Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/28-372/2022 о нарушении законодател... от 8 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/28-372/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«08» августа 2022 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «03» августа 2022 года

Полный текст решения изготовлен: «08» августа 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/28-372/2022, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «МКК «Золотофф» по факту распространения наружной рекламы «Денежный займ для хороших людей от 0,3%. Деньги тут! Всего за 15 минут!»,

в присутствии представителя ООО «МКК «Золотофф» <…>, действующего на основании доверенности путем видеоконференцсвязи через программу TrueConf,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 28.04.2022 установлен факт размещения рекламы «Денежный займ для хороших людей от 0,3%. Деньги тут! Всего за 15 минут!» выдачи денег следующего содержания:

 

Реклама размещена в месте осуществления деятельности ООО «МКК «Золотофф» в г.Йошкар-Оле по адресу ул.Красноармейская, 43.

Марийским УФАС России в отношении ООО «МКК «Золотофф»  возбуждено дело №012/05/28-272/2022 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

ООО «МКК «Золотофф» в ходе рассмотрения дела факт нарушения законодательства о рекламе не признало, указало, что в рекламе присутствует достоверная информация о процентных ставках, вся иная информация может быть получена потребителем на сайте общества, либо при обращении к сотрудникам в обществе. При этом общество считает, что такие условия как наличие статуса пенсионера, поручительство не являются условиями, определяющими полную стоимость займа, поэтому в силу закона, не являются условиями, обязательными для указания в рекламе. Возрастные ограничения при предоставлении займов не применяются, поскольку минимальный возраст заемщика составляет 18лет, максимальный 70 лет. Общество также пояснило, что условия действующих программ предоставления займов могут меняться, размещенная информация на сайте может быть отличной от фактических условий предосталвения денежных средств, поскольку размещение информации на сайте осуществляется иным лицом по договору.

.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, письменные и устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Из содержания рекламы, следует, что объектом рекламирования является выдача денежных средств.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на возможность выдачи денежных средств, данная услуга является финансовой услугой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе приведена следующая информация об условиях предоставления денежных средств: от 1000 до 100 000, на срок от 1 до 365 дней по ставке от 109,5 до 365% годовых.

В рекламе сообщается о предоставлении процентной ставки от 0,3% в день.

Условия программ предоставления займов утверждены в соответствии с приказом от 03.03.2022 №22/04 (предоставляются в соответствии с тарифами «базовый 0,7%», «базовый 1%», «сотрудник», «новый старт», «тариф 5 месяцев», «тариф реструктуризация», «тариф «рефинансирование», тариф «рефинансирование», «тариф «с поручительством»).

В соответствии с условиями, ставку 0,3 % в день (минимальную ставку, предоставляемую заемщикам, а также в соответствии с условиями, приведенными в рекламе) по займу возможно получить по тарифу «с поручительством», при этом сумма займа составит от 30 000 до 300 000 рублей (до 100 000 рублей в соответствии с приказом №22/05 от 03.03.2022 «Внесение изменений в тарифную линейку в части максимальной суммы займа»), срок займа от 30 до 360 дней, необходимо поручительство 3-го физического лица.

В соответствии с реестром выданных займов ООО «МКК «Золотофф» минимальная процентная ставка 0,3% в день предоставлялась в г. Йошкар-Оле только с условием поручительства.

Условие о поручительстве является обязательным при предоставлении займов по ставке 0,3% (109,5% годовых), однако указанное условие в рекламе не указано. Указанное условие напрямую влияет на сумму расходов лиц, воспользовавшихся услугами предоставления займов ООО «МКК «Золотофф», поскольку влияет на сумму выплат по договору займа.

Комиссия учитывает, что условие о предоставлении займов под процентную ставку 0,3% в день выделено большими буквами крупным шрифтом, таким образом является определяющим в выборе потребителя среди однородных финансовых услуг.

Отсутствие полных условий о предоставлении займов по минимальной процентной ставке 0,3% в день вводит потребителей в заблуждение, не позволяет получить полную информацию о предоставлении финансовой услуги, свидетельствует об отсутствии существенной информации.

Кроме того, в рекламе приведена ссылка на сайт общества в сети Интернет zolotoff.ru

На сайте содержаться следующие сведения о предоставлении займов: максимальная сумма до 300 000 рублей, возраст заемщика от 20 до 65 лет.

Указанные сведения не соответствуют условиям, которые содержаться в рекламе (максимальная сумма 100 000,00 рублей), а также в условиях предоставления займов (возраст заемщика от 18 до 70 лет).

С учетом приведения в рекламе ссылки на официальный сайт общества и наличии на сайте указанных сведений, которые не соответствуют условиям предоставления займов, Комиссия приходит к выводу что реклама содержит неточные сведения об условиях предоставления финансовых услуг.

Между тем рассматриваемые сведения (максимальный срок займа и возрастные категории заемщиков) являются существенными условиями для потребителей и также влияют на выбор потребителей при получении финансовой услуги.

Комиссия также приходит к выводу, что поскольку в рекламе условие о процентной ставке 0,3 % приведено крупным шрифтом, в рекламе также должны быть доведена информация о полных условиях получения займа по соответствующей программе (тариф «с поручительством»).

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама размещалась в месте оказания услуг ООО «МКК «Золотофф» по адресу ул.Красноармейская, 43, реклама направлена на привлечение внимания к ООО «МКК «Золотофф».

На основании изложенного, Комиссия рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы признает ООО «МКК «Золотофф».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

Сведения о прекращении распространения рекламы в материалы дела не представлены.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу «Денежный займ для хороших людей от 0,3%. Деньги тут! Всего за 15 минут!», размещенную по адресу мета осуществления деятельности ООО «МКК «Золотофф» в г.Йошкар-Ола, ул.Красноармейская, 43 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частью 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «МКК «Золотофф» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                   

 

Члены Комиссии                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны