Протокол, выписка из протокола №АВ/7274/22 ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-938/2022 об административном правонар... от 22 декабря 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-938/2022 об административном правонарушении

«22» декабря 2022 года                                                                                  г. Йошкар – Ола

Протокол составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <…> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ООО МКК «УНО» (<…>) по факту распространения рекламы «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается), размещенную на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (решение Марийского УФАС России по делу № 012/05/28-802/2022 от 24 ноября 2022 года).

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж.

Время совершения административного правонарушения: 01.11.2022 – дата обнаружения рекламы с нарушением части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Событие административного правонарушения:

Марийским УФАС России установлен факт размещения рекламы «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается) на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка, которая содержит признаки нарушения Закона о рекламе следующего содержания:

 

 

 

Определением от 02.11.2022 возбуждено дело № 012/05/28-802/2022 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы в отношении ООО МКК «УНО».

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 24.11.2022 рассмотренная реклама признана ненадлежащей в связи с нарушением указанных статьей Закона о рекламе ввиду следующего.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается) на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка, является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования (организация «ЧестноДеньги», а также услуги данной организации по выдаче займов) и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной; недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Вместе с тем, из правил предоставления микрозаймов, утвержденных № 1/11-10-19, следует, что займы ООО МКК «Уно» выдаются лицам, отвечающим следующим критериям (раздел 3 Правил): физическим лицам – гражданам РФ, постоянно зарегистрированным (проживающим) на территории одного из субъектов РФ, где расположены офисы общества на потребительские нужды (п. 3.1); дееспособным гражданам РФ, возраст которых на дату заключения договора находится в пределах 18 - 65 лет, при условии, что срок возврата займа по договору наступает до исполнения заемщику 65 лет (п. 3.2); трудовой стаж Заявителя на текущем месте работы должен быть не менее 3-х месяцев на дату обращения в общество (п. 3.3).

Следовательно, микрофинансовая организация не выдает займы лицам, не отвечающим указанным требованиям, в связи с чем рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в связи с указанием на выдачу займов «ВСЕМ».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего услуги по выдаче займов (выполнен мелким нечитаемым шрифтом).

Между тем, Марийским УФАС России установлено, что услуги по выдаче займов с наименованием «ЧестноДеньги» оказывает ООО МКК «Уно», которое является микрофинансовой организацией и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО № 1903550009244 от 29.04.2019.

В нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, не доведена надлежащим образом до потребителей в рассматриваемой рекламе.

Также в рассматриваемой рекламе содержится условие выдачи займов: «ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%*».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статьей 5 Закона о потребительском кредите (займе) установлены условия договора потребительского кредите (займа). К ним относятся в частности требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.

В рассматриваемой рекламе указано на возможность получения займа от 0%, при этом отмечено специальное условие под знаком «звездочка», однако, уточняющая информация, влияющая на намерение покупателя воспользоваться рекламным предложением, является недоступной для потребителя (выполнена мелким нечитаемым шрифтом).

Вместе с тем, наличие в рекламе информации о номере телефона организации не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Кроме тогономер телефона находится под сноской «звездочка», выполнен мелким шрифтом, поэтому с учетом расположения рекламы на уровне второго этажа фасада здания является нечитаемым.

На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о максимальном размере суммы займа, сроке займа, а также отсутствует иная существенная информация об условиях предоставления займов.

Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%*» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займов, при указании одного из условий – возможности предоставления займов от 0%, что нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из письменных пояснений ООО МКК «Уно» следует, что реклама была изготовлена и размещена обществом самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Таким            образом,                  рекламодателем,               рекламопроизводителем            и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Уно».

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель. Также в силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, однако не совершило указанных действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии представителя ООО МКК «УНО». Уведомление о составлении протокола от 24.11.2022 исх. № ОЕ/6714/22 направлено по юридическому адресу общества и получено 01.12.2022 (почтовый идентификатор 80100878467564)

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: «27» декабря 2022 года в 14 час. 00 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

С протоколом ознакомлен, права и обязанности разъяснены.

Даю согласие на обработку персональных данных                                                ________________

                                                                                                                                                                                                           (подпись лица, привлекаемого к административной ответственности)

<…>

____________________________________________________________________________________

(Ф.И.О. составившего протокол)

22 декабря 2022 года                                                                                                      ______________

                                                                                     (подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

(ФИО лица, получившего протокол)

«               »_____________2022 г.                                     _______________________

                                                                                                            (подпись)

Связанные организации

Связанные организации не указаны