Решение б/н факт размещения наружной рекламы магазина разливных напитков... от 19 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
-
- делу № 012/05/21-905/2021
- нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
-
«19» ноября 2021 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «19» ноября 2021 года
Полный текст решения изготовлен: «19» ноября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>;
член Комиссии – ведущий специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>;
член Комиссии – ведущий специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
рассмотрев дело № 012/05/21-905/2021, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), по факту размещения наружной рекламы магазина разливных напитков «Пивточка…», расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская д. 165, в отсутствии представителя лица, участвующего в деле,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе мониторинга наружной рекламы установлены факты размещения рекламы «Пивточка…», расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская д. 165, которая содержит признаки нарушения законодательства о рекламе, следующего содержания:
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, указанная в рассматриваемых вывесках, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных плакатов и рекламных конструкций, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемой рекламы следует, что объектом рекламирования являются услуги по продаже алкогольной продукции.
Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).
В соответствии с Письмом ФАС России от 20.02.2015 № АК/7749/15 «О рекламе алкогольной продукции» требование о предупреждении вреда чрезмерного потребления алкогольной продукции применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.
Реклама, размещенная с помощью рекламной конструкции, является рекламой алкогольной продукции. Так, например, в рекламе использовано изображение пивной кружки, цвет напитка ассоциируемый с пивом. Изображение кружки с ассоциируется у потребителей с определенным напитком - пивом, а не любым разливным напитком. Кроме того, название магазина «Пивточка», которое является производным от слова «пиво», также ассоциируется у потребителей с ассортиментом указанного магазина разливных напитков - пивом.
Таким образом, указанная реклама является рекламой, в том числе алкогольной продукции – пива.
В рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение, предусмотренное частью 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Как видно из фотографий спорной рекламы предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует, что содержит нарушение требований ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
На основании вышеизложенного, Марийским УФАС России пришло к выводу, что реклама нарушает требования части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно полученным сведениям деятельность в «Пивточке..» осуществляет ИП Б. Указанная рекламная конструкция располагается в месте осуществления деятельности ИП Б.
Данные факты зафиксированы антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе.
В соответствии с выпиской из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Б. (ОГРНИП: 319121500022620, ИНН: 121500572074) является торговля розничная пивом в специализированных магазинах.
Таким образом, лицом, заинтересованным в распространении рекламы товара является ИП Б., поскольку у индивидуального предпринимателя имеется коммерческий интерес в продвижении рекламируемого товара на рынке товаров.
Таким образом, ИП Б. является рекламодателем как лицо, оказывающее услуги, являющиеся объектом рекламирования.
Следовательно, вышеуказанная наружная реклама, расположенная по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 165, нарушает требования пункта части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, в материалах дела № 012/05/5-905/2021 отсутствуют доказательства, подтверждающие прекращение нарушения законодательства о рекламе.
Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать ИП Б. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу ИП Б. (ОГРНИП: 319121500022620, ИНН: 121500572074) следующего содержания:
поскольку она не соответствует требованиям части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. . Выдать ИП Б. (<…>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии