Решение №ОЕ/4428/23 РЕШЕНИЕ по делу №012/05/5-525/2023 о нарушении законодатель... от 22 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №012/05/5-525/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«22» августа 2023 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «16» августа 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «22» августа 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдела

аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <….>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и

контроля хозяйствующих субъектов <….>,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля

хозяйствующих субъектов <….>,

рассмотрев дело №012/05/5-525/2023, возбужденное по признакам нарушения

пункта 2 части 2, пункта 2 части 3, пункта 1 части 4, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении контекстной рекламы в поисковой системе «Яндекс» в сети Интернет юридических услуг по оказанию помощи призывникам, в присутствии представителя ООО «Федлекс» <….> по доверенности от 12.01.2023, представителя ИП С. <….> по доверенности от 28.07.2023,

УСТАНОВИЛА:

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения рекламы об оказании услуг по оформлению отсрочки от призыва на военную службу, размещенной на странице с результатами поиска в поисковой системе «Яндекс» (контекстная реклама) в сети Интернет следующего содержания:

 

а также на сайте https://www.gismeteo.ru/ следующего содержания:

 

Марийским УФАС России в отношении ООО «Федлекс» определением от 10.11.2022 возбуждено дело № 012/05/7-832/2022 по признакам нарушения пункта 2 части 2, пункта 1 части 4, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38ФЗ «О рекламе».

Определением от 30.06.2023 по делу № 012/05/7-832/2022 ИП С. привлечен в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования являются услуги по оформлению отсрочек от призыва на военную службу.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет службу в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (далее – Положение №565) годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с установленными требованиями к состоянию здоровья.

По результатам медицинского освидетельствования врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям (п. 18 Положения № 565):

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Таким образом, по результатам медицинского освидетельствования гражданин может быть признан годным к военной службе, годным к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годным к военной службе, временно не годным к военной службе или не годным к военной службе.

После прохождения призывником медицинской комиссии в военный билет заносится отметка о категории годности к военной службе.

Однако рассматриваемая реклама может побуждать к тому, что военный комиссариат не исполняет свои функции надлежащим образом, что может дискредитировать данный орган.

Более того, реклама может создавать впечатление того, что воспользовавшись услугами общества призывнику будет гарантирована отсрочка от прохождения военной службы, либо полное освобождение от военной службы.

Вместе с тем, уклонение от призыва на военную службу, при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы, является уголовно наказуемым преступлением.

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе содержится информация об оказании ООО «Федлекс» помощи более 50 тыс. призывникам на протяжении 7 лет. Однако согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «Федлекс» зарегистрировано 31.01.2017, то есть на момент обнаружения рекламы общество осуществляло деятельность менее 7 лет. Кроме того, в материалах дела не представлены доказательства оказания помощи 50 тыс. именно призывникам.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В тексте рассматриваемых реклам указаны разные минимальные суммы платежа при оформлении услуги по получению помощи отсрочки от армии, что вводит потребителей в заблуждение.

Марийским УФАС России 19.04.2023 г. проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в котором на повестку совета было вынесено рассмотрение данной рекламной информации. На рассмотрении большинство экспертов пришло к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой, в которой содержится побуждение к совершению противоправных действий. Реклама может ввести потребителей в заблуждение, создает впечатление об обеспечении обществом гарантии получения отсрочки от прохождения от военной службы и побуждает к приобретению услуги по получению у данного общества военного билета.

Данная позиция была озвучена членами Экспертного совета с точки зрения восприятия рекламы в качестве потребителей.

С учетом изложенного, в контекстной рекламе «Бесплатная консультация по вопросам получения военника. Нет времени думать! Помогли более 50 тыс призывникам. 7 лет помогаем людям законно! Поддержка 24/7. Отсрочка. Без взяток и «покупок». Доведем до результата…», «Всё прячешься от военкомата? Законно поможем получить отсрочку от армии. От 2350₽/мес…» размещавшейся в сети Интернет, содержится нарушение пункта 2 части 2, пункта 2 части 3, пункта 1 части 4, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 2 части 2, пункта 2 части 3, пункта 1 части 4, части 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.

Из представленных письменных пояснений ООО «Федлекс» следует что между обществом и ИП С. заключен договор оказания услуг по ведению контекстной рекламы от 12 января 2023 года, согласно которому ИП С. оказывает услуги ООО «Федлекс» по созданию контекстной рекламы, в том числе составление объявлений (п. 2.4.1 указанного договора).

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП С.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В письменных пояснениях от 16.08.2023 вх. №5904-ЭП/23 ИП С. сообщил о прекращении распространения рекламы «Бесплатная консультация по вопросам получения военника. Нет времени думать! Помогли более 50 тыс призывникам. 7 лет помогаем людям законно! Поддержка 24/7. Отсрочка. Без взяток и «покупок». Доведем до результата…», «Всё прячешься от военкомата? Законно поможем получить отсрочку от армии. От 2350₽/мес…» размещавшейся в сети Интернет.

В связи с прекращением распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия не находит оснований для выдачи ИП С. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу об оказании услуг по оформлению отсрочки от призыва на военную службу, размещенная на странице с результатами поиска в поисковой системе «Яндекс» (контекстная реклама) в сети Интернет следующего содержания:

 

а также на сайте https://www.gismeteo.ru/ следующего содержания:

 

ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2, пункта 2 части 3, пункта 1 части 4, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе».

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии                                                                                      

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны