Решение №ОЕ/5059/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/28-687/2023 о нарушении законодател... от 29 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 012/05/28-687/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«29» сентября 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «25» сентября 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «29» сентября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – специалист-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

рассмотрев дело № 012/05/28-687/2023, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ПАО «Совкомбанк», по факту распространения в эфире федерального телеканала «ТВ 3» рекламы ПАО «Совкомбанк» «Кредит до 5 млн. рублей 6,9%», в присутствии представителя ПАО «Совкомбанк» <...> (по доверенности), в отсутствии представителей ООО «Телеканал ТВ3», надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения дела

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ПАО «Совкомбанк» (ОГРН: 1144400000425, ИНН: 4401116480) по признакам нарушения законодательства о рекламе, выразившегося в распространении рекламы «Кредит до 5 млн. рублей 6,9%» в эфире федерального телеканала «ТВ3» в марте 2023 года.

Письмом ФАС России (вх. № КТ/55141/23 от 12.07.2023) Марийское УФАС России наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 31.07.2023 антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении указанной рекламы. Данное определение направлено лицам, участвующим в деле.

21.08.2023 рассмотрение дела отложено. Копия определения (исх. № ОЕ/4086/23 от 31.07.2023) с указанием даты, времени, места рассмотрения дела направлена по адресу места регистрации лиц, участвующих в деле, и получено ПАО «Совкомбанк» 30.08.2023, ООО «Телеканал ТВ3» 05.09.2023.

Таким образом, на момент рассмотрения дела лица надлежащим образом уведомлены о дате, времени, месте рассмотрения дела.

На заседании Комиссии представитель ПАО «Совкомбанк» <...> признаки нарушения не признала, указав, что в рассматриваемой рекламе содержатся все необходимые сведения для рекламы финансовых услуг, а также указано на то, что данное предложение действует только при оформлении кредита онлайн, а также в сноске представлена ссылка на сайт ПАО «Совкомбанк», где указаны все условия получения рекламируемого кредита. Кроме того, представителем отмечено, что сам текст сносок выполнен контрастным цветом, доступным для чтения кеглем.

Также, представитель <...> уточнила, что банком был произведен показ рассматриваемой рекламы среди сотрудников, по результатам которого общество пришло к выводу, что информация, представленная в сносках является читаемой, препятствия для её восприятия отсутствуют.

На заседании Комиссией было предложено оценить время прочтения уточняющих сведений с указанием ссылки https://sovkombank.ru/credits/cash/praim-vygodnii. Так, при прочтении вслух время прочтения данного слайда составила 12 секунд.

Вместе с тем, ПАО «Совкомбанк» полагает, что данная информация рассчитана на среднего потребителя, скорость сменяемости сносок не препятствует усвоению информации.

 

Комиссия Марийского УФАС России, выслушав позицию ПАО «Совкомбанк», исследовав материалы дела, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы ввиду следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная информация: «Кредит до 5 млн. рублей 6,9%» привлекает интерес потребителей ПАО «Совкомбанк» и его кредитному продукту и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания к данным объектам и поддержание интереса к ним.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий вклада.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Указанный рекламный видеоролик длится 10 секунд и сопровождается 4 слайдами, длительностью 2-3 секунды. Поясняющий текст в сносках выполнен трудным для восприятия способом мелким нечитаемым шрифтом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.

Доводы общества о том, что вся информация в пояснящих сносках является доступной, а скорость сменяемости слайдов не препятствует корректному восприятию информации о кредите, по мнению Марийского УФАС России, является не соответствующим делу, поскольку данная информация выполнена мелким шрифтом, содержит ссылки на сайт https://sovkombank.ru и страницу кредита https://sovkombank.ru/credits/cash/praim-vygodnii и является объемной для восприятия в рамках ограниченного времени показа в эфире телеканала.

Марийское УФАС России приходит к выводу, что ПАО «Совкомбанк» фактически не предоставило информацию, необходимую в силу требований законодательства о рекламе к рекламе финансовых услуг.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет как рекламодатель.

Согласно представленным документам и пояснениям следует, что ПАО «Совкомбанк» является рекламодателем рассматриваемой рекламы, транслируемой на телеканале «ТВ 3».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В настоящее время у Комиссии Марийского УФАС России отсутствуют доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе в связи с чем в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу ПАО «Совкомбанк» (ОГРН: 1144400000425, ИНН: 4401116480) «Кредит до 5 млн. рублей 6,9%», распространенную в эфире федерального телеканала «ТВ 3», поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ПАО «Совкомбанк» (ОГРН: 1144400000425, ИНН: 4401116480) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии

 

 

 

Связанные организации

ПАО "Совкомбанк" (основной)
ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425
Телеканал ТВ3
ИНН 7726637635, ОГРН 1097746597046