Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 012/04/14.3-511/2... от 27 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу 012/04/14.3-511/2022 об

административном правонарушении

 

«26» июля 2022 года                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <…>, рассмотрев протокол от «13» июля 2022 года и материалы дела № 012/04/14.3-511/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении АО «Альфа Банк» (<…>) по факту нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» при распространении в эфире радиостанции Radio Record рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+» (решение Марийского УФАС России от 28.06.2022 по делу №012/05/28-287/2022),

в отсутствии представителя АО «Альфа Банк»,

 

УстановилА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения мониторинга рекламы в марте 2022 года установлен факт распространения в эфире радиостанции Radio Record рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+», содержащей признаки нарушения статьи 5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Марийским УФАС России письмом от 25.03.2022 №03-21/69 направило ходатайство в ФАС России о наделении полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении АО «Альфа Банк».

ФАС России письмом от 29.03.2022 №08/28239/22 наделило Марийское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы.

По итогам рассмотрения дела №012/05/28-287/2022 антимонопольным органом установлено, что вышеуказанная реклама распространена с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (решение Марийского УФАС России от 28.06.2022 по делу №012/05/28-287/2022 о признании рекламы ненадлежащей).

В отношении АО «Альфа Банк» возбуждено дело об административном правонарушении № 012/04/14.3-486/2022 в отношении АО «Альфа Банк»  по факту распространения в эфире радиостанции Radio Record рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+» с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии представителя АО «Альфа Банк». Общество было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола. В адрес АО «Альфа Банк» 29.06.2022 направлено определение о возбуждении за исходящим № 03-07/372, данное почтовое отправление было получено АО «Альфа Банк» 30.06.2022.

Копия протокола от 13.07.2022 направлена в адрес АО «Альфа Банк» (исх.№03-07/391 от 13.07.2022), получена обществом 21.07.2022.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В указанной рекламе объектом рекламирования является услуга предоставления кредитов с процентной ставкой от 6, 9% годовых.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с условиями предоставления финансовой услуги Альфа – счет процентная ставка 20% (с учетом приветственной надбавки) действует в первые 1-2 месяца предоставления услуги, в последующие месяцы при покупках по картам от 10000 рублей и от 100 000 рублей (для клиентов с пакетами услуг А-клуб) ставка составит 12%, процентная ставка без покупок составляет 4-4,5% (базовая ставка). При этом приветственная надбавка действует на сумму остатка до 1,5 млн. рублей (до 10 млн рублей для клиентов с пакетом услуг «Премиум»/ «Максимум», до 30 млн. рублей для клиентов с пакетом услуг «А-клуб»).

В рассматриваемой рекламе, сведения, влияющие на выбор потребителя, такие как процентные ставки в зависимости от сроков и суммы, иные условия предоставления финансовой услуги, не приводятся. При этом привлекательная процентная ставка 20% может быть предоставлена только в первые 2 месяца, только на сумму остатка 1,5 млн рублей (либо только клиентам банка с пакетами услуг «Премиум»/ «Максимум», «А-клуб»).

Таким образом, в рекламе указана только наиболее привлекательная информация (процентная ставка 20%), иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе приводится информация об использовании мобильного приложения, сопровождаемая словосочетаниями «в лучшем мобильном приложении».

При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Лучшем мобильном приложении» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает также пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в ней указаны не соответствующие действительности сведения о преимуществах финансовых услуг Банка.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям, представленным в антимонопольный орган, рассматриваемая реклама, распространялась на основании договора от 21.12.2018 №21/12/18-AMS, заключенного АО «Альфа Банк» с ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД», в соответствии с акт-отчетами период распространения рекламы 16.02.2022-25.02.2022, 04.03.2022-31.03.2022, 01.04.2022-14.04.2022. Также согласно представленным документам, реклама распространялась на радио: Европа Плюс, Авторадио, Ретро FM, Наше Радио, Hit FM, Record, Mонте-Карло, Вести FM, Love Radio, Русское Радио.

В свою очередь ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД» заключило договор с ООО «Медиа Клуб»  от 23.09.2011 №МК22/09/11, предметом которого является оказание услуг и выполнение работ, направленных на размещение рекламно-информационных материалов в средствах массовой информации, на объектах наружной рекламы и в интернете. При этом ООО «Медиа Клуб» заключило договор с ЗАО «Радио Рекорд» от 14.03.2011 №14-03/001, в соответствии с которым осуществлялось распространение рекламы в эфире Radio Record.

В соответствии с представленными документами, текст рекламы был представлен и подтверждён АО «Альфа Банк» (письма Банка в адрес заинтересованных лиц от 02.03.2022).

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа Банк».

Ответственность за нарушение требований пункт 1 части 3, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Антимонопольным органом установлено, что АО «Альфа Банк» при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы могло предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имело возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина АО «Альфа Банк» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место совершения административного правонарушения: территория вещания Radio Record в Российской Федерации.

Время совершения административного правонарушения: март 2022 год.

Состав административного правонарушения, совершенного АО «Альфа Банк»  и предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия АО «Альфа Банк», направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением пункт 1 части 3, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – АО «Альфа Банк»,

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у АО «Альфа Банк», имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения АО «Альфа Банк», имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о признании правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте                 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Совершенное АО «Альфа Банк» правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное АО «Альфа Банк» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Таким образом, АО «Альфа Банк» должно быть назначено наказание в пределах санкции, предусмотренной частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Все вышеуказанные обстоятельства учитываются в совокупности при назначении наказания за административное правонарушение.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, Марийское УФАС России признает неоднократное привлечение АО «Альфа Банк» к административной ответственности по статье 14.3 за распространение ненадлежащей рекламы (постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 24.11.2021 №052/04/14.3-3268/2021 на сумму 200 000 рублей, штраф оплачен 15.12.2021), постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 11.10.2021 №034/04/14.3-1041/2021, штраф оплачен 22.11.2021.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела и наличие отягчающих обстоятельств, считает необходимым назначить АО «Альфа Банк» административное наказание в виде штрафа в размере 220 000 рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1, 6 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, статьями 14, 25, 33, 38 Закона о рекламе,

 

ПостановилА:

 

Привлечь АО «Альфа Банк» (<…>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 220 000 (двести двадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока  рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

<…>

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если  указанное  постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: копия квитанции.

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны