Решение №ОЕ/3517/23 решение по делу № 012/05/28-264/2023 в отношении ИП С., ООО ... от 6 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/28-264/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«06» июля 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «04» июля 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «06» июля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

рассмотрев дело № 012/05/28-264/2023, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя С. (далее – ИП С.), Общества с ограниченной ответственностью «Твое Авто» (далее – ООО «Твое Авто») по признакам нарушения части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы «Выгодный Авто-кредит» по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д.103, в присутствии представителя ИП С. по доверенности от 10.04.2023 № 12АА1026884, ООО «Твое Авто» по доверенности от 16.05.2023, <...> по доверенности от 03.07.2023 № 12 АА1027832 <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения рекламы следующего содержания:

 

 

Марийским УФАС России в отношении ИП С. (ОГРНИП: <...>, ИНН: <...>, адрес: <...>) 07.04.2023 возбуждено дело № 012/05/28-264/2023 по признакам нарушения части 7 статьи 5, частей 1,3 статьи 28 Закона о рекламе (согласно данным с официального сайта АО «Почта России» письмо с идентификационным номером 80081383686353 получено адресатом 17.04.2023).

Определением от 27.04.2023 об отложении рассмотрения дела № 012/05/28-264/2023 и продлении сроков рассмотрения дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения привлечено ООО «Твое Авто» (ИНН 1215232660, адрес: 424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д.103, помещ. 3, этаж 2) (согласно данным с официального сайта АО «Почта России» письмо с идентификационным номером 80102283767307 получено ИП С. 10.05.2023, письмо с идентификационным номером 80102283767291 получено ООО «Твое Авто» 03.05.2023).

Определением от 01.06.2023 об отложении рассмотрения дела № 012/05/28-264/2023 в качестве заинтересованного лица привлечен специалист по продажам ООО «Твое Авто» <...>.

В ходе рассмотрения дела <...> указала, что рассматриваемая реклама является информационным постером, поскольку в ней отсутствуют сведения об объекте рекламирования.

Также из письменных пояснений ООО «Твое Авто» (вх. № 3833/23 от 26.05.2023) установлено, что общество работает в рамках агентского договора, согласно которому основным доходом от данного вида деятельности является только агентское вознаграждение.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступает услуга предоставления авто-кредита, то есть финансовая услуга.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как обладает всеми ее признаками – размещена на фасаде здания, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств.

Само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания потенциальных клиентов, в том числе, и к возможности получения авто-кредита, то есть оказания финансовой услуги.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой финансовой услуги и на нее распространяются специальные требования.

Согласно письму ФАС России от 12.04.2019 № АК/29989/19 в целях всесторонней и полной оценки рекламы на предмет наличия или отсутствия признаков нарушения рекламного законодательства, особенно в случаях, когда анализ рекламы связан с выявлением субъективно-оценочных характеристик, территориальные органы ФАС России вправе вынести указанную рекламу на рассмотрение Экспертного совета по рекламе.

В соответствии с пунктом 1.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 19 декабря 2017 г. № 1736/17 «Об утверждении Положения об Экспертном совете по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе» (далее – Положение об Экспертном совете), экспертный совет по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе (далее – Экспертный совет) образуется в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольного законодательства Российской Федерации в части защиты от недобросовестной конкуренции, а также выработки предложений по его совершенствованию.

В соответствии с п. 1.3 Положения об Экспертном совете, экспертный совет является консультативно-совещательным органом при Федеральной антимонопольной службе. Его решения имеют рекомендательный характер и представляются в Федеральную антимонопольную службу для принятия решений о соответствии рекламы требованиям законодательства Российской Федерации, а также соответствии действий хозяйствующих субъектов требованиям законодательства Российской Федерации, принципам добросовестности и добропорядочности, реализации государственной политики в области контроля соблюдения законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства в части защиты от недобросовестной конкуренции и подготовки предложений по совершенствованию указанного законодательства.

Пунктом 3.1 Положения об Экспертном совете предусмотрено, что Экспертный совет формируется из специалистов Федеральной антимонопольной службы, представителей других федеральных органов исполнительной власти, представителей ассоциаций и общественных объединений, научных организаций, экспертов и специалистов в отдельных областях знаний

Так, 07.11.2022 Марийским УФАС России проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в котором на повестку совета была вынесена реклама «Выгодный Авто-кредит», размещенная по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д.103.

Члены экспертного совета указали, что на рекламном изображении особо подчеркивается верхняя часть знака «%», которая может ассоциироваться с цифрой нуль. В совокупности слово «кредит», указание на «0» создают впечатление о том, что потребитель может оформить автокредит под 0%.

Кроме того, члены экспертного совета указали, что в рекламе указано слово «выгодный», однако отсутствует информация о том, в чем проявляется выгодность кредита для потенциального заемщика. Отсутствие такой информации может ввести потребителя в заблуждение, создать у него ложное представление о необременительности кредита и о простоте его обслуживания.

Указанная информация «0%» в сочетании со словом «выгодный» может создавать представление у потенциального заемщика об отсутствии первоначального взноса по кредиту либо об отсутствии начисления процентов по кредиту за первое время пользования кредитом.

Таким образом, большинство членов экспертного совета пришли к выводу о том, что данная информация является рекламой финансовых услуг, в которой отсутствует часть существенной информации, а также информация о лице, предоставляющем данную услугу.

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно абзацу 2 пункта 25 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

На основании части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита. В случае предоставления кредита гражданину в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в том числе кредита, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой), ограничения, случаи и особенности взимания иных платежей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяются законом о потребительском кредите (займе).

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой - кредитованием, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Указание в рекламе всех условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В рассматриваемой рекламе указана процентная ставка, однако иные условия, определяющие стоимость кредита для заемщика не указаны, следовательно, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации для потребителя.

Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данной рекламе подчеркивается, что кредит выгодный, однако отсутствует информация о том, в чем проявляется выгодность кредита для потенциального заемщика. Отсутствие существенных условий предоставления автокредита может ввести в заблуждение граждан-потребителей относительно условий предоставления автокредита.

Таким образом, имеет место нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, так как слово «выгодный» создает определенное впечатление о стоимости кредита, однако в рекламе отсутствует какая-либо конкретная информация об условиях кредитования.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Марийским УФАС России установлено, что между ООО «Сетелем Банк» и ООО «Твое Авто» заключено соглашение о сотрудничестве № 0433/1200W, в рамках которого клиентам дилерских центров предоставляется кредитные продукты с целью приобретения автомобилей, продаваемых ООО «Твое Авто». Согласно пункту 3.1.1 указанного соглашения обязанностью ООО «Сетелем Банк» является рассмотрение анкет-заявлений клиентов о предоставлении кредитов на приобретение автомобилей и, при условии соответствия их кредитоспособности требованиям банка и наличии согласия банка, принимать решение о предоставлении им кредитных продуктов.

Однако в рассматриваемой рекламе финансовых услуг отсутствует наименование юридического лица, предоставляющего финансовые услуги, что нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель, рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Антимонопольным органом установлено, что собственником здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 103, на котором размещена рассматриваемая реклама, является ИП С. (ОГРНИП: <...>, ИНН: <...>), являющаяся рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Из письменных и устных пояснений установлено, что ООО «Твое Авто» работает в рамках агентского договора, что подтверждается представленным агентским договором № 479 от 02.07.2023, заключенным между обществом и принципалом.

Между ООО «Сетелем Банк» и ООО «Твое авто» заключено соглашение о сотрудничестве № 0433/1200W, на основании которого клиентам дилерских центров предоставляются кредитные продукты с целью приобретения автомобилей, продаваемых ООО «Твое Авто». Следовательно, фактически заинтересованным лицом в продвижении услуг автокредитования является ООО «Твое Авто».

В рамках рассмотрения дела представитель <...> указала, что информацию на фасаде здания по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 103 размещал специалист по продажам ООО «Твое Авто» <...> (трудовой договор № 1/21 от 18.01.2021, заключенный между ООО «Твое Авто» и <...>).

Более того, реклама, размещенная на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 103, размещалась вблизи места осуществления деятельности ООО «Твое Авто» (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 103, помещение 3, этаж 2).

На основании изложенного, Комиссией Марийского УФАС России, установлено, что рекламодателем рассматриваемой информации является ООО «Твое Авто».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В рамках рассмотрения дела представитель ИП С. и ООО «Твое Авто» <...> и в письменных пояснениях от 26.05.2023 № 3833/23 общество указало о том, что спорная информация в настоящее время не распространяется.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имеются.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу «Выгодный Авто-кредит», размещенную по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 103, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности .

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Твое Авто"
ИНН 1215232660, ОГРН 1201200002849