Определение б/н возбуждение дела в отношении МУП "Водоканал" по признакам на... от 29 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицо в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Йошкар-Олы»

муниципального образования

«Город Йошкар-Ола»

424039, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, д. 2

log@vod12.ru, info@vod12.ru      

Заявители:

Б

Г

В

 

Н

Т

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 012/01/10-1184/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«29» декабря 2021 года                                                                                      г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  Е.О.В. (далее – Председатель комиссии) на основании приказа № 189 о возбуждении дела № 012/01/10-1184/2021  и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Йошкар-Олы» Муниципального образования «Город Йошкар-Ола» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном составлении акта самовольного пользования централизованными системами водоснабжения на территории ГО «Город Йошкар-Ола», а также необоснованном выставлении потребителям платы за водопотребление, в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС) в порядке переадресации из прокуратуры Республики Марий Эл поступило обращение (вх. 308-В от 25.10.2021), а также аналогичное заявление (вх. № 351-Т от 07.12.2021) на действия МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» МО «Город Йошкар-Ола» по факту незаконного составления акта самовольного подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения объекта, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Осипенко, д. 19, и выставления необоснованной платы

Из содержания заявления В следует, что 10.09.2021 ею получена претензия от гарантирующей организации и акт обнаружения самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на территории ГО «Город Йошкар-Ола». Заявитель указывает, что акт составлен в одностороннем порядке, фактическое присоединение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения жилого дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Осипенко, д. 19, было произведено на основании технических условий № 44 от 05.03.2013.

Более того, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Йошкар-Олы факт подключения  к централизованной системе водоснабжения и водоотведения занесен в Единую электронную топографическую основу г. Йошкар-Олы № Т-14-0257. В период с 2013 года по сентябрь 2021 года Ва О.А. пользовалась водой с насосной станции из скважины, расположенной на собственном земельном участке. Ва О.А. обратилась  в МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» с заявлением на заключение договора на поставку холодного водоснабжения. 13.09.2021 работниками МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы опломбирован индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения, о чем составлен акт. В последующем гарантирующая организация присвоила лицевой счет № 6002393, выставила счет на оплату за сентябрь 2021 года в размере 666 руб. 72 коп.

Кроме того, в адрес Марийского УФАС России поступили заявления граждан                              (вх. №326-Н от 18.11.2021, № 335-Г от 26.11.2021, №1162 от 20.12.2021) по факту неправомерного составления актов самовольного подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения объектов, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, СНТ «Надежда», земельные участки № 131,132, 132 «а».

Из содержания заявлений (вх. №326-Н от 18.11.2021, 335-Г от 26.11.2021, 1162 от 20.12.2021) следует, что Га Д.М. Ба Г.Р., На Н.К. являются собственниками земельных участков расположенных по адресу: Республика Марий Эл,                г. Йошкар-Ола, СНТ «Надежда».

В октябре 2021 года от МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» Гой Д.М., Ной Н.К., Бой Г.Р.  получены претензии об оплате штрафных санкций за самовольное пользование системами централизованного водоснабжения и водоотведения и акты обнаружения самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» от 05 октября 2021 года.

Из письменных пояснений МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» следует, что 05.08.2021 в результате обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения комиссией МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» обнаружено самовольное подключение дома № 19 по ул. Осипенко в г. Йошкар-Оле к централизованной системе водоснабжения и водоотведения. В соответствии  с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения объем водопотребления определяется методом учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к системам водоснабжения при их круглосуточном действий полным сечением в точке подключения и при скорости движения воды 1,2 м. в секунду. Договор подключение (технологическое присоединение)  объекта к сети холодного водоснабжения между Вой О.А. и МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы не заключен.

Кроме того, гарантирующая организация указывает, что 05.10.2021 в результате обследования централизованных систем холодного водоснабжения комиссией МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» обнаружено самовольное подключение к централизованной системе водоснабжения земельных участков № 131,132,132 а. Договоры на подключение (технологического присоединение) подключения  объекта к сети холодного водоснабжения между Ной Н.К., Гой Д.М., Бой Г.Р. и МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы не заключены.

Изучив представленные в рамках рассмотрения заявления материалы, Марийским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Приведенный в указанной норме перечень действий, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.

Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничение конкуренции или ущемление прав лиц.

Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действие хозяйствующего субъекта и наступление одного из перечисленных последствий.

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Холодное водоснабжение и водоотведение согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» являются услугами, оказываемыми субъектами естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.06.2013 № 1534 МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Таким образом, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила №776).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.

Понятие самовольного пользования централизованной системой холодного водоснабжения в настоящее время содержится в пункте 2 Правил № 644, согласно которому «самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения» - пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.

Из материалов дела усматривается, что акты от 05.08.2021, 05.10.2021 составлены  МУП «Водоканал г. Йошкар-Олы» в одностороннем порядке, не подписаны абонентами, отметки об отказе от подписи абонентов на актах отсутствуют. Условия проверки абонента, предусмотренные частью 2 пункта 148 Правил № 644 истцом не соблюдены, абонент о предстоящих проверках уведомлен не был, в установленный п. 149 Правил № 644 срок - 3 рабочих дня, акты в адрес абонентов не направлялись; абонент при составлении актов отсутствовал.

Вместе с тем, акт самовольного подключения от 05.08.2021, претензия о необходимости оплаты штрафных санкций направлены в адрес Вой О.А. лишь 27.08.2021.  При этом в адрес Ной Н.К., Гой Д.М., Бой Г.Р. претензии и акт о самовольном подключении направлены лишь 15.10.2021.

Таким образом, МУП «Водоканал г.Йошкар-Олы» нарушен порядок выявления фактов самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов Вой О.А. Ной Н.К., Гой Д.М., Бой Г.Р.

Кроме того, частью 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется на основании договоров холодного водоснабжения. Холодное водоснабжение с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения осуществляется на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения (часть 2 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ).

Таким образом, по смыслу данной правовой нормы, если водоснабжение осуществляется посредством использования централизованных систем, то основанием для предоставления таких услуг является договор холодного водоснабжения.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона № 416-ФЗ договор водоснабжения является публичным договором.

В силу статьи 426 Гражданского кодекса РФ под публичным договором понимается договор, заключенный осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Подтверждением заключения публичного договора водоснабжения служит также счет на оплату  услуг за октябрь 2021 года с указанием наименования и реквизитов получателя платежа – МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы».

С момента ввода в эксплуатацию вновь построенных (проложенных) сетей водопровода, питьевой водой, абоненты не имели возможности пользоваться, поскольку шаровый вентиль (кран) наружным диаметром Д=25мм на выходе опломбирован в соответствии с установленным актом.

Более того, антимонопольным органом 16.12.2021 совместно с представителем Ной Н.К., Гой Д.М. осуществлен осмотр земельных участков, расположенных по адресу: РМЭ, СНТ «Надежда» земельные участки, д. 131,132,132 «а».

По результатам осмотра установлено, что потребление холодного водоснабжения в настоящее время не осуществляется. Объекты присоединены к системе водоснабжения в колодцах, установленных на каждом участке. На земельных участках № 131,132 СНТ «Надежда» шаровые вентили, расположенные в колодцах, опломбированы МУП «Водоканал» г. Йошкар-Ола».

Кроме того, Вой О.А. представлена топографическая съемка № Т-14-0257 от 11.04.2014, из содержания которой следует, что индивидуальный жилой дом присоединен к централизованным сетям водоснабжения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции

 

определила:

 

  1. Назначить дело №012/01/10-1184/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 25 января 2022 года в 11 часов 30 минут по адресу:                     г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

2. Для рассмотрения дела привлечь:

ответчик по делу: муниципальное унитарное предприятие «Водоканал»                         г. Йошкар-Олы» Муниципального образования «Город Йошкар-Ола»,

- заявители: Ба Г.Р., Га Д.М., Ва О.А.,, На Н.К., Т. А.М.

  1. Явка лиц, участвующих в деле или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) является правом, а не обязанностью.
  2. МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» в срок до 20 января 2022 года надлежит представить в Марийское УФАС России следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):

1) копию Устава;

2) копию выписки из ЕГРЮЛ;

3) мотивированную позицию по факту осуществления осмотра систем централизованного водоснабжения в отсутствии потребителей;

4) документальные доказательства, подтверждающие факт самовольного подключения объектов заявителей к централизованной системе водоснабжения;

5) уведомлялись ли заявители уведомлена об осмотре водопроводных и канализационных устройств? Если уведомлялись, представить документальные доказательства, если нет, мотивированную позицию;

6) мотивированную позицию по факту опломбирования шаровых вентилей (кранов) наружным диаметром Д=25мм на выходе в люках  в отношении потребителей (Гой Д.М. Бой Г.Р., Ной Н.К.).

7)  иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

5.  С учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Марийское УФАС России просит лиц, участвующих в деле, предоставить согласие на получение всех процессуальных документов по электронной почте (образец расписки о согласии прилагается), а также принять одно из следующих решений:

1) обеспечение явки на заседание Комиссии по рассмотрению дела в назначенную дату и время с учетом сложившейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации при входе необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки);

2) направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле;

3) уведомление Марийского УФАС России о возможности рассмотрения дела с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет». Вход в конференцию: по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/1722860913. 

 Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS. Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему определению.

Примечания:

1. С материалами дела можно ознакомиться в Марийском УФАС России, контактный телефон:

41-76-21.

2. Полномочия ответчика должны быть подтверждены соответствующими документами.

3. В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель                                                                                                       О.В. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны