Решение №АБ/2153/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-342/2023

25 апреля 2023 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; члены Комиссии:

<…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист – эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:

                          в присутствии представителей заказчика –                   ГБУ РМЭ «Республиканская

психиатрическая больница» (далее –заказчик)  - <…> (на основании доверенности от 24.04.2023); в отсутствии представителя заявителя – ООО «МедФармАльянс», надлежаще

извещенного о месте, времени рассмотрения дела; рассмотрев жалобу ООО «МедФармАльянс» на действия Заказчика при проведении

электронного аукциона «Поставка лекарственного препарата - Рисперидон для нужд ГБУ РМЭ «Республиканская психиатрическая больница» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0308200027723000027 от 06.04.2023),

УСТАНОВИЛА:

ГБУ РМЭ «Республиканская психиатрическая больница» проводится электронный аукцион на поставку лекарственного препарата - Рисперидон для нужд ГБУ РМЭ «Республиканская психиатрическая больница».

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом того, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Так, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО «МедФармАльянс» на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении указанной закупки.

В соответствии с доводом Заявителя, аукционной комиссией Заказчика нарушены требования законодательства о запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами установленных статьей 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства №1289 от 30.11.2015, Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 №126н. На участие в закупке подано две и более заявки, содержащие предложения о поставке лекарственного препарата производства Россия, и эти заявки содержат предложения о поставке препаратов разных производителей – в связи с чем заявка, содержащая предложение о поставке лекарственного препарата иностранного производителя, либо лекарственного препарат, чья страна происхождения не подтверждена сертификатом СТ-1 должна быть отклонена в порядке пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 №1289.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата - Рисперидон для нужд Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Республиканская психиатрическая больница» размещено на официальном сайте 06.04.2023.

Дата и время начала срока подачи заявок: 06.04.2023 16:22.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 14.04.2023 12:00.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

17.04.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 288 280,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.04.2023 № ЦПА1 на участие в электронном аукционе было подано 7 заявок, которые признаны комиссией об осуществлении закупок соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, в том числе положениям №1289. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 159 (АО «Марий Эл-Фармация»), заявка которого соответствует требованиям извещения, и который предложил по результатам процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта – 125 393,40 руб.

Согласно пояснениям Заказчика указанное решение было принято как на основании представленных участниками аукциона документов, так и на основании информации, содержащейся в Государственном реестре лекарственных средств.

Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. Согласно пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением № 1289 установлен перечень отдельных видов жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием) (далее - Перечень).

На заседании Комиссии установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является поставка лекарственного препарата Рисперидон для нужд  Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Республиканская психиатрическая больница» ОКПД 2 - 21.20.10.235, включенных в Перечень.

В составе извещения содержится информация об установлении ограничений, предусмотренных Постановлением № 1289.

Пунктом 1 постановления № 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;
  • не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Пунктом 1 (1) постановления № 1289 установлено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пункте 1 Постановления № 1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункта 1 (2) Постановления № 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1 (1) Постановления № 1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. № 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.

Согласно пункта 2 Постановления № 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:

а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными

Правилами;

б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»;

в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями), фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Таким образом, подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) постановления № 1289 являются сертификат о происхождении товара по форме СТ-1, а также декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документах, подтверждающих соответствие производителя лекарственных средств в соответствии с пунктом 1(2) Постановления № 1289.

Согласно части 1 статьи 49 закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпункта «а» - «в» пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 и 4 статьи 14 Законом о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Из представленных Заказчиком документов следует, что на участие в закупке подано 7 заявок.

1. Заявка участника электронного аукциона № 6 содержит предложение к поставке лекарственного препарата производства ООО «Озон» (Россия). В составе заявки участником закупки № 6 представлен следующий документ:

- РУ №ЛП-002262 от 01.10.2013.

2. Заявка участника электронного аукциона № 39 содержит предложение к поставке лекарственного препарата производства НАО «Северная звезда» (Российская Федерация).

В составе заявки участником закупки № 39 представлены следующие документы:

  • РУ №ЛП-002262 от 01.10.2013;
  • Сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1 №1077000416 от 25.02.2021,№1154000349 от 06.10.2021.

3. Заявка участника электронного аукциона № 109 содержит предложение к поставке лекарственного препарата производства АО «Вертекс» (Российская Федерация). В составе заявки участником закупки № 109 представлены следующие документы:

  • РУ №ЛП-002706 от 13.11.2014;
  • Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 №3002006025 от 20.03.2023.

4. Заявка участника электронного аукциона № 145 содержит предложение к поставке лекарственного препарата производства АО «Органика» (Российская Федерация). В составе заявки участником закупки № 145 представлены следующие документы:

  • РУ №ЛП-000857 от 14.10.2011;
  • Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 №3028000101 от 13.01.2023;
  • Документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза № СП -0001621/06/2022 от 03.06.2022.

5. Заявка участника электронного аукциона № 159 содержит предложение к поставке лекарственного препарата производства НАО «Северная звезда» (Российская Федерация).

В составе заявки участником закупки № 159 представлены следующие документы:

  • РУ №ЛП-002328 от 13.12.2013;
  • Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 №1154000349 от 06.10.2021.

6. Заявка участника электронного аукциона № 230 содержит предложение к поставке лекарственного препарата производства НАО «Северная звезда» (Российская Федерация).

В составе заявки участником закупки № 230 представлены следующие документы:

- РУ №ЛП-002328 от 13.12.2013.

7. Заявка участника электронного аукциона № 241 содержит предложение к поставке лекарственного препарата производства АО «Вертекс» (Российская Федерация). В составе заявки участником закупки № 241 представлены следующие документы:

  • РУ №ЛП-002706 от 13.11.2014;
  • Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 №3002006025 от 20.03.2023.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что участниками закупки № 6, №230 в составе заявки представлены только регистрационные удостоверения лекарственных препаратов, что в соответствии с пунктом 2 Постановления №1289 не являются документами, подтверждающими страну происхождения лекарственных препаратов. В связи с чем, в данном случае заявки считаются содержащими предложение о поставке товаров иностранного происхождения.

Согласно пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств), соответствующая заявка подлежит отклонению при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке.

Таким образом, действия аукционной комиссии Заказчика нарушают требования пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о признании жалобы обоснованной и необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «МедФармАльянс» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – ГБУ РМЭ «Республиканская психиатрическая больница» нарушение пункта 5 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику - ГБУ РМЭ «Республиканская психиатрическая больница» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                                                            

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны