Решение №ОЕ/235/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-832/2022 о нарушении законодатель... от 23 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/7-832/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«20» января 2023 года                                                               г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «19» января 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «20» января 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/7-832/2022, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в отношении ИП Ч., по факту распространения рекламы «Вейп/Кальяны. Жидкости для вейпа, кальяны, POD-системы», расположенной по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, рекламы «Вейп/Кальяны. Жидкости для вейпа, кальяны, POD-системы. HQD, Brusko, Darkside» с изображением кальяна, расположенной по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Яна Крастыня, д. 2в, рекламы «Кльаняы, ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, POD-системы», «Табак для кальяна, одноразовые электронные устройства, PODсистемы, комплектующие, жидкости для вейпа», «Табак, кальяны», расположенной по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Свердлова, д.32, рекламы «Вейп/кальяны», «Кальяны, PODсистемы», «Одноразовые электронные устройства», «Кальяны, жидкости для вейпа, одноразовые электронные устройства, POD-системы», расположенной по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 62в, в отсутствие лиц, привлеченных к участию в деле,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Марийского УФАС России поступило обращение <…> (вх.№8163ЭП/22 от 26.10.2022), направленное в порядке переадресации из Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, по факту распространения по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д. 2в, ул.Свердлова, д. 32 рекламы курительных принадлежностей следующего содержания:

 

 

 

 

В адрес Марийского УФАС России также поступили обращения <…> (вх. №9504-ИП/22 от 13.12.2022), <…> (вх. №9512-ИП/22 от 13.12.2022) о размещении рекламы курительных принадлежностей по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Яна Крастыня, д. 2в.

 

Также, в адрес Марийского УФАС России поступили материалы, направленные администрацией городского округа «Город Волжск» (вх. №8938/22 от 24.11.2022) о распространении рекламы кальянов, устройств для вейпинга, курительных принадлежностей по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 62в следующего содержания:

 

 

Марийским УФАС России в отношении ИП Ч. определением от 10.11.2022 возбуждено дело № 012/05/7-832/2022 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная текстовая информация: «Жидкости для вейпа, кальяны, POD-системы», «HQD, Brusko, Darkside», а также схематичное изображение дыма(пара), кальяна, привлекают интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже курительных принадлежностей, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

При этом отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В рассматриваемой рекламе используется перечисление товаров, реализуемых в торговых объектах Tasty Town: табак для кальяна, одноразовые электронные устройства, POD-системы, комплектующие, жидкости для вейпа, вейп, кальяны. HQD, Brusko, Darkside. Также в рекламе имеется изображение кальяна, человека с имитацией дыма (пара).

Кроме того, Марийским УФАС России проведен опрос потребителей о восприятии слов, используемых в рекламе: «КЛЬАНЯЫ», «ЖДИКСОТИ» «ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ». Опрос проведен путем анкетирования (25 человек), а также путем размещения формы анкетирования на сайте Марийского УФАС России (размещен по ссылке https://mari-el.fas.gov.ru/webform/25542, опрос прошло 133 человека). По результатам опроса более 87% респондентов указали, что текст рассматриваемой информации в части следующих слов «КЛЬАНЯЫ» «ЖДИКСОТИ» «ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ» является читаемым, также более 89% опрошенных указали, что могут прочитать одно или несколько из слов «Кальяны, Жидкости, Электронные сигареты».

Таким образом, рассматриваемая информация, размещаемая по адресам Республика

Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д. 2в, ул.Свердлова, д. 32,

г. Волжск, ул. Ленина, д. 62в, является рекламой вейпов, табака, кальянов и курительных принадлежностей, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

  • распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
  • использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
  • использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Электронные испарители, электронные сигареты, вейпы, кальяны (в том числе жидкости для них) используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях. Таким образом, вейпы, электронные испарители могут быть отнесены к категории товаров, подобных курительным принадлежностям.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Марийским УФАС России установлено, что деятельность в торговых точках по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д.2в, ул. Свердлова, д. 32, г. Волжск, ул. Ленина, д. 62в осуществляет ИП Ч., являющаяся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

Письмом от 23.12.2022 вх. №9870-ЭП/22 ИП Ч. сообщила о демонтаже рекламы «Вейп/кальяны. Кальяны, POD-системы, одноразовые электронные устройства, жидкости для вейпа» по адресу г. Волжск, ул. Ленина, д. 62в.

Однако в настоящее время ИП Ч. не представлено документальных доказательств, подтверждающих прекращение распространения рекламной информации, расположенной по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д. 2в, ул. Свердлова, д. 32.

На основании указанного, Комиссия Марийского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи ИП Ч. предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу «Вейп/Кальяны. Жидкости для вейпа, кальяны, POD-системы», расположенную по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, рекламу «Вейп/Кальяны. Жидкости для вейпа, кальяны, POD-системы. HQD, Brusko, Darkside» с изображением кальяна, расположенную по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Яна Крастыня, д.2в, рекламу «Кльаняы, ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, POD-системы», «Табак для кальяна, одноразовые электронные устройства, POD-системы, комплектующие, жидкости для вейпа», «Табак, кальяны», расположенную по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.Свердлова, д.32, рекламу «Вейп/кальяны», «Кальяны, POD-системы», «Одноразовые электронные устройства», «Кальяны, жидкости для вейпа, одноразовые электронные устройства, PODсистемы», расположенную по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 62в, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ИП Ч. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                                  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны