Определение б/н распространение по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д.3... от 28 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о возбуждении дела № 012/05/7-592/2021 и назначении дела к рассмотрению

 

«28» июня 2021 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д.34, рекламы: «HOOKAH SHOP. EASY SMOKE»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 10.06.2021 проведен мониторинг наружной рекламы, в результате которого установлен факт размещения рекламы кальянов по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д.34, содержащей признаки нарушения пункта 8 статьи 7, пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» следующего содержания:

 

 

 

 

 

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная информации: «HOOKAH SHOP. EASY SMOKE» привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже кальянов, дает явное представление о реализации кальянов и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Кроме того, данная реклама содержит графическое изображение кальяна. Изображение имеет достаточно четкий характер, который позволяет идентифицировать изображаемый предмет в качестве кальяна.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

- распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

- использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

- использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.

Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, кальянов, любым способом.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном языке в РФ) государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.

В части 2 статьи 3 Закона о государственном языке в РФ указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

Рассматриваемая рекламная информация, не содержит перевода на русский язык следующих иностранных слов: «HOOKAH SHOP. EASY SMOKE».

Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Образовательные программы предоставляют гражданам возможность изучать широкий спектр иностранных языков. Уровень освоения иностранного языка обучающимися обусловливается их индивидуальными способностями, мотивацией к овладению языком, качеством преподавания, практикой использования и т.д., и может существенным образом различаться у обучающихся.

Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной.

В нарушение пункта 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в указанной рекламе отсутствует перевод иностранных слов на русский язык.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель; за нарушение пункта 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В ходе проведения мониторинга установлено, что деятельность в магазине по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д.34 осуществляет ИП Т., являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Таким образом, антимонопольный орган усматривает признаки нарушения пункта 1 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении и размещении рассматриваемой рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 012/05/7-592/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 012/05/7-592/2021 к рассмотрению на 20 июля 2021 года в 10 часов 30 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

3. Признать лицом, в действиях которого содержаться признаки нарушения: ИП Т.

4. ИП Т. в срок до 16 июля 2021 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):

1) копию договора аренды или иных правоустанавливающих документов на занимаемое помещение, располагающееся по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д.34;

2)  согласовывались ли макеты информации, рекламы, указанной в приложении к запросу? Если да, представить информацию о лице, с которым было осуществлено согласование;

3) имеется ли у Вас информация о лицах, осуществивших разработку, согласование, утверждение, изготовление, размещение информации, рекламы по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д.34? Если да, представить имеющуюся информацию (копии договоров об изготовлении, копии подписанных сторонами актов, копии платежных документов и иное);

5) перечень табачной продукции, кальянов, курительных принадлежностей, зажигалок, реализуемых по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д.34 (на 10.06.2021);

6) соблюдены ли при распространении рассматриваемой рекламы требования пункта 8 статьи 7 и пункта 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе? Представить письменную мотивированную позицию.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) согласно части 6 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Обращаем внимание, что пропуск в здание Марийского УФАС России ограничен: при входе необходимо иметь при себе справку, подтверждающую право передвигаться в период самоизоляции, средства индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки).

В связи с чем возможность участия в рассмотрении дела № 012/05/7-592/2021 будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/6194318239.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 19 июля 2021 года до 17:00.

Приложение: инструкция для участников видеоконференцсвязи – 9 л., расписка о согласии.

 

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны