Постановление б/н факт нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ... от 1 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/14.3-21/2022 об

административном правонарушении

 

«28» февраля 2022 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <…>, рассмотрев протокол от «09» февраля 2022 года и материалы дела № 012/04/14.3-21/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ранее занимавшего должность специалиста отдела продвижения и содействия продажам департамента маркетинга ПАО «НБД –Банк» <…> (<…>) по факту нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении рекламной информации, следующего содержания: «Спасибо! Акционная программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии защитника <…> <…>, действующей на основании доверенности, <…>, посредством системы TrueConf,

 

УстановилА:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 012/04/14.3-21/2022 в отношении <…> по факту нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.20106 № 38 – ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (исх. № 03-07/24 от 18.01.2022), которое получено ею 10.02.2022.

Протокол об административном правонарушении № 012/04/14.3-21/2022 от 17.02.2022 составлен в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отсутствии <…>

Копия протокола № 012/04/14.3-20/2022 (исх. № 03-07/82) направлена по месту жительства <…> Кроме того, копия протокола об административном правонарушении направлена по месту работы.

Дата, время, место рассмотрения дела № 012/04/14.3-21/2022 указаны в протоколе: 28.02.2022 в 09 часов 30 минут по адресу: Республика Марий Эл г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д.164.

<…> представлены письменные пояснения на протокол об административном правонарушении, явка на рассмотрение дела 28.02.2022 обеспечена.

Таким образом, <…> надлежащим образом извещена о дате, времени, месте рассмотрения дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения мониторинга рекламы 12 мая 2021 года в городе Йошкар-Ола установлен факт распространения рекламной информации следующего содержания:

 

В соответствии со статьей 1 Закона о рекламе целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Закона о рекламе предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги кредитования, то есть финансовая услуга, а именно услуга по получению вклада с процентной ставкой 5,5% годовых, в том числе деятельность, оказываемая ПАО «НБД-Банк».

Информация о финансовых услугах «Спасибо! Акционная программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…» является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции". Данный перечень является закрытым.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о представляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемый товар.

Согласно части 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в договоре указываются проценты, ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг, сроки их исполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, порядок его расторжения и др. существенные условия договора.

Особенностью договора банковского вклада является пользование банком денежными средствами физических и юридических лиц на платной основе. Поэтому ст. 834 ГК РФ к существенным условиям этого договора относит процентную ставку и срок ее действия (в год, в месяц). Процентная ставка напрямую зависит от суммы вклада, срока вклада, вида валюты, которые также являются существенными условиями договора и подлежат указанию в рекламе. Одновременно важной информацией для потребителя по вкладам является информация о возможности пополнения вклада, досрочном снятии денежных средств со счета, обеспечении возврата вклада, об изменениях условий договора банком в одностороннем порядке, в том числе об изменении процентной ставки и пр.

Из толкования приведенной нормы права следует, что наряду с такой необходимой информацией, как процентные ставки по вкладу, законодатель считает необходимой для потребителя информацию о стоимости банковских услуг и сроках их выполнения, в том числе сроках обработки платежных документов, сведения об имущественной ответственности сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения.

Марийским УФАС России установлено, что приложением № 3 к решению Операционного комитета ПАО «НБД-Банк» № 64 от 12.04.2021 утверждены существенные условия вклада «Вклад «Победа», в соответствии с которыми срок действия вклада с 15.04.2021 по 30.06.2021 включительно. Размер процентной ставки зависит от срока вклада в Российских рублях: сумма вклада от 10.000 рублей на срок 120 дней: 4,75%, 180 дней 5,0%, 270 дней 5,5%, 1 год 5,5%. Вклад открывается следующим категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и действующим офицерам Вооруженных Сил Российской Федерации, Валюта вклада российский рубль, минимальная сумма вклада 10 000 рублей, дополнительные взносы не принимаются, начисление процентов по вкладу производится со дня, следующего за днем поступления суммы вклада, до дня ее возврата. Выплата процентов по вкладу производится в конце срока действия договора вклада. При невостребовании суммы вклада в течение дня ее возврата указанного в договоре вклада, договор вклада считается продленным на срок, предусмотренный договором вклада, и на условиях, действующих в ПАО «НБД-Банк» для вида вклада «Накопительный» для данной суммы вклада на день продления договора вклада. При продлении договора вклада, начисленные за предыдущий срок проценты увеличивают вклад.

Условиями досрочного расторжения договора вклада являются:

- в случае досрочного возврата суммы вклада по письменному требованию клиента проценты на нее начисляются со дня, следующего за днем ее поступления в ПАО «НБД-Банк», до дня фактического возврата суммы вклада включительно. При этом начисление процентов осуществляется по ставкам, действующим в ПАО «НБД-Банк» на день возврата клиенту суммы вклада и установленным тарифами ПАО «НБД-Банк»

Размер процентной ставки в случае досрочного возврата суммы вклада определяется в следующем порядке:

- если со дня заключения либо последнего продления договора вклада до дня фактического возврата суммы вклада прошло не более 119 дней (включительно) – по ставке, действующей для вклада «до востребования»;

- если со дня заключения либо последнего продления договора вклада до дня фактического возврата суммы вклада прошло от 120 до 179 дней (включительно) – по ставке, соответствующей разделу Тарифов ПАО «НБД-Банк» «ставки для досрочного расторжении договора вклада» (для накопительных вкладов) сроком 120  дней;

- если со дня заключения либо последнего продления договора вклада до дня фактического возврата суммы вклада прошло от 180 до 269 дней (включительно) – по ставке, соответствующей разделу Тарифов ПАО «НБД-Банк» «Ставки  при досрочном расторжении договора вклада» (для накопительных вкладов) сроков 180 дней;

- если со дня заключения либо последнего продления договора вклада до дня фактического возврата суммы вклада прошло от 270 дней до 364 дней (365 дней – если год високосный) (включительно) по ставке, соответствующей разделу Тарифов ПАО «НБД-Банк» «Ставки при досрочном расторжении договора вклада» (для накопительных вкладов) сроком 270 дней.

В ходе рассмотрения дела из представленного в материалы дела макета рекламы, идентичного по содержанию и дизайну с распространенной рекламой, установлено, что процентная ставка 5.5% годовых действует в рамках акционной программы «Вклад Победа» с 15 апреля по 30 июня 2021 года при открытии вклада «Победа. Ветеран» в рублях на срок от 270 дней. Сумма вклада – от 10 000 рублей. Выплата процентов по вкладу – в конце срока действия договора вклада. Дополнительные взносы не принимаются. В случае невостребования вклада по окончании срока, вклад автоматически продлевается на тот же срок на условиях, действующих для вклада «Накопительный» на день продления договора вклада. При продлении договора вклада, начисленные за предыдущий срок проценты, увеличивают вклад. В случае досрочного возврата сумма вклада по письменному требованию клиента проценты на нее начисляются со дня следующего за днем ее поступления в ПАО «НБД-Банк», до дня фактического возврата суммы вклада включительно. При этом начисление процентов осуществляется по ставкам, действующим в ПАО «НБД – Банк» на день возврата клиенту суммы вклада в соответствии с «Тарифами за совершение банковских операций» и предоставления банковских услуг» Если денежные средства находились на вкладе менее 120-ти дней -  ставка 0,1% годовых, 120 дн.-1,3%, 180-270-дн.-1,4%, 1-2 года-1,7%;. Подробную информацию об условиях акционной программы «Вклад. Победа» можно получить в офисах ПАО «НБД-Банк», а также на сайте www.nbdbank.ru и по телефону 8(831) 22-000-22. Информация действует по состоянию на 15.04.2021 года.

Однако в рассматриваемой информации отсутствует информация о категории лиц, которые вправе оформить договор банковского вклада, а также о максимальном сроке. Кроме того, потребители вводятся в заблуждение относительно размера процента вклада в случае пролонгации договора банковского вклада, а именно не указан размер процентов, действующий по программе «Накопительный»

Более того, согласно правовой позиции, выраженной Высшим арбитражным судом РФ в постановлении Пленума от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Аналогичная позиция содержится в письме ФАС России от 23.11.2021 исх. № КТ/99230/21.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом, то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта рекламы, в которой должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости в проведении специального исследования и следует исходить из того, что размер и способ доведения до потребителей рекламной информации должны быть такими, чтобы изложенные в рекламе условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации).

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

При этом, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

В рассматриваемой рекламе Текст рассматриваемой информации «Спасибо! Акционная программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…»  выполнен крупным шрифтом.

При этом мелким шрифтом белого цвета снизу слева размещена следующая информация: «*Процентная ставка 5.5% годовых действует в рамках акционной программы «Вклад Победа» с 15 апреля по 30 июня 2021 года при открытии вклада «Победа. Ветеран» в рублях на срок от 270 дней. Сумма вклада – от 10 000 рублей. Выплата процентов по вкладу – в конце срока действия договора вклада. Дополнительные взносы не принимаются. В случае невостребования вклада по окончании срока, вклад автоматически продлевается на тот же срок на условиях, действующих для вклада «Накопительный» на день продления договора вклада. При продлении договора вклада, начисленные за предыдущий срок проценты, увеличивают вклад. В случае досрочного возврата сумма вклада по письменному требованию клиента проценты на нее начисляются со дня следующего за днем ее поступления в ПАО «НБД-Банк», до дня фактического возврата суммы вклада включительно. При этом начисление процентов осуществляется по ставкам, действующим в ПАО «НБД – Банк» на день возврата клиенту суммы вклада в соответствии с «Тарифами за совершение банковских операций» и предоставления банковских услуг» Если денежные средства находились на вкладе менее 120-ти дней -  ставка 0,1% годовых, 120 дн.-1,3%, 180-270-дн.-1,4%, 1-2 года-1,7;. Подробную информацию об условиях акционной программы «Вклад. Победа» можно получить в офисах ПАО «НБД-Банк», а также на сайте www.nbdbank.ru и по телефону 8(831) 22-000-22. Информация действует по состоянию на 15.04.2021 года»).

Таким образом, в рассматриваемой рекламе выделена наиболее привлекательная для потребителя информация – «Вклад Победа 5,5% годовых*…» вследствие чего потребитель может решить, что граждане могут получить доход вне зависимости от суммы, срока, и иных условий.

Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий вклада.

Материалы дела свидетельствуют и антимонопольным органом установлено, что спорная реклама размещена на рекламной конструкции, установленной вдоль проезжей части оживленной дороги (и направлена на импульсивное восприятие участниками дорожного движения (относительно быстрое и четкое осознание предлагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания).

Таким образом, размещение доступным для восприятия способом, привлекательных условий договора (5,5% годовых) и размещение всей необходимой для принятия решения информации о минимальной процентной ставке, сумме, сроке вклада, а также иных условий, пользования услугой банка, мелким шрифтом, в совокупности со способом исполнения шрифтов, цвета фона, места и площади рекламного поля, приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей.

Следовательно, размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а иных существенных условий вклада - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом формы и выбора способа распространения рекламы, месторасположения рекламных конструкций, где более крупным шрифтом, возможным для восприятия указана только процентная максимальная процентная ставка до 5,5% годовых. А иные существенные условия, рекламируемого продукта, указанны гораздо более мелким шрифтом, затрудняющим их восприятие на значительном расстоянии, указывает на формальное присутствие в рекламе условий рекламируемого вклада. При этом, относительно мелкий шрифт от указанной 5,5% информации, ограниченное время считывания информации во время движения автотранспорта по проезжей части, с учетом места расположения рекламной конструкций вдоль оживленного участка дороги, не позволяет всем категориям потребителей, воспринимать данные сведения, а, следовательно, не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно всех существенных условиях предлагаемой услуги кредитования и основания ее получения.

Таким образом, материалами дела установлено, что в рекламе вклада «Спасибо! Акционнаая программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…» отсутствуют существенные условия, предусмотренные в статье 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», что указывает на нарушение требований части 7 статьи 5, части 2 пункта 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Ответственность за данное нарушение установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Должностное лицо, в силу возложенных на него обязанностей, должно знать требования рекламного законодательства и соблюдать их.

П. 3 должностной инструкции специалиста отдела продвижения и содействия продажам департамента маркетинга ПАО «НБД Банк» предусмотрены следующие обязанности:

- готовить рекламную информацию банка для печати, передачи в эфир, размещения на рекламных носителях, предоставленных деловыми партнерами;

- осуществлять подготовку рекламных текстов, слоганов, листовок, видео и аудио роликов, корпоративных бюллетеней, иных информационных материалов о деятельности банка, в том числе разрабатывать концепцию, писать тексты и согласовывать с соответствующими службами банка;

- осуществлять регулярный мониторинг и анализ содержания рекламных материалов банка и конкурентов;

- осуществлять контроль над размещением наружной рекламы во всех сетевых подразделениях филиальной сети банка;

- отвечать за актуальность рекламных материалов банка в соответствии с действующими требованиями законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, <…> не приняла всех зависящих от нее мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от нее по соблюдению требований действующего законодательства, не исполнила надлежащим образом организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции по соблюдению требований законодательства о рекламе, т.е. не предприняла необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства о рекламе.

Таким образом, антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина <…> нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Российская Федерация, г. Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: 12 мая 2021 года – дата обнаружения рекламы.

Состав административного правонарушения, совершенного <…>, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — распространение рекламы с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – <…>;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у <…> имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного пра­вонарушения и факт его совершения <…>

<…> в рамках рассмотрения дела № 012/04/14.3-21/2022 заявила ходатайство о признания административного правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Действия <…> содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное <…> правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Марийское УФАС России приходит к выводу, что совершенное правонарушение несет существенную угрозу правоохраняемым отношениям.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное <…> правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным и удовлетворения ходатайства

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Совершенное должностным лицом административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не относится к исключениям, установленным частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Предупреждение не входит в число наказаний, предусмотренных санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru в разделе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства», ПАО «НБД – Банк» не состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из данного реестра.

Следовательно, основания для замены административного штрафа на предупреждение отсутствуют.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, должностное лицо Марийского УФАС России считает возможным назначить <…> административное наказание в виде минимального размера штрафа в пределах санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, статьями 5,28, 38 Закона о рекламе,

 

постановила:

 

Привлечь <…> (<…>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить ею наказание в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

<…>                                                       

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: квитанция об уплате

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны