Предупреждение №012/01/10-593/2021 Управлением Федеральной антимонопольной службой по Республик... от 29 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/10-593/2021

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«29» июня 2021 года                                                                                                          г. Йошкар-Ола

 

Управлением Федеральной антимонопольной службой по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, исходя из поступивших материалов (№5167 от 02.06.2021), полученных от ООО «ВодоканалСервис», установлено, что в типовой форме технических условий на водоснабжение содержатся следующие условия, а именно: при невыполнении технических условий абонент будет отключен от водопроводной сети.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее — Правила № 83), установлено, что сети инженерно-технического обеспечения представляют совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения – процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

Услуга по предоставлению технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в отрыве от услуги водоснабжения, оказываемой организацией водопроводно-канализационного хозяйства, самостоятельного значения не имеет, поскольку целью получения технических условий является последующее технологическое присоединение к сетям водоснабжения для приобретения коммунальных услуг по поставке и передаче холодной воды и отводу сточных вод по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. При этом услуга водоснабжения может быть оказана только организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к сетям которой абонент намерен присоединиться.

Поэтому услуга по предоставлению технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка водоснабжения, в связи с чем не образует отдельного товарного рынка.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно Уставу предприятия, выписке из ЕГРЮЛ, договорам холодного водоснабжения и водоотведения, заключенным с физическими лицами ООО «ВодоканалСервис» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, ООО «ВодоканалСервис» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, а, следовательно, на ООО «ВодоканалСервис» распространяются запреты на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Пункт 95 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №644) содержит условия подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения.

В соответствии с Правилами №644 договор о подключении (технологическом присоединении) заключается после получения технических условий, то есть технические условия являются неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение.

В соответствии с пунктом 10 Правил №83 Технические условия должны содержать данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения; сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; сроке действия технических условий.

Подпунктом «з» пункта 34 Правил №644 установлена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства предупреждать абонентов и иных лиц о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами №644.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

            Следовательно, закон не содержит такого основания отключения от водопроводной сети, как невыполнение технических условий абонентом, содержащегося в типовой форме ООО «Водоканал».

Проанализировав типовую форму технических условий на врезку в систему центрального водоснабжения Марийским УФАС России установлено, что ООО «ВодоканалСервис» навязывает абонентам невыгодные условия на врезку в систему центрального водоснабжения и систему централизованной канализации в части отключения от водопроводной сети абонента при невыполнении им технических условий.

Марийским УФАС России установлено, что в период с 13.07.2020 по 18.05.2021 ООО «ВодоканалСервис» выдано 12 технических условий, содержащих указанные требования.

Так, техническими условиями на водоснабжение, предоставляемых ООО «ВодоканалСервис» потребителям, Обществом установлены неправомерные требования по отключению от системы водоснабжения при невыполнении технических условий.

Указанными действиями Общества ущемлены права и законные интересы потребителей, поскольку в технических условиях установлены необоснованные условия реализации своих прав на приобретение соответствующего ресурса в виде водоснабжения и водоотведения, что содержит признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия).

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

Руководитель                                                                                                                              

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВОДОКАНАЛСЕРВИС"
ИНН 1213005220, ОГРН 1081222000530