Протокол, выписка из протокола б/н факт нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7... от 13 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-511/2022
об административном правонарушении
«13» июля 2022 года г. Йошкар – Ола
Протокол составлен главным специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <…> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Альфа Банк» (<…>) по факту нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» при распространении в эфире радиостанции Radio Record рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+» (решение Марийского УФАС России от 28.06.2022 по делу №012/05/28-287/2022).
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Место, время совершения и событие административного правонарушения:
Место совершения административного правонарушения: территория вещания Radio Record в Российской Федерации.
Время совершения административного правонарушения: март 2022 год.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения мониторинга рекламы в марте 2022 года установлен факт распространения в эфире радиостанции Radio Record рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+», содержащей признаки нарушения статьи 5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Марийским УФАС России письмом от 25.03.2022 №03-21/69 направило ходатайство в ФАС России о наделении полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении АО «Альфа Банк».
ФАС России письмом от 29.03.2022 №08/28239/22 наделило Марийское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы.
По итогам рассмотрения дела №012/05/28-287/2022 антимонопольным органом установлено, что вышеуказанная реклама распространена с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (решение Марийского УФАС России от 28.06.2022 по делу №012/05/28-287/2022 о признании рекламы ненадлежащей).
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В указанной рекламе объектом рекламирования является услуга предоставления кредитов с процентной ставкой от 6, 9% годовых.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В соответствии с условиями предоставления финансовой услуги Альфа – счет процентная ставка 20% (с учетом приветственной надбавки) действует в первые 1-2 месяца предоставления услуги, в последующие месяцы при покупках по картам от 10000 рублей и от 100 000 рублей (для клиентов с пакетами услуг А-клуб) ставка составит 12%, процентная ставка без покупок составляет 4-4,5% (базовая ставка). При этом приветственная надбавка действует на сумму остатка до 1,5 млн. рублей (до 10 млн рублей для клиентов с пакетом услуг «Премиум»/ «Максимум», до 30 млн. рублей для клиентов с пакетом услуг «А-клуб»).
В рассматриваемой рекламе, сведения, влияющие на выбор потребителя, такие как процентные ставки в зависимости от сроков и суммы, иные условия предоставления финансовой услуги, не приводятся. При этом привлекательная процентная ставка 20% может быть предоставлена только в первые 2 месяца, только на сумму остатка 1,5 млн рублей (либо только клиентам банка с пакетами услуг «Премиум»/ «Максимум», «А-клуб»).
Таким образом, в рекламе указана только наиболее привлекательная информация (процентная ставка 20%), иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Кроме того, в рассматриваемой рекламе приводится информация об использовании мобильного приложения, сопровождаемая словосочетаниями «в лучшем мобильном приложении».
При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.
В рассматриваемой рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Лучшем мобильном приложении» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает также пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в ней указаны не соответствующие действительности сведения о преимуществах финансовых услуг Банка.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно сведениям, представленным в антимонопольный орган, рассматриваемая реклама, распространялась на основании договора от 21.12.2018 №21/12/18-AMS, заключенного АО «Альфа Банк» с ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД», в соответствии с акт-отчетами период распространения рекламы 16.02.2022-25.02.2022, 04.03.2022-31.03.2022, 01.04.2022-14.04.2022. Также согласно представленным документам, реклама распространялась на радио: Европа Плюс, Авторадио, Ретро FM, Наше Радио, Hit FM, Record, Mонте-Карло, Вести FM, Love Radio, Русское Радио.
В свою очередь ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД» заключило договор с ООО «Медиа Клуб» от 23.09.2011 №МК22/09/11, предметом которого является оказание услуг и выполнение работ, направленных на размещение рекламно-информационных материалов в средствах массовой информации, на объектах наружной рекламы и в интернете. При этом ООО «Медиа Клуб» заключило договор с ЗАО «Радио Рекорд» от 14.03.2011 №14-03/001, в соответствии с которым осуществлялось распространение рекламы в эфире Radio Record.
В соответствии с представленными документами, текст рекламы был представлен и подтверждён АО «Альфа Банк» (письма Банка в адрес заинтересованных лиц от 02.03.2022).
На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа Банк».
Ответственность за нарушение требований пункт 1 части 3, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Административная ответственность за нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе установлена для кредитных организаций частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.
Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии представителя АО «Альфа Банк». Общество было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола. В адрес АО «Альфа Банк» 29.06.2022 направлено определение о возбуждении за исходящим № 03-07/372, данное почтовое отправление было получено АО «Альфа Банк» 30.06.2022.
С протоколом ознакомлен(а),
права и обязанности разъяснены.
Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: 26 июля 2022 года в 13 час. 30 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.
Даю согласие на
обработку персональных данных. _________________________
(ФИО, подпись лица, привлекаемого
к административной ответственности)
<…>
(Ф.И.О. составившего протокол)
______________________2022 г. ______________
(подпись)
Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:
(ФИО лица, получившего протокол)
« »_____________2022 г. _______________________(подпись)
Сообщаем, что возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/3864924431).
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.
Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 25 июля 2022 года, направив в адрес Марийского УФАС России копии доверенностей представителей.