Определение б/н определение от 3 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

о назначении дела № 012/01/10-943/2020

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«03» декабря 2020 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20.11.2020 № 147/1 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии в отношении   и руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 20.08.2020 исх. № 7884 из Марийской транспортной прокуратуры поступили материалы на неправомерные действия ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола», выразившиеся в установлении Приказом от 10.06.2020 экономически необоснованной стоимости на товары, работы, услуги, предоставляемые в Аэропорте «Йошкар-Ола».

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом товарном рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цен на другие виды товаров.

Положения статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относят к субъектам естественной монополии деятельность в сфере оказания услуг в аэропорте.

Кроме того, приказом ФСТ России от 09.09.2010 № 442-т ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 12/2/1.

Также, в соответствии со пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Перечень услуг, утвержденных Приказом ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» от 10.06.2020, на территории государственного бюджетного учреждения оказываются только им.  Следовательно, государственное бюджетное учреждение в границах Аэропорта занимает доминирующее положение по оказанию данных услуг.

Таким образом, положение ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» на рынке оказания аэропортовых услуг в границах аэропорта Йошкар-Ола является доминирующим в силу закона, и учреждение обязано соблюдать требования, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» от 10.06.2020 Учреждением утвержден прейскурант цен на 85 услуг, оказываемых Аэропортом.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 17.09.1992 №724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» предусмотрено, что предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги установлен в размере 20 процентов к себестоимости.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл установлено, что тарифы, установленные Учреждением Приказом ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» от 10.06.2020 и введенные в действие с 10.07.2020, существенным образом превысили сборы и тарифы, применявшиеся Учреждением до 10.07.2020, а именно:

  1. На 56% произошло увеличение следующих тарифов: «временная стоянка на аэродроме (30-64 тонны)»; «временная стоянка на аэродроме (12-30 тонн)»; «внутренняя уборка (от 30 до 64 тонн)»; «очистка снега ручным способом (до 12 тонн)»; «обеспечение слива АвиаГСМ»; «стоимость заправки одного баллона газа (воздух)»; «пожарная машина».
  2. На 55% увеличились тарифы: «тариф за обслуживание пассажиров без регистрации»; «посадка или высадка пассажиров (трап)»; «доставка пассажиров»; «специальное обслуживание убывающих пассажиров»; «специальное обслуживание прибывающих и транзитных пассажиров»; «персональная охрана ВС»; «персональное сопровождение пассажиров»; «составление плана полета»; «медицинский осмотр членов экипажа»; «ПВК-жидкость (ИМ)»; «противооблединительная жидкость тип 1»; «противооблединительная жидкость тип 4 (Максфлайт)»; «временная стоянка на аэродроме ( от 5 до 12 тонн)»; «временная стоянка на аэродроме (до 5 тонн)»; «техническое обслуживание ВС по формам регламента (от 30 до 64 тонн)»; «техническое обслуживание ВС по формам регламента (от 12 до 30 тонн)»; «техническое обслуживание ВС по формам регламента (до 12 тонн)»; « буксировка (для всех типов вс)»; «внутренняя уборка (от 12 до 30 тонн)»; «обслуживание санузлов ( от 30 до 64 тонн)»; «обслуживание санузлов (от 12 до 30 тонн)»; «обслуживание санузлов (до 12 тонн)»; «заправка питьевой водой  (30-64 тонны)»; «заправка питьевой водой (12-30 тонн)»; «заправка питьевой водой (до 12 тонн)»; «АПА-35»; «Delta-III»; «подогрев(УМП-350)»; «очистка снега ручным способом (30-64 тонны)»; «очистка снега ручным способом (12-30 тонн)»; «очистка снега с использованием ПОЖ (от 30 до 64 тонн)»; «очистка снега с использованием ПОЖ (от 12 до 30 тонн)»; «очистка снега с использованием ПОЖ (до 12 тонн)»; «УВЗ GS-250»; «предоставление специальных технических и транспортных средств ТК-WS30(для обслуживания санузлов)»; «предоставление специальных технических и транспортных средств ТК-WS30(для заправки питьевой водой)»; «предоставление специальных технических и транспортных средств GS800(для удаления обледенения и обработки ПОЖ)»; «предоставление специальных технических и транспортных средств GS800 (для удаления обледенения ручным способом, подъемник)»; «УМП-350 (унифицированный моторный подогреватель)»; «автомобиль сопровождения»; «обработка колес для всех типов ВС»; «дополнительное обслуживание доставка экипажа до гостиницы в город (в одну сторону)»; «использование любого одного СНО»; «парковка а/машин у зала»; «получение через интернет и печать АНИ с сайта авиакомпании»; «доставка на борт ВС метео и аэронавигации., информации»; «УАЗ-3909-44 (фермер,г/п 0,7)»; «КО-829»; «автобус ПАЗ-3205 (28 мест)»; «трактор К-700А»; «трактор МТЗ-80»; «УМП-350 (унифицированный моторный двигатель)»; «оформление постоянного пропуска для работников предприятий, базирующихся за пределами контролируемой территории аэропорта»; «оформление разового пропуска для работников предприятий, базирующихся за пределами контролируемой территории аэропорта»; «предрейсовый медицинский осмотр водителей»; «предсменный медицинский осмотр».
  3. На 52-54% увеличились тарифы: «доставка экипажа»; «дезинфицирующий препарат Хани Би Пак 44»; «НИП»; «АПА GA-160»; «предоставление специальных технических и транспортных средств АПА-35 (подача электроэнергии)»; «АПА GA-160»; «обеспечение ВС горячей водой».
  4. На 46% произошло увеличение тарифа «обработка грузов и почты».
  5. На 42% увеличился тариф «хранение 1 комплекта бортпитания в холодильной камере».
  6. На 41% - «персональное сопровождение багажа, грузов и почты».
  7. На 25% увеличились такие тарифы, как: «цены на услуги склада (от 2 суток включительно до 7 суток)»; «цены на услуги склада (свыше 7 суток)».

Однако ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» не представлено убедительных доказательств, обосновывающих данное увеличение.

Таким образом, в действиях ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» имеются признаки злоупотребления доминирующим положением, выразившиеся в установлении Приказом от 10.06.2020 экономически необоснованной стоимости на товары, работы, услуги, предоставляемые в Аэропорте «Йошкар-Ола».

На основании изложенного,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Назначить дело № 012/01/10-943/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 22 декабря 2020 года в 09 часов 30 минут по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
  2. Для рассмотрения дела привлечь:

- Ответчик по делу:

ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» (ИНН 1207009629, ОГРН 1071218000347, адрес места регистрации: 424010, Республика Марий Эл, Медведевский р-н, п. Аэропорт, ул. Аэропорт),

- Заявитель:

Марийская транспортная прокуратура (424006, Россия, РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Яналова, д.3).

  1. ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» представить в срок до 18 декабря 2020 года следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):
  1. письменную позицию со ссылками на нормы права по обстоятельствам, изложенным в определении;
  2. обосновать 20% рентабельность с учетом финансовых результатов деятельности учреждения за 2019-2020 года;
  3. сведения о периоде времени, за который учреждением учтены расходы, включенные в калькуляцию стоимости услуг от 11.07.2019, от 10.07.2020;
  4. пояснить увеличение с 10.07.2020 стоимости тарифа «парковка а/машин у зала», а именно из каких затрат складывается данный тариф и увеличение по каждому виду затрат;
  5. за каждый из периодов, указанных в пункте 1 настоящего запроса представить:

- копии штатных расписаний;

- копии заключенных трудовых договоров с работниками;

- сведения о распределении (доле) каждой штатной единицы в составе каждого вида оказываемых услуг в соответствии с калькуляцией;

-сведения о несении материальных затрат, производственных и общехозяйственных расходов за рассматриваемые периоды с приложением первичных документов (копий товарных накладных, актов выполненных работ, копии заключенных договоров с третьими лицами);

-сведения о распределении материальных затрат, производственных и общехозяйственных расходов в составе каждого вида оказываемых услуг в соответствии с калькуляцией;

- сведения об основных средствах на балансе ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» за каждый из периодов, за который сформированы калькуляции затрат;

- сведения о распределении (доле) амортизации ОС в составе каждого вида оказываемых услуг в соответствии с калькуляцией;

- сведения о несении затрат на содержание и текущий ремонт ОС за рассматриваемые периоды с приложением первичных документов (копий товарных накладных, актов выполненных работ, копии заключенных договоров с третьими лицами);

- сведения о распределении затрат на содержание и текущий ремонт ОС в составе каждого вида оказываемых услуг в соответствии с калькуляцией;

- копии оборотно-сальдовых ведомостей, подтверждающих несение и учет расходов, учтенных учреждением в представленных калькуляциях.

 

Явка ответчика и заявителя или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) является правом, а не обязанностью.

Примечания:

1. С материалами дела можно ознакомиться в Марийском УФАС России, контактный телефон 41-76-21.

2. Полномочия ответчика должны быть подтверждены соответствующими документами.

3. В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Предложить лицам, участвующим в рассмотрении дела, в связи с удаленностью от места нахождения Марийского УФАС России, направлять в адрес друг друга письменные пояснения, документы во исполнение определений об отложении рассмотрения дела в целях оперативного ознакомления.

 

Председатель Комиссии                                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны