Письмо №АБ/6063/22 решение по жалобе нтд экология от 20 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «НДТ «Экология» г. Йошкар-Ола, ул. Машиностройтелей, д. 8Г, оф. 405/3 ndteco@mail.ru ГБУ РМЭ "Волжская центральная городская больница" 425000 Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Советская, д.52 volcgb@minzdrav12.ru







РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-750/2022


17 октября 2022 года г. Йошкар-Ола


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – Бастраков А.В. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

члены Комиссии:

Ложкина М.Б. – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Таляр А.И. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителя заявителя - ООО «НДТ «Экология» Овчаренко Д.А., на основании доверенности №1/22 от 12.10.2022,

при участии по видеоконференцсвязи представителя заказчика – ГБУ Республики Марий Эл «Волжская ЦГБ» Карагановой Р.Г. на основании доверенности б/н от 12.10.2022,

рассмотрев жалобу ООО «НДТ «Экология» от 11.10.2022 на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и захоронению биологических отходов (извещение в ЕИС № 0308300007822000231 от 05.10.2022),


УСТАНОВИЛА:


Заказчиком ГБУ Республики Марий Эл «Волжская ЦГБ» проводится электронный аукцион на оказание услуг по вывозу и захоронению биологических отходов.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО «НДТ «Экология» (вх. 7701-ЭП/22 от 11.10.2022) на положения извещения проводимого заказчиком электронного аукциона.

В жалобе приводятся следующие доводы.

1) из разъяснений положений извещения о проведения закупки заказчиком даны 2 противоречащих друг другу разъяснения, что не позволяет в полной мере сделать вывод какого рода отходы подлежат вывозу и захоронению.

2) заказчик в Техническом задании неправомерно ограничил способ оказания услуг по утилизации биологических отходов, только захоронение (не предусмотрен способ сжигания на инсинераторной установке).

3) также по мнению подателя жалобы, в том случае, если целью закупки является сбор и обезвреживание медицинских отходов класса Б, согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2022 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21), то в техническом задании должны быть отражены специальные требования к порядку оказания услуг обращения с медицинскими отходами и к исполнителям услуг, однако, такие требования не были установлены заказчиком.

4) заявитель указывает, что в разъяснениях положений извещения о проведении закупки№ РИ2 от 10.10.2022 заказчиком указано, что заказчик производит обезвреживание и измельчение отходов класса «Б», что прямо противоречит статье 180 СанПин 2.1.3684-21.

5) кроме того, заявителем указывается, что извещение о проведении закупки не содержит положений о том, как и каким способом заказчиком производится накопление, хранение, упаковка медицинских отходов, что в последующем может повлечь нарушение СанПиН 2.1.3684-21.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.

В письменных пояснениях Заказчик указал, что отходы класса «Б» (имея ввиду медицинские, а не патологоанатомические) подвергаются обезвреживанию и измельчению силами Заказчика на спецоборудовании находящемся в собственности Заказчика.

Вариант «сжигание» не прописывалось в Техническом задании по причине отсутствия на территории Республики Марий Эл и ближайших регионов крематориев. Для перевозки в другие регионы в соответствии со статьей 207 СанПиН 2.1.3684-21 при транспортировке продолжительностью более 4-х часов отходов, хранившихся в морозильных камерах, необходимо использовать охлаждаемый транспорт, что ведет к значительному удорожанию оказываемых услуг и нерациональному использованию средств.

Требования к качеству оказания услуг исполнителем установлено в техническом задании.

Также поясняется, что медицинские отходы класса «Б», согласно СанПиН 2.1.3684-21 патологоанатомические и органические операционные медицинские отходы класса «Б» (органы, ткани) собираться работниками отделений в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (не прокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов и направляются в патологоанатомическое отделения для заморозки и длительного хранения согласно п.п. б ст 201 СанПиН 2.1.3684-21 и передачи Исполнителю для захоронения.

В дополнениях к отзыву на жалобу от 17.10.2022 с доводом о том, что техническим заданием не предусмотрен способ утилизации — сжиганием согласился, пояснил, что о существовании инсинераторной установки на территории Республики Марий Эл Заказчик не был осведомлён, что и повлекло о написании в ТЗ — захоронении.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе Любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Комиссией установлено, что заявителем подан запрос на разъяснение положений извещения о проведении закупки № 1494578 от 06.10.2022, в котором в числе всего прочего заявитель просил разъяснить, являются ли указанные в ТЗ медицинские отходы соответствующими требованиям ст. 174 СанПиН 2.1.3684-21.

07.10.2022 заказчик разместил на ответ на указанный запрос № РИ1, в котором разъяснялось, что биологические отходы, подлежащие захоронению, не относятся к медицинским отходам соответствующим требованиям ст. 174 СанПиН 2.1.3684-21.

В запросе на разъяснение № 1494842 от 07.10.2022 приводится следующее: «В ответе на запрос разъяснения №РИ1 указано: "Биологические отходы, подлежащие захоронению, не относятся к медицинским отходам соответствующим требованиям ст. 174 СанПиН 2.1.3684-21" - ответ содержит ложную информацию. Ст. 174 СанПиН 2.1.3684-21 не содержит выводов приведенных в ответе, и имеет следующее содержание: "Медицинские отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции. Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы. В случае отсутствия в организации участка по обеззараживанию (обезвреживанию) медицинских отходов класса Б или централизованной системы обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов, принятой на административной территории, медицинские отходы класса Б обеззараживаются (обезвреживаются) работниками данной организации в местах их образования." Кроме того, просим обратить внимание, что согласно ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности...", что также подтверждается письмом от 30 марта 2022 г. № 09-6591-2022-19 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Таким образом, просим вас дать разъяснения на запрос №1494578 от 2022-10-06 в полном объеме и внести в ТЗ соответствующие изменения».

10.10.2022 заказчик на указанный запрос разместил разъяснения следующего содержания: «Медицинские отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции. Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы. В случае отсутствия в организации участка по обеззараживанию (обезвреживанию) медицинских отходов класса Б или централизованной системы обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов, принятой на административной территории, медицинские отходы класса Б обеззараживаются (обезвреживаются) работниками данной организации в местах их образования." ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ» производит обезвреживание и измельчение отходов класса Б».

Предметом закупки является оказание услуг по вывозу и захоронению биологических отходов.

В техническом задании, размещенном в ЕИС указано, что биологические отходы - патологоанатомические отходы, органические операционные отходы (органы, ткани и так далее)).

В пункте 157 СанПиН 2.1.3684-21 указано, что патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани) относятся к классу «Б».

В соответствии с пунктом 174 СанПиН 2.1.3684-21 медицинские отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции. Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы. В случае отсутствия в организации участка по обеззараживанию (обезвреживанию) медицинских отходов класса Б или централизованной системы обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов, принятой на административной территории, медицинские отходы класса Б обеззараживаются (обезвреживаются) работниками данной организации в местах их образования.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что ответы на запросы о разъяснении положений закупки соответствуют требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Согласно пункту 7 технического задания исполнитель производит транспортировку (вывоз) биологических отходов Заказчика с мест накопления до места захоронения (городское кладбище № 2).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 180 СанПиН 2.1.3684-21 патологоанатомические и органические операционные медицинские отходы класса Б (органы, ткани) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах .

Из жалобы следует, что заявитель намерен производить утилизацию отходов сжигание на инсинераторной установке, однако, техническим заданием данный способ утилизации отходов не предусмотрен.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Статьей 6, а также частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что о существовании инсинераторной установки на территории Республики Марий Эл Заказчик не был осведомлён, что и повлекло о написании в ТЗ — захоронении.

Комиссией установлено, что заявителем 19.09.2022 заключен контракт на сбор, обезвреживание, транспортировку отходов класса «Б» с ГБУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинская городская больница», согласно которому вывоз и обезвреживание твёрдых медицинских отходов класса «Б» производится аппаратным методом обезвреживания путем сжигания. Согласно актам о приемки работ, размещенным в ЕИС, у заказчика отсутствуют замечания к качеству и объемы оказываемых услуг.

Таким образом, Комиссия приходи к выводы о возможности утилизации данных отходов сжиганием.

На вопрос Комиссия заказчик пояснил, что на 17.10.2022 заявок на участие в закупке не поступало.

С учетом изложенного, довод жалобы признается обоснованным, в действиях заказчика имеется нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе, в связи с чем в действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Согласно следующему доводу заявителя, в техническом задании должны быть отражены специальные требования к порядку оказания услуг обращения с медицинскими отходами и к исполнителям услуг.

Комиссией установлено, что заказчик в пункте 8 Технического задания указал, что оказание услуг по вывозу и захоронению биологических отходов, в том числе указанные заявителем положения должны осуществляться в соответствии с положениями:

  • Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»;

  • Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Также на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что способ накопления и упаковки биологических отходов осуществляется в соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 в контейнеры, предоставленные исполнителем контракта. Единица измерения – рейсы специализированной машины. Вывоз отходов осуществляется по заявке Заказчика по мере необходимости. Всего за время исполнения контракта нужно сделать 25 рейсов. Требование о специализированном транспорте прописано с использованием формулировки: «Транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую деятельность производится транспортом специализированной организации к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов».

Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что доводы в части отсутствия постатейной конкретизации положений являются не обоснованными, так как нормативные акты, регулирующие процедуру утилизации биологических отходов регламентированы в Техническом задании, а исполнитель, оказывающий услуги, руководствуется нормативными актами в целом, в том числе отдельными статьями этих актов.

4. В четвертом доводе жалобы заявителем указывается, что в разъяснении заказчика №РИ2 от 2022-10-10 указано о том, что ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ» производит обезвреживание и измельчение отходов класса «Б», но по своему характеру патологоанатомические и органические операционные медицинские отходы класса «Б» (органы, ткани) не подлежат измельчению, о чем указано в статье 180 СанПиН 2.1.3684-21, и что такие действия могут нанести вред жизни и здоровью граждан (медицинского персонала).

Заказчик пояснил, что измельчению подлежат медицинские отходы класса Б, не относящиеся к патологоанатомическим и органическим операционным и медицинским отходам, что также указано в ответе на запрос о разъяснении положений извещения о проведении закупки.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода заявителя.

5. Относительно довода заявителя о неуказании в извещении о проведении закупки положений о том, как и каким способом заказчиком производится накопление, хранение, упаковка медицинских отходов, что может свидетельствовать о нарушении СанПиН 2.1.3684-21, Комиссия сообщает следующее.

Согласно техническому заданию исполнителю необходимо осуществить вывоз и утилизацию биологических отходов с территории Заказчика.

Сбор и вывоз отходов осуществляется исполнителем с места накопления (специально оборудованного помещения) Заказчика, расположенного по адресу: г. Волжск, ул. Советская, д. 62. Исполнитель своими силами и за свой счет осуществляет необходимые переноски, транспортировки и захоронение биологических отходов.

Транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, производится транспортом специализированной организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов.

В соответствии с пояснениями заказчика, Погрузка замороженных пакетов с отходами класса «Б» (биологические отходы) производится санитарами Патологоанатомического отделения в специальной одежде предусмотренной для данной процедуры. Спецодежда (либо одноразовая (которая утилизируется), либо многоразовая (обрабатываемая) и хранящаяся в отдельных шкафах каждого санитара).

Погрузка производится в контейнеры Исполнителя, которые обрабатываются Исполнителем согласно СанПин2.1.3684-21.

Комиссия обращает внимание заявителя, что накопление, хранение, упаковка медицинских отходов не является обязанностью исполнителя по договору, а производится силами заказчика, соответственно не налагает на исполнителя каких-либо обязанностей связанных с этим. Нарушение правил накопления, хранения, упаковки медицинских отходов является ответственностью заказчика.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие фактов нарушения заказчиком правил накопления, хранения, упаковка медицинских отходов, Комиссия признает данный довод заявителя не состоятельным.

6. Кроме того, в рамках рассмотрения жалобы на заседании Комиссии, заявителем устно приведен довод о неправильном определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, так как расчеты Заказчиком были произведены только для захоронения биологических отходов.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Таким образом, проверка правильности расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям антимонопольного органа.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Учитывая выявленное нарушение законодательства, Комиссия считает необходимым выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,



РЕШИЛА:


1. Признать жалобу ООО «НДТ «Экология» обоснованной в части довода об ограничении способа оказания услуг по утилизации биологических отходов.

2. Признать в действиях заказчика нарушение статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.


В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.




Председатель Комиссии А.В. Бастраков



Члены Комиссии:   А.И. Таляр



  М.Б. Ложкина




2022-524


Связанные организации

ООО «НДТ «Экология»
ИНН 1215204006, ОГРН 1151215007767
ГБУ РМЭ "Волжская центральная городская больница"
ИНН 1216029597, ОГРН 1121224001470