Протокол, выписка из протокола №НЖ/6466/23 Протокол № 012/04/14.3.1-1084/2023 К. от 13 декабря 2023 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3.1-1084/2023

об административном правонарушении

 

«13» декабря 2023 года г. Йошкар – Ола

 

Протокол составлен главным специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <...> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника управления маркетинга розничного бизнеса дирекция бизнесмаркетинга, департамента маркетинга и коммуникации АО «Альфа-Банк» <...> (паспорт <...> выдан <...>, адрес регистрации:, <...>) по факту распространения в эфире радиостанций рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк» с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (решение Марийского УФАС России от 15.11.2023 по делу №012/05/28-851/2023).

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: территория вещания радиостанций Русское радио, Хит FM, радио Energy, Наше Радио, DFM,Comedy Radio, Авторадио, Европа Плюс, Love Radio, Радио России в Российской Федерации.

Время совершения административного правонарушения: апрель 2023 года.

 

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в апреле 2023 года установлен факт размещения рекламы АО «Альфа Банк» «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк», распространяемой в эфире «Русское радио».

Письмом от 21.09.2023 №КТ/76688/23 ФАС России наделило Марийское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по факту распространения рекламы «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк».

Марийским УФАС России в отношении АО Альфа Банк» возбуждено дело №012/05/28-851/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

По итогам рассмотрения дела №012/05/28-851/2023 антимонопольным органом установлено, что вышеуказанная реклама распространена с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (решение Марийского УФАС России от 15.11.2023 по делу №012/05/28-851/2023 о признании рекламы ненадлежащей).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на получения денежных средств в случае вложения денежных средств (альфа-счет), данная услуга является финансовой услугой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Распоряжением от 30.03.2023 №725 АО «Альфа Банк» установлены и введены в действие с 01.04.2023 размеры надбавок и максимальные суммы минимальных остатков денежных средств, размещенных на счете «Альфа-счет» для применения приветственной надбавки, начисляемой к итоговой процентной ставке на минимальный остаток по счету «альфа-счет» в рублях согласно п.3.10.2 Приложения №3 к договору о комплексном банковском обслуживании, согласно Приложению №1 к данному распоряжению.

Согласно информации об условиях Альфа-счета АО «Альфа Банк», Банком предоставляется процентная ставка 9,5% годовых (базовая ставка+приветственная надбавка) с 1-го по 2-й месяц открытого или пополненного Альфа-счета, при этом условия действуют для клиентов, у которых не было альфа-счета в рублях, либо не было Альфа-счета в рублях с остатками за последние 90 дней. При этом базовая ставка без покупок по картам составит 4% (для категорий «все клиенты», «Альфа-Премиум»), 4,5% (для категории «А-клуб»). Приветственная надбавка действует на сумму минимального остатка по Альфа –счету в рублях: до 30 млн. рублей для клиентов «А-Клуб», до 10 млн. рублей для клиентов «Альфа-Премиум» и «Максимум +», до 1,5 млн. рублей для всех остальных клиентов.

При этом с третьего месяца и далее ставка составит 7,5-8% годовых (базовая ставка + надбавка за покупки) в зависимости от категорий клиентов и суммы покупок по дебетовым и кредитным картам: для категории «все клиенты» при покупках от 10000,00 рублей 7,5%, для категории «Альфа-Премиум» от 10000,00 рублей 7,5%, от 100000,00 рублей 8%, для категории «А-клуб» от 100000,00 рублей 8%). В случае отсутствия покупок применяется базовая ставка, которая составляет 4% (для категорий «все клиенты», «Альфа-Премиум»), 4,5% (для категории «А-клуб»). Надбавка за покупки действует на сумму минимального остатка по Альфа –счету в рублях: до 30 млн рублей для клиентов «А-Клуб», до 10 млн. рублей для клиентов «Альфа-Премиум» и «Максимум +», до 1,5 млн. рублей для всех остальных клиентов.

В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении процентной ставки по накопительному альфа-счету 9,5%, однако иная информация об условиях предоставления услуги альфа – счета с указанной процентной ставкой (срок, максимальная сумма, на которую начисляется процент, процентная ставка с третьего месяца), в рекламе отсутствует.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.

Также недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе приводятся сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Самая высокая ставка в России» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов.

Согласно представленным АО «Альфа Банк» сведениям, Аналитическим центром ООО ИА «Банки.ру» для АО «Альфа Банк» подготовлен аналитический отчет – анализ продукта «Накопительный Альфа-счет» от 05.04.2023. В соответствии с исследованием, оценивались параметры накопительных счетов 15 крупнейших банков (накопительные счета оцениваются: процентная ставка, максимальная сумма остатка, на который начисляются проценты)

В рекламе не приводится указание на критерии сравнения, по которым ставка по Альфа- счету является самой высокой в России, отсутствуют ссылки на проведенное исследование.

Кроме того, в соответствии с данными ООО ИА «Банки.ру», ставка 9,5% предоставляется также Газпромбанк (продукт «накопительный счет»).

Таким образом, информация в рекламе «Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету» является недостоверной, может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама распространялась на радиостанциях Российской Федерации по заказу АО «Альфа Банк».

Так, в соответствии с дополнительным соглашением от 01.04.2023 к договору №21/12/18-AMS от 21.12.2018, заключенному между ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД» и АО «Альфа Банк», утверждены условия рекламной кампании «Альфа-Счет». Реклама распространялась на радиостанциях: Русское радио, Хит FM, радио Energy, Наше Радио, DFM,Comedy Radio, Авторадио, Европа Плюс, Love Radio, Радио России. Период распространения рекламы 01.04.2023-28.04.2023.

Также в соответствии с условиями приложения №748/р от 01.04.2023 к договору №МК 22/09/11 от 23.09.2011, заключенному между ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД» и ООО «Медиа Клуб» утверждены условия размещения рекламно-информационных материалов продукта «альфа-счет» на радио.

Кроме того, в дальнейшем распространение рекламы на радиостанциях осуществлялось на основании договора от 15.12.2016 №16-СРВ-3017, заключенного между ООО «МедиаКлуб» и ООО «РМГ Сервис» (приложением от 24.03.2023 к указанному договору сторонами согласован период распространения рекламы и территория вещания).

Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно представленным АО «Альфа-Банк» сведениям, лицом, ответственным за размещения рекламной информации являлся начальник управления маркетинга розничного бизнеса дирекция бизнесмаркетинга, департамента маркетинга и коммуникации АО «Альфа-Банк» <...>.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии <...>, либо его представителя. <...> был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола. В адрес <...> 20.11.2023 направлено определение о возбуждении за исходящим № ОЕ/6012/23, данное почтовое отправление возвращено в адрес Марийского УФАС России (почтовое отправление 80093190931298).

 

С протоколом ознакомлен(а),

права и обязанности разъяснены.

 

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: 28 декабря 2023 года в 14 час. 00 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

Даю согласие на

обработку персональных данных. _________________________­­

(ФИО, подпись лица, привлекаемого

к административной ответственности)

<...>

(Ф.И.О. составившего протокол)

______________________2023 г. ______________

(подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

(ФИО лица, получившего протокол)

« »_____________2023 г. _______________________(подпись)

Сообщаем, что возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/4567497323).

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны