Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/28-348/2022 о нарушении законодател... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/28-348/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«29» июля 2022 года                                                                                            г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «27» июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен: «29» июля 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев №012/05/28-348/2022, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «Сфера», по факту распространения рекламы «Сфера кредита. Кредитное бюро №1 в Йошкар-Оле. Рефинансирование действующих кредитов; от 18 до 85 лет; с любой кредитной историей; деньги в день обращения; под залог недвижимости…»,

в отсутствии представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 03.12.2021 установлен факт размещения по адресу г.Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д.39 рекламы рефинансирования кредитов следующего содержания:

 

 

Марийским УФАС России в отношении ООО «Сфера» возбуждено дело №012/05/28-348/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения наружной рекламы «Сфера кредита. Кредитное бюро №1 в Йошкар-Оле. Рефинансирование действующих кредитов; от 18 до 85 лет; с любой кредитной историей; деньги в день обращения; под залог недвижимости…».

ООО «Сфера» документы и материалы во исполнение определений Марийского УФАС России не представило, своих представителей на рассмотрение дела не направило. Учитывая указанные обстоятельства Комиссия принимает решение на основании имеющихся в материалах дела и доказательств.

 

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Из содержания рекламы, следует, что объектом рекламирования является выдача денежных средств.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В случае, если реклама указывает на предоставление финансовых услуг: «кредит», такую рекламу следует рассматривать как рекламу финансовых услуг и на нее распространяются требования ст. 28 ФЗ «О рекламе» (Письмо ФАС России от 08.11.2007 № АК/21149).

Поскольку в рекламе указано на возможность рефинансирования кредитов, указаны сведения о предоставлении денежных средств, в том числе под залог недвижимости, данная услуга является финансовой услугой.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает часть 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют сведения о лице (лицах), оказывающих финансовую услугу.

В рассматриваемой рекламе приводится информация о том, что «Сфера Кредита» является «Кредитным бюро №1 в г.Йошкар-Оле».

При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «кредитное бюро №1» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно выписке ЕГРЮЛ и представленным УФНС по Республике Марий Эл пояснениям, основным видом деятельности ООО «Сфера» является деятельность по предоставлению консультационных услуг по вопросам финансового посредничества (ОКВЭД 66.19.4)

Согласно сведениям из открытых источников в сети интернет деятельность под наименованием «Сфера кредита» в г.Йошкар-Оле по адресу Ленинский проспект, 39 осуществляет ООО «Сфера» (614032, Пермский край, г. Пермь, ул. Маршала Рыбалко, д. 99, офис 11).

Абонентом номера телефона, указанного в рекламе <…>, является <…>. Сведения о правоотношениях между ООО «Сфера» и <…> в материалы дела не представлено.

Реклама размещалась в месте осуществления деятельности ООО «Сфера». Реклама привлекает деятельность к деятельности ООО «Сфера».

На основании изложенного, Комиссия рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы признает ООО «Сфера».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

Сведения о прекращении распространения рекламы в материалы дела не представлены.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу «Сфера кредита. Кредитное бюро №1 в Йошкар-Оле. Рефинансирование действующих кредитов; от 18 до 85 лет; с любой кредитной историей; деньги в день обращения; под залог недвижимости…», размещенную в г.Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д.39  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «Сфера» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                    

 

Члены Комиссии                                                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны