Определение б/н определение от 30 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

о назначении дела  012/01/10-527/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«30» июля 2020 года                                                                           г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 17.07.2020 № 100  о возбуждении дела  012/01/10-527/2020 и создании Комиссии в отношении ПАО «Ростелеком», АО «Эр-Телеком» по признакам нарушения пункта 1 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой стоимости оказания услуги доступа к сети Интернет, в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Марийское УФАС России (далее — Марийское УФАС России) в порядке переадресации из ФАС России поступило обращение вх. №275-ФАС от 17.04.2020 с жалобой на действия операторов связи Дом.ру, Ростелеком, установивших завышенные тарифы на услуги Интернет в Республике Марий Эл по сравнению с иными регионами Российской Федерации. Заявитель указал, что стоимость предоставления услуги Интернет в Республике Марий Эл значительно превышает стоимость аналогичных услуг в иных регионах РФ. Кроме того, по мнению заявителя, поскольку в г.Йошкар-Оле действуют два провайдера – Ростелеком и Эр-Телеком, это позволяет им произвольно устанавливать стоимость оказываемых услуг, в том числе повышать стоимость тарифных планов. Так, например, стоимость услуг Дом.ru в г.Йошкар-Оле составляет 800 рублей (750 рублей с учетом скидки по предоплате). При этом стоимость аналогичной услуги в г. Чебоксары составляет 560 рублей (410 рублей с учетом скидки по предоплате).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе запрещается установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В силу части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия: совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов); в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен; реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

При этом согласно проведенному исследованию товарного рынка оказания услуг широкополосного доступа к сети Интернет за 2017 год, 3 квартала 2018 года доля хозяйствующих субъектов ПАО «Ростелеком», АО «Эр-Телеком Холдинг» превышала пятьдесят процентов совокупного объема рынка, доля каждого из хозяйствующих субъектов (ПАО «Ростелеком», АО «Эр-Телеком Холдинг») составляла более доли каждого из иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке. Так, за 2017 год доля ПАО «Ростелеком» составляла 62,08%, АО «Эр-Телеком» 28,84%, за 3 квартала 2018 года доля ПАО «Ростелеком» составляла 60,84%, АО «Эр-Телеком» 29,42%. При этом в период 2018-2019гг. рынок оказания услуг широкополосного доступа к сети интернет не претерпевал существенных изменений.

Таким образом, положение ПАО «Ростелеком», АО «Эр-Телеком Холдинг» в совокупности отвечает понятию коллективного доминирования, следовательно, указанные хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать требования и запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с приказом №ЙШК-02-02-118/1 от 30.09.2019 АО «Эр-Телеком Холдинг» установлены следующие тарифы на услуги доступа в Интернет «Дом.ру»: тарифный план «Интернет S» 75Мбит/сек стоимость 550 рублей, тарифный план «Интернет L» 100 Мбит/сек 650 рублей, Дом.ru S с предоставлением доступа услуги цифрового кабельного телевидения, 75Мбит/сек стоимостью 800 рублей, Дом.ru L с предоставлением доступа услуги цифрового кабельного телевидения, 100Мбит/сек стоимостью 900 рублей, тарифный план «Интернет XXL» до 300Мбит/сек стоимостью 850 рублей,  тарифный план «Дом.ru XXL» с предоставлением доступа услуги цифрового кабельного телевидения, до 300Мбит/сек стоимостью 1100 рублей.

Также приказом от 23.12.2019 №ЙШК-02-02-144/1 введен тарифный план «Твой дом» по технологии WNGN, скорость до 20 Мбит/сек стоимостью 700 рублей, приказом от 05.04.2020 №ЙШК-02-02-39/1/2 введен тарифный план «Твой дом с ТВ» по технологии WNGN, скорость до 20 Мбит/сек стоимостью 700 рублей, с предоставлением доступа услуги цифрового кабельного телевидения.

Кроме того, на территории города Йошкар-Ола ПАО «Ростелеком» были установлены и действовали следующие тарифные планы на услугу «Домашний Интернет»: тарифный план «Технология доступа 1» по технологии FTTx, введен с 18.03.2020, скорость 100 Мбит/сек, стоимостью 599 рублей, тарифный план «Для развлечений везде» по технологии FTTx, 100Мбит/сек, с предоставлением в пакете услуг телевидения и мобильной связи стоимостью 780 рублей, пакет услуг «Технологии общения» по технологии FTTx cкорость 100 Мбит/сек, с предоставлением услуги телевидения и мобильной связи 799 рублей.

При этом Марийским УФАС России установлено, что стоимость, установленная ПАО «Ростелеком», АО «Эр-Телеком Холдинг» по данным тарифным планам на территории иных субъектов Российской Федерации существенно ниже установленной стоимости оказания услуг на территории Республики Марий Эл.

Так, стоимость оказания услуг АО «Эр-Телеком Холдинг» по данным тарифным планам составляла в различных регионах:

Наименование тарифного плана

Йошкар-Ола

Чебоксары

Ижевск

Киров

Нижний Новгород

Интернет S

550

400

450

500

500

Интернет L

650

500

550

600

600

Дом.ru S

800

435

650

750

750

Дом.ru L

900

700

750

850

850

Дом.ru S new

 

500

 

 

 

Дом.ru L new

 

600

 

 

 

Интернет XXL

850

700

750

800

800

Дом.ru XXL

1100

1000

1000

1150

1050

Твой дом

700

 

 

 

 

Твой дом с ТВ

800

 

 

 

 

Также стоимость оказания услуг по тарифным планам ПАО «Ростелеком» составляла в различных регионах:

Наименование тарифного плана

Йошкар-Ола

Чебоксары

Ижевск

Саранск

Киров

Нижний Новгород

«Технология доступа 1»

599

399

399

399

499

449

«Для развлечений везде»

780

599

699

579

730

680

Технологии общения

799

599

549

549

699

649

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами

Таким образом, Марийским УФАС России установлено, что ПАО «Ростелеком», АО «Эр-Телеком Холдинг», действуя на аналогичных рынках оказания услуги доступа к сети Интернет, установили цену оказываемой услуги на территории Республики Марий Эл существенно выше по сравнению со стоимостью, установленной на территории иных субъектов РФ.

ПАО «Ростелеком», АО «Эр-Телеком Холдинг» не представили экономическое обоснование поддержания установленной цены товара выше, чем в иных регионах, сопоставимых по условиям оказания данной услуги, составу продавцов и покупателей.

Также необходимо отметить, что по расчетам ПАО «Ростелеком», рентабельность оказания рассматриваемых услуг в Республике Марий Эл составила 35,23% , при этом общая рентабельности за 2019 год по макрорегиону «Волга» составила 30,56%. Кроме того, например, в Чувашской Республике рентабельность оказания данной услуги составляет 6,83%. При этом ПАО «Ростелеком» указало, что существенно больший объём абонентов на территории Нижегородской области приводит к рентабельности оказания услуги в 53,52%.

На основании изложенного,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Назначить дело  012/01/10-527/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 26 августа 2020 года в 10 часов 30 минут по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
  2. Для рассмотрения дела привлечь:

- в качестве ответчиков: ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767, адрес места регистрации: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15), акционерного общества «Эр-Телеком» (ИНН 5902202276, ОГРН 1065902028620, адрес места регистрации: 614066, Россия, Пермский край, г. Пермь, ш. Космонавтов, 111, к.43),

- в качестве заявителя- С.,

  1. Ответчику, ПАО «Ростелеком» в срок до 20 августа 2020 года представить следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):

-копию Устава;

- копии положений, иных правоустанавливающих документов, на основании которых осуществляется деятельность филиала на территории Республики Марий Эл;

- сведения о действовавших тарифных планах на территории Республики Марий Эл (г.Йошкар-Олы) с указанием стоимости оказания услуг в период 2019 года, доступных для подключения новым абонентам, с указанием количества вновь подключенных абонентов;

- сведения о рентабельности оказания услуг доступа к сети Интернет в период 2017 -2020 гг. на территории Республики Марий Эл и на территории иных субъектов макрорегионального филиала «Волга» ПАО «Ростелеком» (с разбивкой по годам, полугодиям, кварталам, месяцам – в зависимости от особенностей учета организации);

- копии документов, материалов, расчетов, в соответствии с которыми установлена стоимость оказания услуг доступа к сети Интернет на территории Республики Марий Эл в течение 2019-2020 гг.;

  • сведения об объеме информации, переданной от/к абонентам сети связи отчитывающегося оператора при доступе в Интернет (Гб) в соответствии с формой федерального статистического наблюдения №4-связь: всего на территории Республики Марий Эл за 2017, 2018, 2019 год (отдельно по годам, кроме ранее представленных сведений);

- признает ли общество нарушение антимонопольного законодательства в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении?

- иные сведения и документы, имеющие отношение к рассмотрению настоящего дела.

  1. Ответчику, АО «Эр- Телеком» в срок до 20 августа 2020 года представить следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):

- копию Устава;

- копии положений, иных правоустанавливающих документов, на основании которых осуществляется деятельность филиала на территории Республики Марий Эл;

- сведения о действовавших тарифных планах на территории Республики Марий Эл (г.Йошкар-Олы) с указанием стоимости оказания услуг в период 2019 года, доступных для подключения новым абонентам, с указанием количества вновь подключенных абонентов;

- рентабельность оказания услуги предоставления доступа к сети Интернет на территории г.Чебоксары (Чувашской Республики), г.Ижевск (Республика Удмуртия), г. Саранск (Республика Мордовия), г. Киров (Кировская область), г.Нижний Новгород (Нижегородская область) и других субъектах Приволжского федерального округа в период 2017-2020гг. (с разбивкой по годам, полугодиям, кварталам, месяцам – в зависимости от особенностей учета организации);

- копии документов, материалов, расчетов, в соответствии с которыми установлена стоимость оказания услуг доступа к сети Интернет на территории Республики Марий Эл (г.Йошкар-Олы) в течение 2019-2020 гг.;

  • сведения об объеме информации, переданной от/к абонентам сети связи отчитывающегося оператора при доступе в Интернет (Гб) в соответствии с формой федерального статистического наблюдения №4-связь: всего на территории Республики Марий Эл за 2017, 2018, 2019 год (отдельно по годам, кроме ранее представленных сведений);

- признает ли общество нарушение антимонопольного законодательства в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении?

-иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

5. Заявителю, С. в срок до 20 августа 2020 года представить письменную мотивированную позицию в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении, иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 указанной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель Комиссии                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны