Протокол, выписка из протокола №АВ/7275/22 ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-939/2022 об административном правонар... от 22 декабря 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-939/2022 об административном правонарушении

«22» декабря 2022 года                                                                                         г. Йошкар – Ола

Протокол составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <…> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица ООО МКК «УНО» менеджера <…> (<…>) по факту распространения рекламы «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается), размещенную на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (решение Марийского УФАС России по делу № 012/05/28-802/2022 от 24 ноября 2022 года).

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г.

Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж.

Время совершения административного правонарушения: 01.11.2022 – дата обнаружения рекламы с нарушением части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Событие административного правонарушения:

 

Марийским УФАС России установлен факт размещения рекламы «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается) на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка, которая содержит признаки нарушения Закона о рекламе следующего содержания:

 

 

 

Определением от 02.11.2022 возбуждено дело № 012/05/28-802/2022 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы в отношении ООО МКК «УНО».

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 24.11.2022 рассмотренная реклама признана ненадлежащей в связи с нарушением указанных статьей Закона о рекламе ввиду следующего.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается) на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка, является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования (организация «ЧестноДеньги», а также услуги данной организации по выдаче займов) и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной; недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Вместе с тем, из правил предоставления микрозаймов, утвержденных № 1/11-10-19, следует, что займы ООО МКК «Уно» выдаются лицам, отвечающим следующим критериям (раздел 3 Правил): физическим лицам – гражданам РФ, постоянно зарегистрированным (проживающим) на территории одного из субъектов РФ, где расположены офисы общества на потребительские нужды (п. 3.1); дееспособным гражданам РФ, возраст которых на дату заключения договора находится в пределах 18 - 65 лет, при условии, что срок возврата займа по договору наступает до исполнения заемщику 65 лет (п. 3.2); трудовой стаж Заявителя на текущем месте работы должен быть не менее 3-х месяцев на дату обращения в общество (п. 3.3).

Следовательно, микрофинансовая организация не выдает займы лицам, не отвечающим указанным требованиям, в связи с чем рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в связи с указанием на выдачу займов «ВСЕМ».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего услуги по выдаче займов (выполнен мелким нечитаемым шрифтом).

Между тем, Марийским УФАС России установлено, что услуги по выдаче займов с наименованием «ЧестноДеньги» оказывает ООО МКК «Уно», которое является микрофинансовой организацией и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО № 1903550009244 от 29.04.2019.

В нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, не доведена надлежащим образом до потребителей в рассматриваемой рекламе.

Также в рассматриваемой рекламе содержится условие выдачи займов: «ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%*».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статьей 5 Закона о потребительском кредите (займе) установлены условия договора потребительского кредите (займа). К ним относятся в частности требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.

В рассматриваемой рекламе указано на возможность получения займа от 0%, при этом отмечено специальное условие под знаком «звездочка», однако, уточняющая информация, влияющая на намерение покупателя воспользоваться рекламным предложением, является недоступной для потребителя (выполнена мелким нечитаемым шрифтом).

Вместе с тем, наличие в рекламе информации о номере телефона организации не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Кроме тогономер телефона находится под сноской «звездочка», выполнен мелким шрифтом, поэтому с учетом расположения рекламы на уровне второго этажа фасада здания является нечитаемым.

На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о максимальном размере суммы займа, сроке займа, а также отсутствует иная существенная информация об условиях предоставления займов.

Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%*» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займов, при указании одного из условий – возможности предоставления займов от 0%, что нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из письменных пояснений ООО МКК «Уно» следует, что реклама была изготовлена и размещена обществом самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Таким            образом,                  рекламодателем,               рекламопроизводителем            и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Уно».

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель. Также в силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Согласно представленным письменным пояснениям ООО МКК «УНО» от 14.12.2022 № 445 (рег. номер 9718/22 от 20.12.2022) должностным лицом, ответственным за совершение административного правонарушения, является менеджер <…> (трудовой договор № 01/05/2022 от 01.05.2022).

<…> пояснила, что при разработке рекламных материалов посчитала, что шрифт с текстом под знаком «звездочка» достаточен для ознакомления с ним, а ссылка на номер в рекламе позволит заинтересованному лицу узнать более подробную информацию, включая возраст потенциального заемщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КАП РФ.

Частью 2 статьи 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии <…>, надлежащим образом уведомленной о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении (представлена копия уведомления о составлении протокола с отметкой <…> о получении уведомления 14.12.2022).

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: «27» декабря 2022 года в 14 час. 15 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

С протоколом ознакомлен, права и обязанности разъяснены.

Даю согласие на обработку персональных данных                                                ___________

                                                                                                                                                                                                           (подпись лица, привлекаемого к административной ответственности)

<…>____________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. составившего протокол)

22 декабря 2022 года                                                                                                      _______________

                                                                                     (подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

(ФИО лица, получившего протокол)

«               »_____________2022 г.                                     _______________________

                                                                                                            (подпись)

Связанные организации

Связанные организации не указаны