Решение №ОЕ/6407/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/... от 11 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/106-1077/2023

06 декабря 2023 г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии – <…> заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

<…> -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> - специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:

  • от заказчика — ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Олы»: <…> (на основании доверенности), в присутствии представителей:
  • от уполномоченного органа – Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл: <…> (на основании доверенности), <…> (на основании доверенности), <…> (на основании доверенности), в отсутствие представителей заказчиков - ГБУ РМЭ «Стоматологическая поликлиника г. Йошкар-Олы», ГБУ РМЭ «РКБ»,ГБУ РМЭ «Республиканский кожновенерологический диспансер", ГБУ РМЭ "Республиканская психиатрическая больница», ГБУ РМЭ «Республиканский наркологический диспансер», ГБУ РМЭ «Детская республиканская клиническая больница», ГБУ РМЭ «Поликлиника № 1 г. Йошкар-Олы», ГБУ РМЭ «Республиканская станция переливания крови», ГБУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер», ГБУ РМЭ «Перинатальный центр», ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ», ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ», ГБУ РМЭ «Килемарская ЦРБ», ГБУ РМЭ «Медведевская ЦРБ», ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ»,  ГБУ РМЭ «Сернурская ЦРБ», ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ», ГБУ РМЭ «Параньгинская ЦРБ», ГБУ РМЭ «Советская ЦРБ», ГБУ РМЭ «Мари – Турекская ЦРБ имени В.В. Свинина», ИП П. надлежаще извещенных о месте, времени рассмотрения настоящего дела, рассмотрев жалобу ИП П.  на положения извещения об осуществлении

закупки № 0108500000423002444 по поставке салфеток антисептических для нужд медицинских организаций Республики Марий Эл,

установила:

Уполномоченным органом, Заказчиками проводится электронный аукцион на поставку салфеток антисептических для нужд медицинских организаций Республики Марий Эл (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru номер 0108500000423002444).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В Марийское УФАС России поступила жалоба ИП П. на положения извещения об осуществлении закупки.

В жалобе приводятся следующие доводы.

Заказчик не обосновано применил Код КТРУ 32.50.50.190-00001057 к п.11 «Описание объекта закупки», если планировал закупить дезинфицирующее средство. Заказчиком неправомерно, с нарушением требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102) сформирована закупка на медицинские изделия (Салфетки антисептические) и Дезинфицирующие средства (дезинфицирующие салфетка) в одном лоте.

Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. По мнению Заявителя, Заказчиком планировалось закупать по пункту 11 описания объекта закупки дезинфицирующее средство, в связи с этим применил не обосновано код КТРУ 32.50.50.190-00001057.

В силу пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждена Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).

Согласно Правилам, позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) формируются в соответствии с пунктом 10 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ.

В соответствии с  пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, слуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой

услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0108500000423002444 объектом закупки являются салфетки антисептические для медицинских учреждений.

В пункте 11 «Описание объекта закупки» заказчику требуется салфетка антисептическая для дезинфицирующего и антибактериального действия. Состав раствора позволяет использовать салфетки для обеззараживания небольших по площади (в том числе загрязненных биологическими выделениями), а также труднодоступных поверхностей в помещениях, предметов обстановки, приборов и оборудования, обеззараживания предметов ухода за больными и предметов личной гигиены, оргтехники; обеззараживания кожи инъекционного поля пациентов перед инъекциями, в том числе при проведении прививок; обработки локтевых сгибов доноров в медицинских организациях, на станциях переливания крови; гигиенической обработки рук медицинского персонала; для первичного снятия загрязнений перчаток выделениями, кровью и т.п. во избежание загрязнения рук в процессе их снятия; для профилактической обработки ступней ног; для обеззараживания обуви.

При описании объекта закупки и размещения извещения о проведении закупки заказчиком использована позиция каталога товаров, работ и услуг 32.50.50.190-00001057 «Салфетка антисептическая» (Дата начала обязательного применения позиции каталога 19.11.2021).

Из пояснений Заказчика следует, что объектом данной закупки являются пропитанные спиртом салфетки, которые могут быть зарегистрированы, в том числе, как дезинфицирующее средство, поскольку универсальной позиции КТРУ для спиртовых салфеток нет, в связи с чем Заказчиком выбран код КТРУ 32.50.50.190-00001057.

Согласно позиции КТРУ 32.50.50.190-00001057 «Салфетка антисептическая», данная позиция применяется при закупках товаров следующими кодами ОКПД2:

  • 32.50.50.190: Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки;
  • 21.20.10.158: Антисептики и дезинфицирующие препараты;
  • 21.20.24.160: Материалы перевязочные и аналогичные изделия, в том числе пропитанные или покрытые лекарственными средствами;
  • 21.20.24.150: Изделия медицинские ватно-марлевые;
  • 20.20.14.000: Средства дезинфекционные.

С учетом изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с приведенной выше позицией КТРУ Заказчиком могут быть закуплены также средства дезинфекционные, которые могут являться в частности и салфетками.

Таким образом, довод Заявителя является не состоятельным.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно, с нарушением требований Постановления № 102 сформирована закупка на медицинские изделия (Салфетки антисептические) и Дезинфицирующие средства (дезинфицирующие салфетка) в одном лоте.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Из части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С целью реализации указанных положений было Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 102, из которого следуют ограничения и правила допуска отдельных видов медицинских изделий (включенные в перечни, установленные указанным постановлением), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Проанализировав извещение электронного аукциона, Комиссия Марийского УФАС России установила, что Заказчиком установлены ограничения в соответствии с Постановлением № 102.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Установлено, что приложением № 3 (требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению) к извещению о проведении электронного аукциона, заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе:

  • копию действующего регистрационного удостоверения (с приложениями – при наличии) на медицинское изделие, выданное уполномоченным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий»;
  • копию свидетельства о государственной регистрации, в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 10.11.2002 № 344 (если товар является дезинфицирующим средством).

Таким образом, фактически извещение о проведении закупки допускает поставку, как медицинских изделий, так и не медицинских изделий.

Из пояснений Заказчика, Уполномоченного органа следует, что Заказчикам неважно какой товар будет поставлен при исполнении контракта поставщиком, а именно будет ли данный товар являться медицинским изделием или дезинфицирующим средством и связи с этим Заказчик установил вышеуказанные требования к составу заявки.

Вместе с тем, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки заказчиком использована позиция каталога товаров, работ и услуг 32.50.50.190-00001057 «Салфетка антисептическая».

Из справочной информации позиции КТРУ 32.50.50.190-00001057 следует, что данная позиция КТРУ применяется в случае закупки исключительно медицинских изделий с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам – 272240: Салфетка антисептическая.

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 102 ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются в отношении перечня отдельных видов медицинских изделий, утвержденного Постановлением N 102 (далее - Перечень). В Перечень включены медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты (код 20.20.14.000).

Согласно п.2(2) Постановления №102 для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень №1 и не включенные в него.

Соответственно, учитывая, что Постановление № 102 применяется исключительно в случае закупок отдельных видов медицинских изделий, заказчиком при установлении данного ограничения не могут быть закуплены не медицинские изделия.

Также из пояснений Заказчика, Уполномоченного органа следует, что по данному аукциону предметом контракта являются одновременно  дезинфицирующие средства, не являющиеся медицинскими изделиями, а соответственно, не включенные в Перечень №1 (что исключает установление ограничений на основании Постановления №102), наряду с дезинфицирующими средствами, являющимися вышеуказанными медицинскими изделиями, а соответственно, включенными в Перечень №1 (что обязывает Заказчика установить ограничение на основании Постановления №102).

Как указывалось выше, в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки).

При закупке медицинских изделий, таким документом в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является только регистрационное удостоверение.

Таким образом, требования к составу заявки на участие в аукционе, допускающие поставку не медицинских изделий, установлены заказчиком, уполномоченным органом в нарушение требований подпункта «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, что имеет признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Следовательно, данный довод подателя жалобы является обоснованным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

  1. Признать жалобу ИП П. обоснованной в части второго довода, в остальной части необоснованной.
  2. Признать в действиях заказчиков, уполномоченного органа нарушение требований подпункта «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны