Решение №АБ/5926/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/... от 15 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/99-998/2023

10 ноября 2023 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии – <…> - заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; члены Комиссии:

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 211/23 от 30.10.2023 и на основании подпунктов «а», «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении внеплановой проверки в отношении Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл, ГБУ РМЭ «Волжская центральная городская больница», ГБУ РМЭ «Медведевская центральная районная больница»,  ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская межрайонная больница», ГБУ РМЭ «Моркинская центральная районная больница», ГБУ РМЭ «Советская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку аппарата рентгеновского для флюорографии легких цифрового и ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудования для нужд медицинских организаций Республики Марий Эл, по результатам совместного электронного аукциона, объявленного извещением от 17.10.2023 № 0108500000423001724,

установила:

В Марийское УФАС России поступила информация (обращение ИП Р.) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Из обращения индивидуального предпринимателя следует, что заказчиком, уполномоченным органом при описании объекта закупки не применена позиция КТРУ – 26.60.11.113-00000124, что нарушает нормы законодательства о контрактной системе.

Кроме того, в нарушение норм Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017 (далее — Правила использования КТРУ) заказчик, уполномоченный орган указал дополнительные характеристики закупаемого товара.

Заявитель также полагает, что в приложении к извещению о проведении указанного электронного аукциона (описание объекта закупки) установлен ряд технических и функциональных характеристик, приводящих к ограничению конкуренции. При этом, совокупность данных характеристик установлена таким образом, что им соответствует аппарат единственного производителя.

На основании подпунктов «а», «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл, ГБУ РМЭ «Волжская центральная городская больница», ГБУ

РМЭ «Медведевская центральная районная больница»,  ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская межрайонная больница», ГБУ РМЭ «Моркинская центральная районная больница», ГБУ РМЭ «Советская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку аппарата рентгеновского для флюорографии легких цифрового и ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудования для нужд медицинских организаций Республики Марий Эл (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru

0108500000423001724).

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

1. Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Законом о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правила использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

  • наименование товара, работы, услуги;
  • единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
  • описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что позиция КТРУ 26.60.11.113-00000124 обязательна к применению с 08.09.2023, то есть на момент объявления проверяемой закупки должна была быть применена в целях описания объекта закупки.

Как следует из извещения о проведении закупки заказчиком, уполномоченным органом установлен код ОКПД2 "26.60.11.113 «Аппараты рентгеновские», позиция КТРУ 26.60.11.113-00000124  заказчиком, уполномоченным органом не применена.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В подпункте «а» пункта 5 Правила использования КТРУ указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Таким образом, в случае если при проведении закупки установлено в соответствии с Постановлением № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, то описание объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ. При этом возможность установления дополнительных характеристик в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правила использования КТРУ в указанном случае не допускается.

Согласно извещению в соответствии с Постановлением № 878 установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Из письменных пояснений заказчика, уполномоченного органа следует, что позиция КТРУ не была применена в связи с невозможностью описания характеристик, необходимых заказчику. При подготовке описания объекта закупки заказчик, уполномоченный орган пришел к выводу о невозможности применения позиций КТРУ, так как содержащиеся в них характеристики не соответствуют имеющимся у него потребностям. Заказчик, уполномоченный орган подготовил техническое задание с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе и ГОСТ.

Код позиции КТРУ 26.60.11.113–00000124 "Система рентгеновская (флюорографическая) для скрининга органов грудной клетки" не соответствует потребностям заказчика и ГОСТ Р 56312-2021, ГОСТ Р 57082-2016 по следующим отличным или отсутствующим параметрам:

  • п. 5.1.2 ГОСТ Р 56312-2021 «Требования к штативной части»

Отсутствуют какие- либо требования к исполнению штативной части. В результате невозможно предугадать будет ли поставленное оборудование обеспечивать необходимое фокусное расстояние- один из ключевых факторов, определяющих качество рентгенограммы при исследовании органов грудной клетки (ОГК).

  • п. 6.5 ГОСТ Р 56312-2021 «Требования к РПУ»

Интенсивность излучения (мощность) зависит от соотношения параметров напряжение и количество электричества. От величины этого параметра зависит спектр исследований. Но КТРУ не предусматривает возможность установить требования к этим параметрам. Указания максимального анодного тока недостаточно для определения самой возможности проводить исследования ОГД.

  • п. 6.4. ГОСТ Р 56312-2021 «Рентгеновский излучатель»

Коды КТРУ также не учитывают требования к рентгеновскому излучателю – важнейшего узла любого рентгеновского оборудования. Выбор малого фокусного пятно для проведения исследования позволяет увеличить четкость изображения. Коллимирующее устройство необходимо для ограничения области облучения пациента – снижения лучевой нагрузки пациентов.

п. 6.3 ГОСТ Р 56312-2021 «Требование к ЦПРИ»

Из параметров, определяющих качество получаемого изображения в КТРУ приведено только пространственное разрешение, при этом этот параметр сильно занижен. Из – за низкие степени детализации при пространственном разрешении 2.1 пар линий/мм поставка детектора с такими характеристиками приведет к большому количеству повторных исследований, либо направлению пациента на другие виды исследований. Сильно возрастают риски ложных диагнозов. Кроме того, помимо пространственного разрешения, не менее важны размеры детектора, параметры DQE, разрядность аналогово- цифрового преобразования (количество уровней серого) и время получения изображения на экране.

п. 6.6 ГОСТ Р 56312-2021 «Требования к аппаратно-программному комплексу»

Инструменты обработки и анализа диагностических изображений также неотъемлемая часть работы врача-рентгенолога и рентгенолаборанта. Отсутствие данных функций не позволяет обрабатывать рентгеновское изображение, выделять зоны интереса и осуществлять прочие действия, необходимые для постановки диагноза.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России отмечает следующее.

Предложенный Заявителем код КТРУ 26.60.11.113–00000124 содержит лишь 12 характеристик: автоматизированное рабочее место врача рентгенолога, максимальный анодный ток, переговорное устройство, портативная система, пространственное разрешение, размер рабочего поля детектора, рентгенозащита, совместимость DICOM, средство индивидуальной защиты для пациента, тип матрицы, управление аппаратом с автоматизированного рабочего места, функция обработки и архивирования снимков.

Использование лишь указанных выше характеристик не позволяет заказчику сформировать Описание объекта закупки таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика.

При таких обстоятельствах, поскольку заказчиком не использована позиция КТРУ, обоснование необходимости использования дополнительных характеристик товара, не предусмотренных описанием объекта закупки согласно КТРУ, требуемое пунктом 6 Правил КТРУ, не требуется.

На основании вышеизложенного, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), установленные заказчиком характеристики закупаемого товара не противоречит Закону о контрактной системе, Правилам использования КТРУ и Постановлению № 878. Кроме того, заказчиком было представлено обоснование необходимости использования именно таких характеристик закупаемого товара.

Таким образом, нарушений законодательства в указанной части не усматривается.

2. Как указывалось выше, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.

Так, заказчики, уполномоченный орган представили в Марийское УФАС России коммерческие предложения при формировании начальной (максимальной) цены контракта, из которых следует, что под технические характеристики, включенные заказчиком в описание объекта закупки: подходит товар как минимум двух производителей: ЗАО «НИПК Электрон» (система универсальная рентгеновская СУР по ТУ 9442-001-09575877-2015, исполнение IСУР-Ф) и ООО «С.П.ГЕЛПИК» (аппарат флюорографический цифровой «РЕНЕКС-Ф5000» по ТУ 9442-04054839165-2012).

Таким образом, довод заявителя об ограничении заказчиком конкуренции путем указания в технической части характеристик товара, соответствующих товару единственного производителя отклоняется Комиссией Марийского УФАС России как необоснованный и противоречащий фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», Комиссия,

решила:

В действиях Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл, ГБУ РМЭ «Волжская центральная городская больница», ГБУ РМЭ «Медведевская центральная районная больница»,  ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская межрайонная больница», ГБУ РМЭ «Моркинская центральная районная больница», ГБУ РМЭ «Советская центральная районная больница» в настоящее время отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на поставку аппарата рентгеновского для флюорографии легких цифрового и ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудования для нужд медицинских организаций Республики Марий Эл (номер извещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru 0108500000423001724).

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны