Постановление б/н нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к усл... от 9 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/9.21-929/2021

об административном правонарушении

 

09 декабря 2021 года                                                                                          г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России), рассмотрев протокол № 012/04/9.21-929/2021 от 29.10.2021 и материалы административного дела № 012/04/9.21-929/2021, возбужденного в отношении ЗАО СПП «Салют» (ИНН 1215003701, ОГРН 1021200767180, адрес места регистрации: 424006, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул.Строителей, 95) по факту нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившегося в прекращении подачи уличного освещения в д. Тойкино, ул. Финская деревня, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в присутствии представителей ЗАО «СПП Салют», действующих на основании доверенностей, от заявителей – В.,

 

установила:

 

Марийским УФАС России в отношении ЗАО СПП «Салют» возбуждено дело об административном правонарушении по факту прекращения подачи уличного освещения в д. Тойкино, ул. Финская деревня, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении № 012/04/9.21-929/2021 от 29 октября 2021 года составлен главным специалистом- экспертом аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ, в присутствии представителей ЗАО «СПП Салют», действующих на основании доверенностей. В адрес ЗАО «СПП Салют», а также потерпевших 08.10.2021 направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, определение получено ЗАО «СПП Салют» 15.10.2021.

Копия протокола № 012/04/9.21-929/2021 с указанием даты, времени и места рассмотрения дела направлена по юридическому адресу ЗАО «СПП Салют», а также в адрес потерпевших.

В связи с необходимостью получения дополнительных сведений и информации определением от 10.11.2021 по делу № 012/04/9.21-929/2021 рассмотрение дела отложено и назначено на 01 декабря 2021 года. Определением от 01.12.2021 по делу № 012/04/9.21-929/2021 рассмотрение дела отложено и назначено на 09 декабря 2021 года. Определение об отложении рассмотрения дела от 01.12.2021 с указанием даты, места, времени рассмотрения дела получено 06.12.2021.

ЗАО СПП «Салют» при составлении протокола и рассмотрении дела указало, что не является организацией коммунального хозяйства, не является управляющей организацией, добровольно оказывало услуги по освещению улиц без заключения договоров с собственниками домов. Собственники никогда не выступали с инициативой к ЗАО СПП «Салют» о заключении договора в отношении освещения улиц. Однако не все жители добросовестно оплачивают услуги по уличному освещению, в связи с чем общество несет убытки. Кроме того, ЗАО СПП «Салют» не является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, также в рассматриваемом случае отсутствует опосредованное технологическое присоединение объектов иных лиц, следовательно, на общество не распространяются требования и ограничения, установленные Правилами №861, общество не препятствовало перетоку электрической энергии субабонентам. В связи с изложенным, ЗАО СПП «Салют» просило прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в его действиях признаков состава правонарушения. Оказание услуг уличного освещения осуществлялось без правовых оснований, предусмотренных законом или договором. Таким, образом по мнению ЗАО СПП «Салют», действия жителей противоречат статье 1, статье 8 ГК РФ. Также общество не препятствовало перетоку электроэнергии в жилые дома и иные постройки жителей поселка.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В Марийское УФАС России поступило обращение жителей коттеджного поселка «финская деревня» вх.№264-З от 09.09.2021  на действия ЗАО СПП «Салют» по ограничению поставки электрической энергии в части уличного освещения в «финской деревне» д. Тойкино Медведевского района.

Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Из поступивших документов следует, что ЗАО СПП «Салют» заключен договор энергоснабжения с ЗАО «МЭК» от 10.11.2017. В перечень точек поставки по данному договору включены дома жителей коттеджного поселка «финская деревня» (вид точек учета- транзитная), а также вводная точка поставки Медведевский район, д. Тойкино, ул. Финская деревня (коттеджные дома).

При этом сети электроснабжения кадастровый номер 12:04:0160103:775, протяженностью 1570 м и сети наружного электроосвещения, кадастровый номер 12:04:0160103:774 протяженностью 1570 м находятся на балансе ЗАО СПП «Салют».

22.06.2021 ЗАО СПП «Салют» обратилось в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» о передаче в муниципальную собственность указанных объектов – сетей электроснабжения.

Однако до настоящего времени сети электроснабжения и сети наружного электроосвещения в муниципальную собственность не переданы.

Из письменных документов и пояснений ЗАО СПП «Салют» от 08.10.2021 №508 следует, что подача уличного освещения ведется от точки поставки Медведевский район, д. Тойкино, ул. Финская деревня (коттеджные дома).

Из пояснений ПАО «Россети Центр и Приволжье» от 07.12.2021 вх.№11248, от 15.11.2021 вх.№10527 следует, что границей разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по точке поставки Медведевский район, д. Тойкино, РУ-0,4 Кв КТП-188 являются контакты присоединения к высоковольтной линии ВЛ-10 кВ, опора №77 ВЛ-1016 ПС Медведево, включая контакты присоединения к опоре. Согласно акту об осуществлении технологического присоединения границей разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон являются выводы кабельной линии электропередач 0,4 Кв наружного освещения, исключая выходные контакты коммутационного аппарата в шкафу управления наружным освещением РУ-0,4 Кв от ТП-10/0,4Кв №538. Владельцем кабельной линии электропередач наружного освещения 0,4 Кв от ТП-10/0,4 кВ №538 является ЗАО СПП «Салют».

ЗАО СПП «Салют» использует рассматриваемые линии электропередач наружного освещения исключительно для обеспечения освещения улиц коттеджного поселка «Финская деревня».

При этом обществом взимается плата с жителей коттеджного поселка «Финская деревня» за услуги уличного освещения.

Таким образом, фактически потребителями услуг уличного освещения, оказание которых осуществляется за счет жителей коттеджного поселка «Финская деревня», являются сами жители коттеджного поселка «Финская деревня».

Таким образом, ЗАО СПП «Салют» по смыслу положений Закона об электроэнергетике является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, с помощью которых осуществляется энергоснабжение объектов жителей коттеджного поселка «Финская деревня», в том числе подача уличного освещения.

Согласно части 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.

Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энегоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

ЗАО СПП «Салют» взимается плата с жителей поселка «финская деревня» в том числе за освещение улиц (расчет возмещения затрат при освещении улиц представлен ЗАО СПП «Салют» за период 2019-2021 гг. и составляет от 53,53 рублей до 55,81 рублей с одного дома).

Таким образом, жители поселка «финская деревня» являются потребителями электроэнергии в местах общего пользования (в месте расположения сетей уличного освещения).

В письменных пояснениях от 20.09.2021 №462 ЗАО СПП «Салют» указало, что в связи с наличием задолженности жителей по возмещению затрат, связанных с уличным освещением, подача уличного освещения временно приостановлена, после возмещения затрат подача уличного освещения будет возобновлена.

ЗАО СПП «Салют» самостоятельно определены основания, по которым будет отключено уличное освещение.

Абзацем 5 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.

Основания и порядок прекращения подачи электрической энергии определяются в соответствии с Правилами полного и/или(частичного) ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 далее — Правила № 442).

Пунктом 4 Правил № 442 установлены основания ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 442 в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности. Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.

Пунктом 40 Правил № 442 установлено, что в случае необходимости аварийного ограничения графики аварийного ограничения вводятся в действие соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике путем выдачи диспетчерских команд и (или) распоряжений.

Диспетчерские распоряжения о введении в действие графиков ограничения режима потребления передаются соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в сетевые организации в порядке и в сроки, предусмотренные правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики. Сетевая организация в свою очередь доводит информацию о введении в действие графиков ограничения режима потребления до субъектов электроэнергетики, указанных в пункте 42 настоящих Правил, и потребителей.

При введении графиков аварийного ограничения потребители могут быть ограничены (отключены) сетевой организацией в подаче электрической энергии до величины аварийной брони.

ЗАО СПП «Салют» не является сетевой организацией в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений, согласно Закону об электроэнергетике. Соответственно, ЗАО СПП «Салют» не наделено полномочиями прекращать энергоснабжение объектов, расположенных в коттеджном поселке, в том числе прекращать подачу уличного освещения.

При этом многие жители поселка «финская деревня» регулярно вносят оплату за услуги ЗАО «СПП «Салют», в том числе за электроснабжение – уличное освещение (что подтверждается информацией об отсутствии задолженности по состоянию на 17.09.2021, актами сверки взаимных расчетов между ЗАО СПП «Салют» и жителями дер.Тойкино за период с января по июнь 2021 года).

Также ЗАО СПП «Салют» не является электроснабжающей организацией, поэтому не наделено полномочиями в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию через объекты электросетевого хозяйства ЗАО СПП «Салют», в том числе услугу уличного освещения.

В силу части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Данные ЗАО СПП «Салют» по отключению подачи уличного освещения жителям д. Тойкино «Финская деревня» противоречат требованиям пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно представленным в материалы дела документам и доказательствам, отключение уличного освещения произведено с середины июня 2021 года. При этом извещение жителей поселка об отключении уличного освещения не производилось. У ЗАО СПП «Салют» не имелось объективных причин и оснований для отключения уличного освещения.

Жители не могут получить рассматриваемую услугу уличного освещения у иных лиц, поскольку электрические сети и линии электропередач принадлежат ЗАО СПП «Салют».

Доказательства, свидетельствующие о принятии ЗАО СПП «Салют» мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере законодательства об электроэнергетике, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела отсутствуют.

Должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные по делу доказательства в их взаимной связи и совокупности, считает, что ЗАО СПП «Салют» не приняло всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от участника правоотношений по соблюдению требований законодательства, а, следовательно, в действиях ЗАО СПП «Салют» имеется вина в совершении административного правонарушения.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, д. Тойкино, ул. Финская деревня.

Время совершения административного правонарушения: период с июня 2021 года – дата отключения уличного освещения в д. Тойкино, ул. Финская деревня.

Состав административного правонарушения, совершенного ЗАО СПП «Салют» и предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный и охраняемый порядок в области недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям;

- объективная сторона — нарушение ЗАО СПП «Салют» пункта 6 Правил № 861, что привело к ограничению перетока электрической энергии на объектах товарищества;

- субъект правонарушения – ЗАО СПП «Салют»;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ЗАО СПП «Салют» имелась возможность соблюдения Правил № 861, но товариществом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ЗАО СПП «Салют», имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России был исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ЗАО СПП «Салют» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку повлекло отсутствие энергоснабжения на линиях уличного освещения дер. Тойкино длительное время, что ограничило права собственников коттеджных домов, которые осуществляли пользование данной услугой и оплачивали оказываемые услуги, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Все вышеуказанные обстоятельства учитываются в совокупности при назначении наказания за административное правонарушение.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ЗАО СПП «Салют» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России считает достаточным назначить ЗАО СПП «Салют» административное наказание в виде минимального размера административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Поскольку в настоящее время электроснабжение сетей уличного освещения в дер. Тойкино не восстановлено, на дату рассмотрения дела об административном правонарушении нарушение, допущенное обществом нарушение не устранено, должностное лицо Марийского УФАС России приходит к выводу о необходимости внесения ЗАО СПП «Салют» представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 9.21, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10, 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПостановилА:

 

Привлечь ЗАО СПП «Салют» (ИНН 1215003701, ОГРН 1021200767180, адрес места регистрации: 424006, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул.Строителей, 95) к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей 00 (восемьдесят) копеек.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России), счет: 40102810545370000075

Банк получателя – ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола

БИК банка 018860003, счет получателя 03100643000000010800

код бюджетной классификации 161 1 16 01091 01 0021 140

УИН 16100500000001212410

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: копия квитанции.

 

Заместитель руководителя

начальник отдела                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны