала беспроводных каналов связи, также в целях  снижения эксплуатационных расходов заказчика.

Заявитель считает, что установление указанных требований, напротив, может привести к увеличению эксплуатационных расходов заказчика.

Заказчик, в обоснование необходимости использования указанной характеристики пояснил, что встроенный в измерительный модуль сервисный вычислительный блок и дисплей помогают оперативно выявить имеющуюся неисправность без дополнительного диагностического оборудования, и без съема комплекса, с последующей перевозкой его в ремонтную мастерскую, что потребует ряд затрат. Указанное оборудование позволяет сразу понять, в чем суть поломки, а также позволяет убедиться, что все функционирует в штатном режиме, в случае осмотра комплекса в рамках технического обслуживания.

Следовательно, заказчиком установлены требования к закупаемому оборудованию исходя из своих собственных потребностей.

Пунктом 2.3 описания объекта закупки установлено требование к степени защиты измерителя модуля от попадания воды и пыли - не менее IP65. Данное требование установлено в соответствии с ГОСТ 14254-2015, а также исходя из практики эксплуатации уличного оборудования, степень IP 54 не даёт хорошей защиты внутренним компонентам комплекса от внешней среды, особенно в случаях особо сильных природных явлений: ливни, метели, пылевые бури, а также при очистке комплекса моечным оборудованием высокого давления. В связи с этим данный параметр требует увеличения до степени «пыленепроницаемости, защищенности от сильных водяных струй».

Заявитель указывает, что, в данном случае невозможно понять, относится ли повышение степени защиты к остальным частям комплекса.

Заказчиком указано, что требование «Степень защиты от попадания воды и пыли» относится к Измерительному модулю.

В пунктах 2.4 и 2.5 описания объекта закупки Заказчиком установлены требования к параметрам Комплексов указаны масса и габаритные размеры измерительного модуля.

Заявитель считает, что установление указанных требований влечет ограничение числа участников закупки.

Указанные требования установлены Заказчиком для расчета массы и габаритных размеров защитного кожуха, т.к. в описании комплектации комплекса Технического задания указано: «Измерительное оборудование, оборудование фотовидеофиксации и вычислительный модуль, инфракрасный прожектор, блок питания, интерфейсы внешних каналов связи, модуль ИБП, сервисный вычислительный блок с дисплеем должны быть расположены в едином герметичном кожухе».

Пунктом 2.8 описания объекта закупки предусмотрено требование к напряжению электропитания в диапазоне от 11,5 до 13 В. 

В обоснование необходимости использования указанной характеристики Заказчиком указано «в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 для обеспечения работы Комплекса от бортовой сети ТС».

Вместе с тем, пунктом 1.1 предусмотрено, что комплекс по конструктивным особенностям, связанным со степенью мобильности, должен быть стационарным.

Заявитель полагает, что в данном случае, Заказчиком установлены противоречивые характеристики.

Заказчиком, в обоснование своей позиции указано, что комплексы фотовидеофиксации питаются электрической энергией как от сети 220 В, так и от аккумуляторные батареи напряжением 12 В.

В пункте 2.8 технического задания указано, что показатель указан в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 для обеспечения работы Комплекса от бортовой сети ТС.

Согласно пункту 6.3.1 указанного ГОСТа стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны быть рассчитаны на питание от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц., а при отсутствии переменного тока в сети используется п. 6.3.3. указанного ГОСТа, согласно которому передвижные, носимые и мобильные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны быть рассчитаны на питание от аккумуляторных батарей, обеспечивающих их работоспособность в течение не менее 12 часов непрерывного функционирования, или от бортовой сети транспортных средств по ГОСТ Р 52230 без ограничения времени работы, т.к. для питания комплекса в автономном режиме используются стандартные аккумуляторные батареи напряжением 12 В.

Кроме того, данная характеристика установлена с той целью, что если вдруг произойдет обесточивание комплекса фотовидеофиксации, то можно было подсоединить его к бортовой сети сервисной машины обслуживания, и разобраться в поломке, не снимая комплекс с опоры.

В пункте 2.19 описания объекта закупки установлено требование к нижнему и верхнему показателям температур окружающей среды: «работа при температуре окружающей среды, включая диапазон, °С», «от -40 до +50».

Заявитель считает установление требования о границах диапазона температур избыточным, ограничивающим число участников.

Заказчиком представлены письменные и устные пояснения, согласно которым, указанное требование не является избыточным, и никаким образом не ограничивает конкуренцию, поскольку указанный заказчиком диапазон температур входит в более широкий диапазон температур, к примеру от «от -55°С» до +60°С».

Диапазон рабочих температур комплексов фотовидеофиксации предусмотрен инструкцией к эксплуатации (например, «Кордон -м»2 рабочие условия применения: температура окружающего воздуха от -40С до +50С, «Атом ИС» условия эксплуатации: температура окружающей среды от -60С до +60С, «Скат -ПП» условия эксплуатации: температура окружающей среды от -50С до +50С).

Пунктом 5.3 описания объекта закупки предусмотрено наличие в комплекте кабеля информационного для проводного подключения «Internet» для  возможности подключения комплекса.

В пункте 1.24 описания объекта закупки установлено требование к интерфейсам для передачи данных.

Показатель указан для увеличения продуктивности работы комплекса, а также для возможности связи с комплексом в случае выхода одного из каналов.

 Заказчиком пояснено, что кабель, указанный в пункте 5.3 является также сервисным кабелем, то есть позволяет осуществить настройку комплекса. Это также следует из названия раздела: «Комплект питающих и сервисных кабелей».

Данный кабель подключается в порт RG45, который уже существует в комплексах, и не требует дополнительной установки.

Пунктом 2.3 описания объекта закупки установлено требование к степени защиты измерителя модуля от попадания воды и пыли - не менее IP65. Данное требование установлено в соответствии с ГОСТ 14254-2015, а также исходя из практики эксплуатации уличного оборудования, степень IP 54 не даёт хорошей защиты внутренним компонентам комплекса от внешней среды, особенно в случаях особо сильных природных явлений: ливни, метели, пылевые бури, а также при очистке комплекса моечным оборудованием высокого давления.

В связи с этим данный параметр требует увеличения до степени

«пыленепроницаемости, защищености от сильных водяных струй».

Заявитель указывает, что, в данном случае невозможно понять, относится ли повышение степени защиты к остальным частям комплекса.

Заказчиком указано, что требование «Степень защиты от попадания воды и пыли» относится к Измерительному модулю.

Таким образом, установление дополнительных характеристик закупаемого оборудования обусловлена потребностью заказчика и продиктовано принципом результативности, который выражается в закупке товара, характеристики которого являются улучшенными по сравнению с аналогами.

Кроме того, отмечаем, что в рамках рассмотрения жалобы Марийским УФАС России были направлены запросы в адрес производителей комплексов фотовидеорегистрации, согласно ответам которым, под техническое задание указанной закупки подходят комплексы  Орлан 3.0 производства ООО «Орлан», Атом ИС производства ООО «Корда Групп».

Также необходимо отметить, что согласно протоколу подведения итогов от 13.03.2023 на участие в закупке подано две заявки, которые признаны комиссией заказчика соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Данными участниками к поставке предложены комплексы Атом ИС производства ООО «Корда Групп».

Учитывая вышеизложенное, описание объекта закупки осуществлено заказчиком с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом описание объекта закупки не влечет ограничение числа участников закупки.

Заявителем не представлено каких-либо документальных доказательств невозможности подачи заявки на участие в данной закупке.

Следовательно, позиция заявителя признается Комиссией Марийского УФАС России несостоятельной.

3. Заявитель указывает, что согласно письму УФАС от 25.06.2020 г. № 4А/53616/20 https://fas.gov.ru/documents/686843 Заказчик при проведении закупки не вправе требовать предоставления сведений о товаре, если он не принимается к бухгалтерскому учету.

В нарушении данного обязательного условия Заказчиком установлены требования к: - комплекту крепежа;

- комплекту питающих и сервисных кабелей для стационарного размещения; - блоку питания со встроенным зарядным устройством для АКБ и АКБ.

Так, согласно письма ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)» заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

  1. товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
  2. товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  3. товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п. ,используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Требования к комплекту крепежа установлены в соответствии с пунктами 6.1.5, 6.1.6, 6.2.3 ГОСТ Р 57144-2016, комплекту питающих и сервисных кабелей для стационарного размещения, блоку питания со встроенным зарядным устройством для АКБ и АКБ установлены в соответствии с требованиями содержащимися в руководствах по эксплуатации на «Комплексы ФВФ» (прилагаем) а именно, в зависимости от проектного решения в состав Комплекса могут включаться другие аппаратные блоки, обеспечивающие электропитание Комплекса, подключение к внешней информационной сети и др.

Заказчик пояснил, что товар «Комплексы автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения» передается заказчику по акту передачи, таким образом, к бухгалтерскому учету принимаются «Комплексы ФВФ» целиком. Как пример, прилагаем бухгалтерские проводки по учету основных средств.

Все комплексы фотовидеофиксации принимаются на бухгалтерский учёт, как единое целое в состав которых входят: Блок питания со встроенным зарядным устройством для АКБ и АКБ, Комплект крепежа, Комплект питающих и сервисных кабелей.

Таким образом, ссылка заявителя на письмо ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 в рассматриваемом случае является ошибочной, соответственно довод жалобы признается необоснованным.

4. Заявитель указывает, что в извещении о проведении закупки не установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ  от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 1236).

При этом в извещении отсутствует обоснование о невозможности соблюдения вышеуказанного запрета.

Заказчиком в письменных и устных пояснениях указано, что пунктом 6.1.1 «Технические средства автоматической фотовидеофиксации» "ГОСТ Р 57144-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" должны включать в себя в том числе — аппаратно-программное обеспечение.

Согласно пункту 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно пункту 2(1) Постановления № 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Как установлено Комиссией, запрет по Постановлению № 1236 заказчиком в извещении о проведении закупки не установлен.

Комиссия отмечает, что из анализа проекта контракта, технического задания не следует, что заказчиком закупается ПО, также и не установлено требование об установки ПО на закупаемые Комплексы в рамках исполнения обязательств по контракту.

Иных оснований для установления запрета согласно Постановлению № 1236 не выявлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что устанавливать запрет в соответствии с пунктом 2(1) Постановления № 1236 в рассматриваемом случае не требовалось.

Более того, согласно письму Министерства финансов России от 29.11.2022 № 240606 /116710 запрет, установленный Постановлением № 1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и ( или) правами на него, перечисленных в пункте 2(1) Постановления №  1236.

Из письма Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 15.12.2020 № П11-2-05-106-94501 «О разъяснении положений постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 в части установления запрета при осуществлении закупок камер видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением» следует, что законодательством не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением № 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

С учетом изложенного, позиция заявителя признается несостоятельной.

5. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно объединил в одну закупку товары, включенные и невключенные в перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее Постановление № 878).

Так, по мнению заявителя по контракту предполагается поставка (установка) опор ЛЭП, которые не попадают под запреты и ограничения в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Пунктом 7 Постановления № 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.

Из документов, размещенных в ЕИС следует, что в ходе исполнения контракта, заключаемого по итогам обжалуемой закупки,  Исполнитель должен осуществить установку и передать в собственность Заказчика  оборудование комплексов фотовидеофиксации с кодом ОКПД2 26.51.64.190 «Приборы для измерения параметров движения и количества прочие», включен в перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства № 878.

Заказчик пояснил, что  в ходе выполнения работ будет поставлен товар по ОКПД 226.51.64.190 «Приборы для измерения параметров движения и количества прочие» Комплексы автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, который находится в перечне радиоэлектронной продукции, и на который установлено ограничение допуска по Постановлении №878 и указал, что опоры ЛЭП к поставке контрактом не предусмотрены.

Тот факт, что монтаж Комплексов возможно потребует установки новых опор не свидетельствует об отдельной поставке опор, поскольку предметом закупки является выполнение работ по установке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением в Республике Марий Эл.

На основании изложенного, довод заявителя не находит своего подтверждения.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

  1. Признать жалобу ПАО «Ростелеком» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны