Решение №ОЕ/5639/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/20-685/2023 о нарушении законодател... от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/20-685/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

Резолютивная часть решения объявлена: 30 октября 2023 год

Полный текст решения изготовлен: 30 октября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела <…>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/20-685/2023, возбужденное по факту распространения рекламы с использованием транспортного средства преимущественно в качестве рекламной конструкции, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Пионерская, д. 1, с признаками нарушения части 2 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) следующего содержания:

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ИП А. по признакам нарушения части 2 статьи 20 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы с использованием транспортного средства преимущественно в качестве рекламной конструкции, по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Пионерская, д. 1, следующего содержания:

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваемой без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку она распространена посредством наружной рекламной конструкции с использованием транспортного средства, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: «Автосервис желтые ворота….», а также деятельности ИП А.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Одной из целей Закона о рекламе является предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Статья 20 Закона о рекламе содержит специальные требования к рекламе на транспортных средствах и с их использованием.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о рекламе размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство

Согласно части 2 статьи 20 Закона о рекламе использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

В случае, если транспортное средство с размещенным на нем рекламным носителем регулярно используется исключительно для целей распространения рекламы или припарковано на одном месте в технически неисправном состоянии (например без колес) либо находится на парковке без передвижения в течении значительного количества времени (например, в течение нескольких недель), использование транспортного средства указанным образом может рассматриваться как нарушение части 2 статьи 20 Закона о рекламе.

Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.

Таким образом, запрещается использование транспортных средств только для целей распространения рекламы (исключительно в целях рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей.

Кроме того, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.

Сотрудниками Марийского УФАС России осуществлены выходы по адресу места нахождения транспортного средства: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Пионерская, д. 1.

Кроме того, сотрудниками Марийского УФАС России с целью установления факта размещения рассматриваемого автотранспортного средства в период с 08.06.2023 по 20.09.2023 осуществлены выходы по адресу места нахождения транспортного средства ул. Пионерская, д. 1, г. Волжск, РМЭ.

Статичность автотранспортного средства, расположенного по адресу: ул. Пионерская, д. 1, г. Волжск, РМЭ, в котором отсутствует водитель и на котором размещена реклама («Автосервис желтые ворота….»), подтверждается фотофиксациями с 08.06.2023 по 20.09.2023.

В связи с отсутствием у транспортного средства государственного регистрационного знака и информации о собственнике, данное транспортное средство, с текстом: «Автосервис желтые ворота….», следует признать бесхозным.

Кроме того, актами осмотра установлено, что указанное транспортное средство имеет признаки бесхозности: водитель на месте стоянки отсутствует, автомобиль не меняет фактическое месторасположение на протяжении значительного периода времени.

Тем самым рассматриваемое транспортное средство не меняет фактическое месторасположение на протяжении значительного периода времени (более одного месяца), находится на одном и том же месте без движения.

Исходя из срока стоянки автотранспортного средства и с учетом места его размещения, следует признать, что в данном случае основным предназначением транспортного средства – вышеуказанного автотранспортного средства, длительное время не используемого по его прямому назначению, является лишь распространение рекламы («Автосервис желтые ворота….»).

Однако избранный способ для распространения такой рекламы не допустим в силу требований части 2 статьи 20 Закона о рекламе.

Таким образом, распространяемая в период с 08.06.2023 по 20.09.2023 реклама («Автосервис желтые ворота….») на автотранспортном средстве по адресу: ул. Пионерская, д. 1, г. Волжск, РМЭ и длительное время находящемся без движения на одном и том же месте, и тем самым используемого преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, нарушает требования части 2 статьи 20 Закона о рекламе и поэтому является ненадлежащей рекламой.

Кроме того, Марийским УФАС России в целях всестороннего и объективного рассмотрения дела направлен запрос в администрацию Городского округа «Город Волжск» (исх. № ОЕ/5083/23 от 02.10.2023).

 Из письменных пояснений администрации Городского округа «Город Волжск»

(вх. № 7097-ЭП/23 от 05.10.2023) следует, что согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости земельный участок, на котором располагается вышеуказанное транспортное средство принадлежит А., деятельность на объекте «Автосервис желтые ворота» осуществляет ИП А.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России установила, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает требования части 2 статьи 20 Закона о рекламе ввиду использования транспортного средства преимущественно в качестве рекламной конструкции.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (ОКВЭД 45.20). Факт осуществления предпринимательской деятельности в сфере «ремонт, техническое обслуживание автотранспортных и моторных средств, мотоциклов, машин и оборудование, мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг» подтверждается письменными пояснениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.

Антимонопольным органом установлено, что услуги в «Автосервис желтые ворота» оказывает индивидуальный предприниматель А.

Таким образом, лицом, заинтересованным в распространении рекламы товара, является ИП А., поскольку индивидуальный предприниматель имеет коммерческий интерес в продвижении рекламируемого товара на рынке товаров.

Таким образом, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ИП А. является рекламодателем и рекламораспранителем ненадлежащей рекламы.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 20 Закона о рекламе, несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, в адрес Марийского УФАС России на момент рассмотрения дела не представлено доказательств, подтверждающих факт устранения нарушения части 2 статьи 20 Закона о рекламе.

Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать ИП А. предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую с использованием транспортного средства преимущественно в качестве рекламной конструкции, на парковке по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Пионерская, д. 1, следующего содержания:

 

поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать ИП А. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии                                                                                      

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны