Решение №АБ/4172/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/99-692/2023

 

02 августа 2023 года г. Йошкар-Ола

Комиссия        Управления       Федеральной        антимонопольной  службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25.07.2023 № 144/23 и на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при проведении внеплановой проверки в отношении заказчика – ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования» при проведении закупки на оказание услуг по доработке ведомственной информационной системы, действующей в Республике Марий Эл, АИС «Сетевой город. Образование» с целью представления в систему ФГИС «Моя школа» и получения из системы ФГИС «Моя школа» сведений содержащих, в том числе форматы передачи состава сведений и их детализацию в составе Единых требований к взаимодействию ФГИС «Моя школа» и ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сфере общего образования (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru № 0108500000423000396 от 28.06.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

05.07.2023 в Марийское УФАС России поступило обращение ООО ЦИТ «Аверс».

В обращении указывается, что заказчиком – ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования» нарушены нормы законодательства о контрактной системе, а именно заказчик допустил следующие нарушения.

  1. Контракт не соответствует требованиям, предусмотренным Приказом Минцифры России от 17 декабря 2020 года № 715 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем».
  2. ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования», является хозяйственным субъектом, в соответствии с уставом не является органом власти, не имеет полномочий государственного заказчика, не вправе производить закупки для государственных нужд и заключать государственные контракты.
  3. Для государственных информационных систем установлен особый порядок их создания и развития. Имеет место нарушение Требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 года № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации». Техническое задание не утверждено уполномоченным органом, в нарушение установленных требований. Выполнение работ по контракту должно быть реализовано в соответствии с этапами, которые также определены в пункте 5 постановления Правительства РФ от 06.07.2015 № 676. Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  4. Заказчик установил непредусмотренное Законом о контрактной системе требование к участникам закупки, а именно участнику закупки необходимо получить право на оказание услуг для государственных нужд (нужд Министерства образования и науки Республики Марий Эл) у третьего лица - АО «ИРТех».
  5. Заказчик не предоставляет полной объективной информации об объекте закупки, скрывает информацию, не дает разъяснений. Отсутствие объективной информации не позволяет участникам закупки, не вступившим предварительно в сговор с заказчиком, принять участие в закупке, определить стоимость выполнения работ и сформировать ценовое предложение для участия в закупке (в том числе в связи с отсутствием суммы, которую надо заплатить АО «ИРтех», отсутствия сведений о том какой функционал имеет программное обеспечение, на какой платформе разработано и других сведений).

Марийским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования».

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по доработке ведомственной информационной системы, действующей в

Республике Марий Эл, АИС «Сетевой город. Образование» с целью представления в систему ФГИС «Моя школа» и получения из системы ФГИС «Моя школа» сведений содержащих, в том числе форматы передачи состава сведений и их детализацию в составе Единых требований к взаимодействию ФГИС «Моя школа» и ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сфере общего образования.

Извещение № 0108500000423000396 о проведении указанной закупки размещено заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) 28.06.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 3 030 000,00 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок: 28.06.2023 11:02 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.07.2023 08:00 (МСК).

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

07.07.2023.

1. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе проект контракта.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системы Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Согласно части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Закону о контрактной системе, до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе типовых условий контрактов.

Согласно приказу Минцифры России от 17.12.2020 № 715 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем» (далее — приказ Минцифры № 715) показателями для применения типовых условий контракта служит наименование и код предмета контракта.

В пункте 2 Информационной карты типовых условий контракта приказа Минцифры № 715 указано следующее:

Показатели для применения типового условия контракта:

а) наименование работы:

выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственной

(муниципальной) информационной системы; выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) иной

информационной системы;

б) код предмета контракта по общероссийскому классификатору видов

экономической деятельности ОКВЭД «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)»: 62.01; 63.11.1; код предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам

экономической деятельности ОКПД «ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»: 62.01.1;

в) вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяются типовые условия контракта;

г) иные показатели для применения типовых условий контракта отсутствуют.

Установлено, что закупка проводится по коду 62.01.11.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения».

Объектом закупки является «Услуги по доработке ведомственной информационной системы, действующей в Республике Марий Эл АИС «Сетевой город. Образование» с целью представления в систему ФГИС «Моя школа» и получения из системы ФГИС «Моя школа» сведений содержащих, в том числе форматы передачи состава сведений и их детализацию в составе Единых требований к взаимодействию ФГИС «Моя школа» и ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сфере общего образования».

Согласно письменным пояснения заказчика характеристики объекта закупки установлены в соответствии с Законом о контрактной системе, детализированы с учетом необходимого объема доработки действующей в республике автоматизированной информационной системы «Сетевой Город. Образование» в части представления сведений, содержащих форматы передачи состава сведений в соответствии с Едиными федеральными техническими требованиями, утвержденными протоколом заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 01.12.2022 № 52 (далее — ЕФТТ), обеспечивающих учет успеваемости и достижений обучающихся в электронном виде, а также верифицированный доступ к данным сведениям родителей (законных представителей), обучающихся с ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Заказчику требуется доработка действующей системы, под которой заказчиком подразумевается процесс оптимизации доступа к получению сведений о процессе и результатах обучения в общеобразовательных организациях для обучающихся и их родителей (законных представителей), изменения, замена, какая-либо разработка нового программного обеспечения заказчику не требуется. Объектом закупки предусмотрено добавление новых форматов передачи сведений под указанные ЕФТТ. Под доработкой понимается процесс улучшения и модификации уже существующего продукта, устранения существующих проблем, добавление новых функций для улучшения производительности, в то время как развитие (модернизация) может привести к полной замене продукта на новый, более современный и усовершенствованный.

Из изложенного следует, что типовые условия контракта, согласно приказу Минцифры России от 17.12.2020 № 715, не могут быть применены в указанном случае, так как заказчику требуется доработка уже существующего ПО, а не создание, модернизация нового, предметом закупки является «Услуги по доработке ведомственной информационной системы, действующей в Республике Марий Эл АИС «Сетевой город. Образование» с целью представления в систему ФГИС «Моя школа» и получения из системы ФГИС «Моя школа» сведений содержащих, в том числе форматы передачи состава сведений и их детализацию в составе Единых требований к взаимодействию ФГИС «Моя школа» и ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сфере общего образования, соответственно под соблюдение условий по наименованию работы данная закупка не подходит.

Позиция заявителя признается необоснованной.

2. ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования» находится в ведении Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27.08.2010 № 231 «Вопросы Министерства образования и науки Республики Марий Эл»).

Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 30.06.2022 № 636 «Об организации работы в Автоматизированной информационной системе «Сетевой город. Образование» уполномоченной организацией по информационно-методическому и программно-технологическому сопровождению функционирования АИС «Сетевой город. Образование» определено ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования».

Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым в рамках определенных учредителем полномочий и выделенной учреждению на 2023 год субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) проведена конкурентная закупка в соответствии с требованиями Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.04.2023 № 163 «Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков».

Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения являются заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом о контрактной системе в случаях, установленных частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Из изложенного следует, что ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования» обладает полномочиями по осуществлению закупок.

Позиция заявителя признается необоснованной.

3. Как указывалось ранее ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования» обладает полномочиями по осуществлению закупок.

Пунктом 5 Приказа Постановление Правительства РФ от 06.07.2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» установлено, что порядок создания системы включает следующие этапы:

а) разработка документации на систему и ее части;

б) разработка или адаптация программного обеспечения, разработка рабочей

документации;

г) пусконаладочные работы;

д) проведение предварительных испытаний системы;

е) проведение опытной эксплуатации системы;

ж) проведение приемочных испытаний системы.

Однако установлено, что объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по доработке уже действующей ведомственной информационной системы, следовательно, выполнение работ по контракту не может быть реализовано в соответствии с этапами, изложенными в пункте 5 Постановления № 676, так как заказчику не требуется создание, разработка нового программного обеспечения.

Какие именно положения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» нарушены заказчиком обращение не содержит.

4. В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Установлено, что приложением № 1 к извещению о проведении закупки является «Описание объекта закупки».

Пунктом 1.7 приложения № 1 установлено следующее.

Требование к исполнителю действующая в Республике Марий Эл автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование» зарегистрирована Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знаком в реестре программ для ЭВМ (свидетельства государственной регистрации программы для ЭВМ  08.09.2008 г. № 2008614280), включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных № 68767 от 26.04.2016г.

Правообладателем (понятие «правообладатель» приведено в трактовке ст. 1229 части IV Гражданского кодекса Российской Федерации) является АО «ИРТех».

В соответствии c требованиями действующего законодательства, регулирующего передачу прав на результат интеллектуальной деятельности, Исполнитель должен обладать правами на осуществление им услуг, предусмотренных настоящим ТЗ, что должно быть подтверждено одним из перечисленных документов:

  • документом, подтверждающим наличие у Исполнителя исключительных прав на указанные выше автоматизированные информационные системы, действующие в Республике Марий Эл;
  • лицензионный договор с правообладателем указанных выше автоматизированных информационных систем, действующих в Республике Марий Эл, предоставляющий Исполнителю полномочия, необходимые и достаточные для оказания услуг, предусмотренных настоящим ТЗ;
  • сублицензионный договор с лицом, с которым правообладатель указанных выше автоматизированных информационных систем, заключил лицензионный договор и предоставил этому лицу права на использование данных автоматизированных информационных систем, и которое, в свою очередь, предоставило соответствующие права Исполнителю в объеме, необходимом и достаточном для оказания услуг, предусмотренных настоящим ТЗ.

Документ предоставляется Заказчику в день заключения контракта.

Из изложенного следует, что участнику закупки необходимо получить права на использование данного программного обеспечения у правообладателя - АО «ИРТех».

Для полного и всестороннего рассмотрения вышеуказанного обращения Марийским УФАС России в адрес АО «ИРТех» направлен запрос о предоставлении сведений о правообладателе автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование», предоставляет ли АО «ИРТех» доступ (права) к данной информационной системе другим хозяйствующим субъектам для участия в закупках; каким образом предоставляются права - за плату или на безвозмездной основе.

Из ответа АО «ИРТех» следует, что правообладателем программы для ЭВМ «Компьютерная программа «Сетевой город. Образование» является АО «ИРТех» (свидетельство о государственной регистрации № 200861480 от 08.09.2008).

Права на ведомственную информационную систему «Сетевой город. Образование» принадлежат Республике Марий Эл. Данная информационная система является самостоятельным продуктом, при разработке которого использовано ПО, принадлежащее АО «ИРТех».

АО «ИРТех» предоставляет неисключительные права (лицензии) к своему программному обеспечению другим хозяйствующим субъектам, в том числе достаточные для участия в закупках.

АО «ИРТех» предоставляет другим хозяйствующим субъектам права на использование ПО «Компьютерная программа «Сетевой город. Образование» на основании лицензионных договоров.

Неисключительные права (лицензии) предоставляются на платной основе.

Перечень объектов интеллектуальной собственности приведен в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

ГК РФ предусматривает возможности распоряжения исключительным правом на объекты интеллектуальной собственности путем заключения договора об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ); заключения лицензионного договора

(ст. 1235 ГК РФ).

Из изложенного следует, что действия заказчика по установлению в пункте 1.7 приложения № 1 к извещению об осуществлении требования о наличии у участника закупки права на использование программного обеспечения, полученное у АО «ИРТех», не противоречит действующему законодательству, так как АО «ИРТех» является правообладателем данного ПО, а заказчику необходима доработка указанного ПО.

Позиция заявителя признается необоснованной.

5. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (часть статьи 33 Закона о контрактной системе).

Законодательством не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать представление о потребностях заказчика.

Как указывалось ранее, приложением № 1 к извещению о проведении закупки является «Описание объекта закупки».

Из описания объекта закупки следует, что заказчику требуются услуги по доработке ВИС, действующей в Республике Марий Эл АИС «Сетевой город. Образование» с целью представления в систему ФГИС «Моя школа» и получения из системы ФГИС «Моя школа» сведений, содержащих в том числе форматы передачи состава сведений и их детализацию в составе Единых требований к взаимодействию ФГИС «Моя школа» и ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сфере общего образования.

Также в описании объекта закупки указано, какие системы подлежат доработке, установлены сроки выполнения услуги.

Довод обращения о том, что описание объекта закупки не содержит информации о сумме, подлежащей уплате правообладателю ПО — АО «ИРТех», является несостоятельным, так как участник закупки не лишен возможности обратиться к правообладателю данного ПО для заключения договора, как указывалось ранее, АО «ИРТех» предоставляет неисключительные права (лицензии) к своему программному обеспечению другим хозяйствующим субъектам, в том числе достаточные для участия в закупках, соответственно, участник закупки имеет возможность узнать в том числе о сумме подлежащей уплате.

В соответствии со статьей 105 Закона о контрактной системе участник закупки имеет право обратиться с жалобой в контрольный орган в сфере закупок в том числе участник закупки может подать жалобу и на положения извещения об осуществлении закупки.

Каких-либо жалоб на положение извещения о проведении закупки, на действия комиссии заказчика по осуществлению закупок, не поступало.

Таким образом, из описания объекта закупки представляется возможным определить какие услуги, в каком виде и в какие сроки необходимо выполнить заказчику.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», Комиссия,

РЕШИЛА:

В действиях заказчика – ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования» при проведении закупки на оказание услуг по доработке ведомственной информационной системы, действующей в Республике Марий Эл, АИС «Сетевой город. Образование» с целью представления в систему ФГИС «Моя школа» и получения из системы ФГИС «Моя школа» сведений содержащих, в том числе форматы передачи состава сведений и их детализацию в составе Единых требований к взаимодействию ФГИС «Моя школа» и ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сфере общего образования (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru № 0108500000423000396 от 28.06.2023 в настоящее время нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не установлено.

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

                                                                                                                                                                                                       

Члены комиссии:

                                                                                                                                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны