Решение б/н Решение по делу № 03-37/16 по признакам нарушения части 7 ст... от 7 сентября 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

08 июля 2010 года                                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2010  года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,

рассмотрев дело № 03-37/16 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) со стороны ООО «ХХХ» и ИП ХХХ при размещении 20 ноября 2009 года в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 118, рекламы следующего содержания: «Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!»,

в присутствии представителя от рекламодателя -  заведующая ООО «ХХХ» по доверенности б/н от 01.04.2010 года;

в отсутствии надлежащим образом уведомленной ИП ХХХ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мониторинга наружной рекламы, распространяемой на территории города Йошкар-Олы 20 ноября 2009 года, в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. ХХХ, специалистами Марийского УФАС России  был обнаружен рекламный баннер следующего содержания: «Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!*», в нижней части баннера изображены 2 подарочных сертификата с надписями «Акция Половина покупки в подарок 100 рублей» и «Акция Половина покупки в подарок 300 рублей», ниже мелким шрифтом размещена информация: «*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке), каждый клиент получает 50 % от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине «Л,Этуаль»  и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты «Л,Этуаль»  в акции не участвуют. Информация об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования, вы можете узнать на сайте ХХХ, по телефону Горячей линии: ХХХ (звонок по России бесплатный) и в магазинах «Л,Этуаль» (далее – информация ООО «ХХХ»).

Акт мониторинга рекламы от 20 ноября 2009 года.

Определением  от 03.06.2010 года № 03-37/1516 было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе № 03-25/50 в отношении ООО «ХХХ» и ИП ХХХ

Генеральный директор ООО «ХХХ» не согласился с мнением антимонопольного органа. Подробно позиция изложена в письме от 19.01.2010 года.

Документы, запрошенные указанным определением, ИП ХХХ представлены не были.

Заслушав объяснения лица участвующего в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, информация ООО «ХХХ», является рекламой, объектом рекламирования в которой является стимулирующее мероприятие (акция), обозначенное как «50% покупки бесплатно!».

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Наружная реклама, размещенная ООО «ХХХ» в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. ХХХ, предназначена для импульсного восприятия информации потребителем (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без длительного сосредоточения внимания).

Согласно инструкции, направленной ООО «ХХХ» сотрудникам магазинов «Л,Этуаль» (Приложение 1 к письму ООО «ХХХ» от 19.01.2010 года)  условия акции «50% покупки бесплатно!» состоят в том, что любой покупатель, сделавший разовую покупку в сети  магазинов «Л,Этуаль» на сумму 200 руб., получает обратно 50% от суммы чека в виде сертификатов «Половина покупки в подарок». Специально выпущенные для данной акции сертификаты, будут действовать строго в определенный период времени (с 1 по 17 января 2010 года). Сертификаты «Половина покупки в подарок» выдаются  только при покупке товара.

Из материалов дела следует, что рекламная информация, которая содержит наиболее привлекательные для потребителя условия, а именно: «50% покупки бесплатно!» и  «половина покупки в подарок» (на сертификатах номиналом 100 и 300 рублей),  указана крупным шрифтом.  Однако, иные существенные условия проведения акции (размещенные в рекламе под знаком «*» и влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением), являются недоступными для потребителя (выполнены мелким нечитаемым шрифтом). В силу указанных обстоятельств, присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий участия в акции, сроков и месте действительности подарочных сертификатов.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Учитывая тот факт, что условия проведения стимулирующего мероприятия «50% покупки бесплатно!» выполнены мелким нечитаемым шрифтом, недоступным для восприятия потребителем, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что источник информации об организаторе данного мероприятия, правилах его проведения, количестве подарочных сертификатов, сроках, месте и порядке их получения в тексте рекламы отсутствует.

В связи с чем, антимонопольный орган пришел к выводу, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение:

- статьи 9 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель  и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;

- части 7 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом установлено, и подтверждается материалами дела, что макет рекламы был разработан дизайнерами департамента маркетинга и рекламы ООО «ХХХ» и утвержден вице-президентом компании. Рекламный материал был выслан в регион в электронном виде. Изготовление рекламы осуществлялось на основании договора  № 352 от 10.02.2009 года, заключенного между ООО «ХХХ» и ИП ХХХ (далее – Договор). Согласно пунктам 2.1.2 и 2.1.3. Договора  Исполнитель обязан изготовить рекламную продукцию в сроки, указанные заказчиком в Техническом задании. Исполнитель не в праве вносить изменения в Техническое задание без письменного согласования с Заказчиком. На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель ООО «ХХХ» пояснил, что при изготовлении ИП ХХХ рекламной продукции изменения в Техническое задание не вносились. Изготовленные ИП ХХХ рекламные баннеры были размещены сотрудниками магазина «Л,Этуаль» в соответствии с инструкцией ООО «ХХХ».

Таким образом,  ООО «ХХХ» является рекламодателем и рекламораспространителем, ИП ХХХ – рекламопроизводителем, а нарушение части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе произошло по вине ООО «ХХХ». 

Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 01 по 30 ноября 2009 года. По окончании акции баннеры с рекламой были демонтированы.

Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «ХХХ», обнаруженную специалистами Марийского УФАС России 20 ноября 2009 года в оконном проеме магазина «Л,Этуаль», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.ХХХ, следующего содержания:

«Только в ноябре 2009  50% покупки бесплатно!*», в нижней части баннера изображены 2 подарочных сертификата с надписями «Акция Половина покупки в подарок 100 рублей» и «Акция Половина покупки в подарок 300 рублей», ниже мелким шрифтом размещена информация: «*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке), каждый клиент получает 50 % от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине «Л,Этуаль»  и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты «Л,Этуаль»  в акции не участвуют. Информация об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования, вы можете узнать на сайте ХХХ, по телефону Горячей линии: ХХХ (звонок по России бесплатный) и в магазинах «Л,Этуаль»,

поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  В.В.Зубарев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                          Е.Б. Жарикова

 

                                                                               

 Р.Ш. Мингазов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны