Решение №012/01/10-634/2020 факт нарушения пунктов 1, 10 части 1 статьи 10 Федерального ... от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу №012/01/10-634/2020

 

28 мая 2021 года                                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2021 года

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, председатель Комиссии,

Главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

Специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

рассмотрев дело № 012/01/10-634/2020, возбужденное в отношении ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» по признакам нарушения пунктов 1, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившегося в самостоятельном установлении тарифов на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, в установлении монопольно высокой цены реализации авиатоплива на территории аэропорта г.Йошкар-Олы,

в присутствии на заседании комиссии законного представителя ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз», (посредством видеоконференц-связи через программу «VideoMostlite»),

в отсутствие иных лиц, участвующих в рассмотрении дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившегося в самостоятельном установлении тарифов на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию.

Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные ответчиком документы и пояснения, пришло к выводу о наличии в действиях ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» в том числе признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразившегося в установлении экономически необоснованной стоимости реализации авиатоплива на территории аэропорта г.Йошкар-Олы (протокол заседания комиссии от 23.04.2021, определение об отложении рассмотрения дела от 23.04.2021).

ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» на рассмотрении дела указало, что не признает в своих действиях признаки нарушения антимонопольного законодательства. Так, общество указало, что не предоставляет АО АК «Руслайн» в аэропорту г. Йошкар-Олы услуги заправки и хранения авиатоплива, при этом реализация топлива авиакомпании производится с базисом поставки «топливные баки воздушного судна», что означает, что авиакомпания не несет никаких затрат по доставке топлива от НПЗ до топливного бака воздушного судна. В то же время общество указало, что тарифы на услуги по заправке и хранению авиатоплива установлены для ГБУ «Аэропорт г.Йошкар-Олы» и учреждение оказывает данные услуги ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз». Также в ходе рассмотрения дела ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» пояснило, что при установлении стоимости авиатоплива, реализуемого АО АК «РусЛайн», учитывает расходы по приобретению и доставке авиатоплива, заправке и хранению авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы. В расходы в том числе включены транспортные расходы по доставке железнодорожным транспортом до мест хранения в г.Ульяновск и г. Нижний Новгород, а также стоимость доставки автомобильным транспортом до аэропорта г.Йошкар-Олы. Кроме того, общество учитывает и иные расходы, понесенные в рамках осуществления деятельности ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» в объеме доли реализации в аэропорте г. Йошкар-Олы от общего объема реализации. Иные расходы так или иначе входят в стоимость реализуемого топлива. При этом, стоимость топлива формируется из стоимости топлива, имеющегося на складе на день отгрузки и стоимости вновь поступившего топлива. При расчете стоимости реализации авиатоплива учитываются все расходы, которые несет общество.

ООО «АК «Руслайн» при рассмотрении дела указало, что при выполнении любого рейса приобретает топливо у того поставщика, чья цена на топливо является наиболее низкой. При выполнении рейсов в Йошкар-Олу, авиакомпания 97,5% заправок производит в г.Москва, так как стоимость авиатоплива в г.Москва более чем на 30% ниже стоимости авиатоплива в г.Йошкар-Оле. Заправка в г.Йошкар-Ола обусловлена различными факторами (высока загрузка на рейсе, встречный ветер, плохие погодные условия). Иных поставщиков авиатоплива в г.Йошкар-Оле нет. Заправка в г.Йошкар-Оле осуществляется исключительно исходя из технических возможностей воздушного судна и безопасности полета.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, 23.04.2021 вынесла заключение об обстоятельствах дела.

ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» не согласилось с выводами Комиссии, изложенными в заключении об обстоятельствах дела. По мнению общества, в ходе рассмотрения дела не доказано, что ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» имеет возможность влияния на условия обращения товара на товарном рынке. Так, в аэропорту г. Йошкра-Олы реализацию авиакеросина может осуществлять любой хозяйствующий субъект, который захочет зайти на рассматриваемый рынок. При этом общество не имеет возможности затруднять доступ на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам. Также в заключении отсутствуют сведения, на основании которых Комиссия пришла к выводу о том, что потребители товара не готовы приобретать товар у иных поставщиков при изменении цены на 5-10%. По мнению ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», в заключении также необоснованно осуществляется сравнение цены реализации авиатоплива на территории аэропорта г.Йошкар-Олы и на территории иных аэропортов, поскольку, как указано в заключении, сопоставимый рынок не установлен. При этом, по мнению общества, Комиссией необоснованно не принят расчет себестоимости, представленный ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», проведенный на основании учетной политики. При этом в заключении отсутствуют сведения, какие конкретно положения статьи 6 Закона о защите конкуренции нарушены. Общество указало, что цена реализации авиатоплива является договорной, в зависимости от условий поставки в рамках договорных отношений с потребителями. Расчет рентабельности, представленный в материалы дела, произведен исходя из стоимости топлива, с учетом стоимости остатков при хранении авиатоплива. ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» также указало, что в адрес ООО «АК «Руслайн» отгрузка осуществляется с условием отсрочки оплаты.

 

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства (документы), оценив их в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе запрещается установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1 указанной нормы права).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается злоупотребление доминирующим положением путем нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с постановление Правительства РФ от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление №293) установлен перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в том числе следующие услуги: обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива.

Рассмотрев дело в части признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившегося в самостоятельном установлении тарифов на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, Комиссия приходит к следующим выводам.

Марийским УФАС России установлено, что ООО «ТКЗ «Аэрофьюэлз» самостоятельно заправку воздушных судов не производит, данные услуги, а также услуги хранения авиатоплива оказывает ГБУ РМЭ «Аэропорт г.Йошкар-Олы» на основании договора от 05.09.2019 №64/2019-АП об организации услуг по приему, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и авиаГСМ в воздушные суда.

Кроме того, ГБУ РМЭ «Аэропорт г.Йошкар-Олы» подтвердило, что оказывает самостоятельно услуги по хранению авиатоплива и заправке воздушных судов, имеет необходимый персонал и транспортные средства. Так, в Марийское УФАС России представлены: копия свидетельства на автозаправщик МАЗ -5336 АЗ-340, копия технического паспорта на резервуар №9 ГБУ РМЭ «Аэропорт г.Йошкар-Олы», сведения о наличии в штате учреждения начальника службы склада, авиационного техника по ГСМ.

Таким образом, при рассмотрении материалов не установлено неоказание ГБУ РМЭ «Аэропорт г.Йошкар-Олы» по хранению топлива и заправке воздушных судов. Стоимость оказываемых услуг составляет 21,00 рублей за хранение одной тонны авиатоплива, и 1173,00 рублей за заправку 1 тонны авиатоплива, что соответствует тарифам, утвержденным для ГБУ РМЭ «Аэропорт г.Йошкар-Олы» в соответствии с приказом Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл №43 от 30.09.2013.

Таким образом, в действиях ООО «ТКЗ «Аэрофьюэлз» отсутствует нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» осуществляет поставку авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы с базисом поставки «топливные баки воздушных судов». В период 2019-2020гг. ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» осуществлялась реализация авиатоплива в адрес различных хозяйствующих субъектов.

Наибольший объем авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы общество реализует в адрес АО АК «РусЛайн».

Согласно проведенному анализу товарного рынка реализации авиатоплива на территории аэропорта г. Йошкар-Олы, положение ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» является доминирующим, поскольку общество является единственным хозяйствующим субъектом, реализующим топливо в аэропорту г.Йошкар-Олы, а потребители товара не готовы приобретать товар у иных хозяйствующих субъектов при изменении цены на 5-10%.

Кроме того, из материалов дела следует, что лица, приобретающие авиатопливо в аэропорту г.Йошкар-Ола в связи с технологическими, иными особенностями деятельности вынуждены осуществлять заправку воздушных судов в аэропорту г. Йошкар-Олы. АО АК «РусЛайн», осуществляющее пассажирские рейсы по маршруту «Йошкар-Ола-Москва-Йошкар-Ола», имеет возможность приобретать авиатопливо и осуществлять заправку воздушных судов в г.Москве (более 95 % топлива приобретает в г.Москве, поскольку стоимость топлива на 30% ниже, чем при заправке в аэропорту г.Йошкар-Олы), однако в связи с загрузкой рейсов, встречным ветром, плохими погодными условиями все же вынуждено приобретать часть топлива в аэропорту г.Йошкар-Олы (ответ АО АК «РусЛайн» от 14.01.2021 №21-0032, вх.№166 от 15.01.2021).

Необходимо отметить, что ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим хранение авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы и заправку авиатоплива в топливный бак авиакомпаний. Общество приобретает указанные услуги у ГБУ РМЭ «Аэропорт г.Йошкар-Олы». При опросе хозяйствующих субъектов, осуществляющих приобретение авиатоплива, установлено, что приобретатели считают, что ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим реализацию авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы. Кроме того, приобретатели авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы отмечают, что ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» является единственным поставщиком авиационного топлива в аэропорту г.Йошкар-Олы согласно данным Федерального агентства воздушного транспорта (данные размещены на сайте www.favt.gov.ru) (ответ ООО «Арт Авиа» от 14.05.2021 №1075/21).

Для целей настоящего дела анализ проводится в рамках реализации авиатоплива в адрес авиакомпаний, осуществляющих регулярные рейсы из/в аэропорт г. Йошкар-Олы. Установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, приобретающим авиатопливо для целей осуществления регулярных перевозок является ООО «АК Руслайн».

В соответствии с проведенным анализом состояния конкуренции, положение ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» на рынке реализации авиатоплива на территории аэропорта г. Йошкар-Олы в период 2019-2021 гг. признано доминирующим с долей 100%.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В соответствии с Разъяснениями Президиума ФАС России №1 «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара» от 10.02.2016 (далее - Разъяснение №1) в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара: затратный метод и метод сопоставимых рынков.

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Оценку цены товара на предмет того является ли она монопольно высокой или низкой необходимо начинать с установления наличия сопоставимых конкурентных рынков (сопоставимого конкурентного рынка) и установления цены товара на таких сопоставимых рынках. Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом в пределах цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, не может являться основанием для квалификации ее в качестве монопольно высокой или монопольной низкой независимо от уровня затрат на производство и реализацию товара и получаемой таким субъектом прибыли. Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, требует оценки ее с использованием также затратного метода. При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссией Марийского УФАС России рынок, сопоставимый по составу покупателей или продавцов услуги, условиям обращения услуги, условиям доступа на товарный рынок, на территории Российской Федерации не выявлен,  поскольку рынки являются различными по составу продавцов и покупателей, условиям обращения товара, экономическим и иным факторам. Таким образом доказывание установления монопольно высокой цены при отсутствии сопоставимого товарного рынка осуществляется с использованием затратного метода.

Согласно Разъяснению №1 при использовании затратного метода анализу подлежат: расходы, необходимые для производства и реализации товара; прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара; цена товара; данные о превышении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности (в случае рассмотрения цены в качестве монопольно низкой цены - данные о занижении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности) для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно. В рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (работы, услуги) антимонопольный орган может оценивать обоснованность расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта. При этом, исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами следует понимать обоснованные и документально подтвержденные затраты. Расходами признаются затраты в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени, фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Следует отметить, что каждый товарный рынок может иметь ряд особенностей, также как и финансово-хозяйственная деятельность нескольких хозяйствующих субъектов в рамках одного товарного рынка формируется индивидуально.

Необходимо отметить, что расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. (приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99») (далее – ПБУ 10/99). Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. В соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

Комиссией проанализирована стоимость отгрузки авиатоплива в адрес АО АК «РусЛайн» за период 2019-2021 гг. и установлена следующая цена реализации за указанный период. Цена реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы в 2019 году составляла ХХХ рублей за тонну. Средневзвешенная цена реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы за 2020 год составила: в январе 2020 года ХХХ рублей за тонну, в феврале 2020 года ХХХ рублей за тонну, в марте 2020 года ХХХ рублей за тонну, в апреле Х рублейХХ за тонну, в мае ХХХ рублей за тонну, в июне ХХХ рублей за тонну, в июле ХХХ рулей за тонну, в августе ХХХ рублей за тонну, в сентябре 2020 года ХХХ рублей за тонну, в октябре 2020 года ХХХ рублей за тонну, в ноябре 2020 года ХХХ рублей за тонну, в декабре 2020 года ХХХ рублей за тонну. В 2021 году (в период январь –март 2021 года) стоимость реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы составляла ХХХ рублей за тонну.

При рассмотрении дела установлено, что поставщиками авиационного топлива в адрес ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» в течение 2020 года в места хранения являлись: ХХХ.

При этом средневзвешенная стоимость приобретения топлива с учетом доставки железнодорожным транспортом составила (с учетом объемов приобретения в каждом месяце): ХХХ. В целом средневзвешенная цена приобретения авиатоплива за 2020 год составила ХХХ рублей за тонну. Также в 2021 году средневзвешенная цена приобретения авиатоплива составляла В январе 2021 года ХХХ рублей за тонну, в феврале 2021 года ХХХ рублей за тонну, в марте 2021 года ХХХ рублей. В целом средневзвешенная цена приобретения авиатоплива за 2021 год составила ХХХ рублей за тонну.

Согласно имеющимся сведениям, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» осуществляет доставку авиатоплива в аэропорт г. Йошкар-Олы автомобильным транспортом, перевозку осуществляет ООО «Авангард-Транс». Стоимость доставки автомобильным транспортом до аэропорта г.Йошкар-Олы в 2020-2021 году составляла ХХХ рублей за тонну.

Кроме того, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» для осуществления поставки авиатоплива «в крыло» приобретает услуги хранения и заправки авиатоплива у ГБУ РМЭ «Аэропорт г.Йошкар-Олы» на основании договора от 05.09.2019 №64/2019-АП. Тариф на заправку воздушного судна составляет 1173 рубля без НДС, с НДС 1407,6 рублей. Кроме того, тариф за хранение авиационного топлива составляет 21,00 рублей без НДС (25,2 рублей с НДС). С учетом объемов хранения и объемов реализации авиационного топлива в аэропорту г.Йошкар-Олы, расходы на услугу хранения авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Ола составляют до ХХХ рублей за тонну в месяц.

Комиссия приходит к выводу о том, что наценка ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» при реализации авиатоплива за 2020 год с учетом расходов на приобретение авиатоплива, хранение, доставку и заправку воздушного судна (без учетов иных расходов организации) составляет не менее 25% от стоимости авиатоплива.

Согласно пояснениям ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз», отраженным в письменных пояснениях от 12.02.2021 №32, средняя стоимость товара рассчитывается ежедневно по следующей формуле: (ХХХ).

ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» указало, что применение указанной формулы расчета соответствует действующим нормативно-правовым актам в области бухгалтерского учета. Так, в соответствии с положениями пп.5.1 и 5.2 Федерального стандарта бухгалтерского учета 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России №180н от 15.11.2019 (далее- Стандарт №180н), товары учитываются организацией по фактической себестоимости, в которую включаются все затраты, связанные с их приобретением, в том числе затраты на заготовку и доставку до центральных складов и баз, транспортно-заготовительные расходы, понесенные в связи с приобретением товаров с разными наименованиями, распределяются пропорционально стоимости приобретения этих товаров, при отпуске товаров их оценка производится организацией по средней себестоимости. Также общество указывает, что учет себестоимости авиатоплива, который ведется организаций, соответствует пункту 26 Учетной политики ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», товары, приобретаемые для продажи, отражаются на счетах по стоимости приобретения с учетом доставки (иных расходов, связанных с транспортировкой) и списываются по средней себестоимости исходя из скользящей оценки по местам хранения.

ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» в ходе рассмотрения дела указало, что включает в цену реализации авиатоплива все расходы, которые несет организация (протоколы заседания Комиссии от 02.03.2021, от 27-28.05.2021), и относит данные расходы на стоимость реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы пропорционально количеству реализованного топлива.

Из представленной ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» письмом от 14.10.2020 №216 расшифровки себестоимости авиатоплива в г. Йошкар-Оле следует, что в себестоимость авиатоплива ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» включает следующие расходы: себестоимость топлива с доставкой, расходы по заправке, расходы по хранению, проценты по кредитам, заработная плата (расходы на оплату труда, страховые взносы), налоги и сборы, хозяйственные расходы (услуги по содержанию и эксплуатации, услуги связи), амортизация, командировочные расходы, прочие расходы (аудит и консалтинг), добровольное медстрахование, обслуживание автомобиля, консультационные услуги, пользование правами, арбитраж, реклама, страхование автомобилей, прочие услуги сверхнормативные, услуги банков, услуги хранения и переработки ГСМ, расходы, связанные с продажей (покупкой валюты), расходы, связанные с реализацией основных средств, прочие внереализационные расходы, прочие расходы.

В соответствии с расшифровкой себестоимости затрат, представленной письмами ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» от 14.10.2020 №216, от 27.05.2020 № 415, от 18.05.2021 №86 при включении всех видов затрат в себестоимость реализуемого топлива рентабельность деятельности общества за 2019- 2020 гг. составила: -134% в октябре 2019 года, -20% (-19%) за ноябрь 2019 года, -19 % (-2%) за декабрь 2019 года, 3-4%  за январь 2020 года, 5% за февраль 2020 года, 11% за март 2020 года, 1% за апрель 2020 года, -3% (-2%) за май 2020 года, 1-2% за июнь 2020 года, 4% за июль 2020 года, 13% за август 2020 года, 25% за сентябрь 2020 года, 16% за октябрь 2020 года, 26% за ноябрь 2020 года, 25% за декабрь 2020 года, 18% за январь 2021 года, 26% за февраль 2021 года, 25% за март 2021 года.

Согласно представленным ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» сведениям, доля отнесения затрат общества на реализацию авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы составляет от ХХХ до ХХХ от всех затрат организации (с учетом объемов реализованного топлива) за период октябрь 2019 года – март 2021 года.

Согласно пункту 26 Положения об учетной политике ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» на 2020 год, утвержденной приказом №1/н от 31.12.2019 (далее – Учетная политика), товары, приобретаемые для продажи, отражаются на счетах по стоимости приобретения с учетом доставки (и иных расходов, связанных с транспортировкой) и списываются по средней себестоимости исходя из скользящей оценки по местам хранения. При транспортировке товаров в арендованных цистернах, стоимость товара порожних цистерн до станции приписки, включается в покупную цену товара. Кроме того, согласно пункту 28 Учетной политики, учет затрат на реализацию в течение отчетного периода осуществляется способом деления затрат на прямые и косвенные. Прямыми расходами являются: затраты на приобретение товаров, материалов, услуг, необходимых для уставной деятельности. Косвенными расходами являются расходы, осуществленные в отчетном периоде и перечисленные в приложении №1 к Учетной политике. К косвенным расходам относятся налоги, такие как налог на имущество, водный налог, транспортный налог, земельный налог. К косвенным расходам относится возмещение затрат, связанных с сверхнормативным простоем вагонов и использованием ж/д путей при неритмичных отгрузках товара поставщиками. Косвенные расходы распределяются между субъектами калькулирования пропорционально объемам соответствующего дохода в суммарном объеме всей выручки. Командировочные расходы учитываются в соответствии со статьей 168 ТК РФ, на основании приказа по предприятию, приложения к учетной политике, определяющего порядок и размеры возмещаемых расходов и подтверждающих документов.

Аналогичные положения установлены в Положениях об учетной политике ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» на 2019, 2021 год, утвержденных приказами №1/н от 31.12.2018, №1/н от 31.12.2020.

В соответствии с пунктом 11 Стандарта №180н  в фактическую себестоимость запасов, в частности, включаются: уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при приобретении (создании) запасов суммы, определяемые с учетом пунктов 12, 13 настоящего Стандарта; затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования); затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов; величина возникшего в связи с приобретением (созданием) запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды; связанные с приобретением (созданием) запасов проценты, которые подлежат включению в стоимость инвестиционного актива; иные затраты, связанные с приобретением (созданием) запасов. При осуществлении розничной торговли приобретенные товары допускается оценивать по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок подлежит регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями закупки и продажи товаров.

Кроме того, в соответствии с пунктом 18 Стандарта №180н в себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов не включаются: затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями; управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов; расходы на хранение запасов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или обусловлено условиями приобретения (создания) запасов; иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения (создания) запасов. При осуществлении розничной торговли приобретенные товары допускается оценивать по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок подлежит регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями закупки и продажи товаров. (пункт 20 Стандарта №180н). Кроме того, при осуществлении торговой деятельности допускается включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу (пункт 21 Стандарта №180н).

Комиссией установлено, что включение в себестоимость топлива некоторых видов расходов противоречит пункту 26 Учетной политики ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», пунктам 11, 18, 20, 21 Стандарта №180н.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» в цену реализации авиатоплива на территории аэропорта г.Йошкар-Олы включает расходы, которые общество несет в иных местах реализации (хранения, заправки) авиатоплива. Кроме того, установлены статьи расходов, по которым обществом не обоснована возможность отнесения их на стоимость реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы, поскольку указанные расходы не связаны с производством и реализацией товара. Обществом не обоснован размер отнесения каждого из видов расходов к стоимости авиатоплива, реализуемого в г. Йошкар-Оле. Также обществом не раскрыта методика формирования цены на авиатопливо применительно к реализации авиатоплива в Аэропорту г.Йошкар-Олы. Управленческий учет отнесения тех или иных расходов и обоснование отнесения доли расходов на деятельность по реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы, у общества отсутствует.

Перечень затрат, которые Комиссия признает необоснованно включенными в стоимость реализации авиатоплива в аэропорту г. Йошкар-Олы приведен в Приложении 1 к решению (направляется только в адрес ООО «ТЗК Аэрофьюэлз»).

Из сведений, представленных ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» от 15.01.2021 №05, от 24.11.2020 .№3238, от 18.05.2021 №86 и расчета рентабельности при включении в состав себестоимости только затрат на приобретение, доставку, приему, хранению, контролю качества, рентабельность деятельности по реализации авиатоплива на территории аэропорта г.Йошкар-Олы составляла (ХХХ).

Комиссией установлено, что стоимость отгрузки авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы даже с учетом несения транспортных расходов по доставке авиатоплива до места хранения является одной из самых высоких по сравнению с иными отгрузками с мест хранения в г.Нижний Новгород (учитывая средневзвешенную цену реализации в аэропорту г.Нижний Новгород).

При этом, Комиссией также установлено, что ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» осуществляло отгрузку ООО «АК «Руслайн» в одни и те же дни в аэропорту Нижнего Новгорода по цене, существенно ниже, чем стоимость реализации в аэропорту г. Йошкар-Олы (например, ХХХ).

Кроме того, Комиссией проанализированы показатели хозяйственной деятельности ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз»  за период 2017-2020гг. и установлено, что общество имеет общую рентабельность деятельности значительно ниже полученной рентабельности при реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы. Так, общая рентабельность деятельности общества составляет за 2017 год ХХХ, за 2018 год ХХХ, за 2019 год ХХХ, за 2020 год ХХХ.

Также установлено, что полученная обществом рентабельность деятельности по реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы (по расчетам ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз», с учетом включения всех затрат) за некоторые периоды времени (в период 2020-2021гг.) намного превышает среднюю рентабельность отрасли (для сравнения использован показатель рентабельности по всем проданным товарам продукции (в 2018 году -12,3%, в 2019 году – 11,4%), и по виду деятельности «оптовая и розничная торговля» (в 2018 году – 2,6%, в 2019 году – 3,5%), статистические данные в соответствии с Приложением  № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@, ).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленная ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» цена реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Указанные действия ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» свидетельствуют об установлении монопольно высокой цены на авиатопливо, реализуемое в аэропорту г.Йошкар-Олы и нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия, с учетом установленных обстоятельств, считает, что имеются основания для выдачи предписания ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 14.6, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50, статье 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения.
  2. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «ТЗК «Аэрофьюэлз» факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены реализации авиатоплива на территории аэропорта г.Йошкар-Олы.
  3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «ТЗК «Аэрофьюэлз» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председатель Комиссии                                                                                          

Члены Комиссии                                                                                      

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны