Определение №ОЕ/3308/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 012/05/21-511/2024 (в отн.... от 24 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  о возбуждении

дела № 012/05/21-511/2024 по признакам нарушения законодательств

 Российской Федерации о рекламе и назначении дела к рассмотрению

 

«24» июля 2024 года г. Йошкар-Ола

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <...>, рассмотрев материалы по факту размещения на штендере рекламы магазина разливных напитков «Пивтека», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.Петрова, д.5А ,

УСТАНОВИЛА:

Сотрудниками Марийского УФАС России в ходе осмотра наружной рекламы установлен факт размещения на штендере рекламы магазина разливных напитков «Пивтека», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.Петрова, д.5А, следующего содержания:

 

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи рекламной конструкции, монтированной на фасад здания, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является магазин «Пивтека», а также товаров, реализуемых в нем, в том числе алкогольных. Указанная информация сопровождается изображением кружки пенного напитка, хмеля, привлекает внимание к объекту рекламирования неопределенного круга лиц (потребителей). Следовательно, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Согласно Постановлению Пленума, ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Реклама на штендере «Пивтека. Разливные напитки, лимонад, квас, рыба и снеки», расположенном по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.Петрова, д.5А, является рекламой алкогольной продукции, так как использовано на штендере изображение хмеля, напиток, цвет и явно выраженная пена которого ассоциируются с пивом, а не любым разливным напитком. Кроме того, название магазина «Пивтека», которое является производным от слова «пиво», также ассоциируется у потребителей с ассортиментом указанного магазина разливных напитков - пивом.

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Согласно фотоматериалам осмотра в магазине «Пивтека» реализуется пиво светлое фильтрованное пивоварни Super Good г. Тольятти крепостью 5,3 %. Вместе с тем, рассматриваемая реклама распространяется на штендере на улице вблизи входа в магазин «Пивтека».

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение, предусмотренное частью 3 статьи 21 Закона о рекламе, о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе – рекламораспространитель.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям уголка потребителя деятельность в магазине «Пивтека» осуществляет ИП А. (ОГРНИП: <...>, ИНН: <...>). Указанный штендер располагается в месте осуществления предпринимательской деятельности ИП А.

Таким образом, в вышеуказанной наружной рекламе магазина разливных напитков «Пивтека», расположенной по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.Петрова, д.5А, усматриваются признаки нарушения части 2.1, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 012/05/21-511/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 012/05/21-511/2024 к рассмотрению на 21 августа 2024 года в 10 часов 00 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

3. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП А. (ОГРНИП: <...>, ИНН: <...>).

4. ИП А. в срок до 15 августа 2024 года представить в Марийское УФАС России следующие сведения и документы:

-копии заявок, договоров на изготовление/размещение рекламной информации магазина разливных напитков «Пивтека»;

-копии документов, подтверждающих факт оказания услуг по размещению рекламы (подписанные обеими сторонами акты об оказанных услугах, платежные поручения и т.п.);

- сведения о поставщиках алкогольной продукции (наименование, ИНН, ОГРН, адрес места нахождения, адрес электронной почты и т.п.);

- полный перечень наименований реализуемой Вами алкогольной продукции с 24.06.2024 по дату получения настоящего определения с указанием стоимости и объема реализации с момента размещения рекламы с приложением подтверждающих документов.

Представить мотивированную правовую позицию со ссылками на нормы права по следующим вопросам:

1) изложить позицию о том, кто является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем указанной выше рекламы (с учетом положений статьи 3 Федерального закона «О рекламе»);

2) кем разрабатывались, утверждались и были изготовлены макеты вышеуказанной рекламы?

3) что является объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе?

4) какова цель размещения рассматриваемой рекламы?

5) кто является потребителями рекламируемых услуг?

6) признаете ли Вы нарушение требований части 2.1, части 3 статьи 21 Закона о рекламе?

7) иные сведения и материалы, имеющие значение при рассмотрении данного дела.

В случае отсутствия названных документов представить письменное объяснение причины их отсутствия.

 

Также сообщаем, что Вы вправе принять участие в рассмотрении дела посредством удаленного доступа по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/3563216410.

 

 

Председатель Комиссии

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны