Решение б/н РЕШЕНИЕ о прекращении рассмотрения дела № 012/01/10-1103/202... от 2 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрения дела № 012/01/10-1103/2021 о нарушении антимонопольного законодательства

 

02 сентября 2022 года                                                                                            г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2022

В полном объеме решение изготовлено 02 сентября 2022 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, председатель Комиссии,

<…> – ведущий специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

<…> – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

рассмотрев дело № 012/01/10-660/2020, возбужденное в отношении ООО «Благоустройство» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании СНТ «Нива-1» невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в присутствии представителя ООО «Благоустройство» <…> по доверенности, председателя СНТ «Нива-1» <…>,

 

установила:

 

В адрес Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике                   Марии Эл (далее – Марийское УФАС России) в порядке переадресации из Прокуратуры города Йошкар-Олы поступило заявление СНТ «Нива-1» по факту навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания заявления следует, что 16.05.2019 в адрес ООО «Благоустройство» поступила заявка потребителя на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором на условиях учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В проекте договора региональный оператор указал, что в силу пункта 15 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отхода учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Договор № 3111 направлен по юридическому адресу СНТ «Нива-1» и получен потребителем 27.08.2019, что подтверждается почтовым уведомлением.

СНТ «Нива-1» в материалы дела представлено письмо, адресованное региональному оператору о несогласии с проектом договора № 3111. Вместе с тем, доказательств направления в адрес регионального оператора указанного письма антимонопольному органу не представлено.

В последующем 02.06.2021 СНТ «Нива-1» обратилось в адрес ООО «Благоустройство» с заявлением о расторжении договора № 3111. Региональным оператором 02 июня 2021 года письмом от 08.06.2021 исх. № 103/1/ю направлено соглашение о расторжении договора № 3111. Вместе с тем, соглашение о расторжении договора товариществом не подписано надлежащим образом. СНТ «Нива-1» 02.06.2021 повторно подало заявку региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами для заключения договора. Товарищество в заявке указало, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов следует исчислять расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

ООО «Благоустройство» письмом (исх. № 135/1/Ю от 23.07.2021) отказало в заключении договора на основании заявки от 02.06.2021, поскольку договор № 3111 не расторгнут, считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора.

Марийским УФАС России в соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции 15.10.2021 исх. № 03-24/256 выдано предупреждение ООО «Благоустройство» о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем  совершения следующих действий: направить в адрес СНТ «Нива-1» договор (соглашение о внесении изменений в договор) на оказание услуг по обращению с ТКО с условиями о возможности выбора способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, предусмотренных типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальных услуг, предусмотренных типовым договором (далее – Правила № 1156), а также предпринять действия по урегулированию разногласий в части выставления платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Предупреждение получено ООО «Благоустройство» 19.10.2021, срок исполнения истек. Вместе с тем, в установленный срок ООО «Благоустройство» предупреждение не исполнено.

Марийским УФАС России в целях установления исполнения со стороны ООО «Благоустройство» предупреждения направлен в адрес СНТ «Нива-1» запрос. Письмом от 03.12.2021 вх. № 11120 СНТ «Нива-1» сообщило о неисполнении ООО «Благоустройство» предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения ООО «Благоустройство» в Марийское УФАС России не обращалось.

Приказом Марийского УФАС России от 06.12.2021 № 177 в отношении ООО «Благоустройство» возбуждено дело № 012/01/10-1103/2021 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании СНТ «Нива-1» невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами № 1156.

Согласно Правил № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

ООО «Благоустройство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл в 1 зоне на основании заключенного соглашения с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 20.04.2018. К 1 зоне деятельности отнесены территории следующих муниципальных образований: ГО «Город Йошкар-Ола», ГО «Город Волжск», Волжский муниципальный район, Звениговский муниципальный район, Килемарский муниципальный район, Куженерский муниципальный район, Мари-Турекский муниципальный район, Моркинский муниципальный район, Оршанский муниципальный район, Параньгинский муниципальный район, Сернурский муниципальный район, Советский муниципальный район, Юринский муниципальный район.

Иные региональные операторы на рынке обращения с ТКО на территории Республики Марий Эл в 1 зоне деятельности отсутствуют.

Согласно проведенному анализу состояния конкуренции на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл в 1 зоне деятельности ООО «Благоустройство» является единственным хозяйствующим субъектом, следовательно, является хозяйствующим субъектом с долей  рынка более 50%.

Таким образом, в отношении ООО «Благоустройство» действуют требования и ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, исходя из анализа указанных норм действующего законодательства, собственники ТКО имеют обязанность заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, а региональный оператор не вправе отказать в заключении таких договоров.

В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Правилами № 1156 утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Исходя из раздела V указанной формы стороны при заключении договора согласовывают порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО.

Согласно пункту 8(15) Правил № 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях Типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил. Как предусмотрено в пункте 8(18) Правил № 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями Типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В силу абзаца 9 статьи 1 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающее в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Пунктом 9 Правил № 1156 предусмотрена обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Аналогичное положение содержится в пункте 13 типового договора.

Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил № 1156).

Из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что региональный оператор имеет обязанность оказывать услугу по обращению с ТКО для потребителя в месте накопления ТКО, определенном в договоре, а потребитель осуществлять складирование ТКО в указанном месте.

Знаменская сельская администрация Медведевского муниципального района Республики Марий Эл письмом от 01.03.2022 исх. № 69 сообщила, что контейнерная площада, расположенная на территории СНТ «Нива-1», включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на основании заявления председателя СНТ «Нива-1» Костериной Г.В. Реестр мест (площадок накопления) ТКО утвержден в соответствии с пунктом 15 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра». Региональным оператором предложения о планируемых к размещению контейнерах в его границах зоны деятельности в администрацию не направлялись.

В рамках рассмотрения дела СНТ «Нива-1 уточнило заявленные требования, указав, что товарищество не возражает против учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. При этом товарищество не согласно с местом накопления твердых коммунальных отходов, указанным в договоре № 3111.

Из письменных пояснений ООО «Благоустройство» следует, что в настоящее время между обществом и СНТ «Нива-1» заключен договор № 3111 на основании заявки потребителя от 16.05.2019. На момент подачи заявки – 16.05.2019 у СНТ «Нива-1» отсутствовала собственная контейнерная площадка.  Близжащие контейнерные площадки от СНТ «Нива-1» расположены по адресам: РМЭ, д. Савино, ул. Ключевая, д. 4 и д. Савино, ул. Савино около д. 14. Региональный оператор с вышеуказанных контейнерных площадок осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов ежедневно, вывоз контейнеров с территории СНТ «Нива-1» не производится.

Дополнительно общество указало, что внесение в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Знаменского сельского поселения не может рассматриваться как безусловное основание для изменения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами без соглашения об изменении условий договора. Кроме того, общество полагает, что вышеуказанный реестр не соответствует требованиям п. 5 ст. 13.4 Закона об отходах производства, и пунктов 15-18 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов.

Марийским УФАС России установлено, что СНТ «Нива-1» обратилось в адрес ООО «Благоустройство» с письмом № 13 от 08.06.2022 об изменении места накопления ТКО. Региональный оператор направил в адрес товарищества дополнительное соглашение к договору № 3111, в которое в том числе внесено изменение в приложение к договору № 3111, а именно место накопления твердых коммунальных отходов определено: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Знаменский СНТ «Нива-1».

Однако дополнительное соглашение между сторонами не подписано. СНТ «Нива-1» 08.08.2022 направило протоколы разногласий к договору на оказание услуг № 3111, а также протокол урегулирования разногласий к договору № 3111, в соответствии с которым периодичность вывоза твердых коммунальных отходов определена  раз в неделю с 20 апреля по 20 октября.

ООО «Благоустройство» письмом от 22.08.2022 сообщило, что направленные товариществом протокол разногласий и протокол урегулирования разногласий к договору № 31111 поданы с нарушением сроков, установленных Правилами № 1156, и не могут быть подписаны. Способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема определен товариществом в заявке от 16.05.2019.

Таким образом поведение участников дела свидетельствует об урегулировании существенных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 Согласно статье 3 Закона о защите конкуренции действие закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В силу статей 23, 41 и 50 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своей компетенции вправе принимать решения и выдавать предписания по фактам нарушения антимонопольного законодательства.

Так, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по  себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной частью 1 статьи 10 Закона.

При возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

Таким образом, нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином товарном рынке; сам по себе факт доминирования на рынке, как и факт нарушения отраслевых норм, не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

Квалификация действий лица как нарушающего запреты, предусмотренные Законом о защите конкуренции, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на конкретном товарном рынке, результатом которого являются или могут являться антиконкурентные последствия. Полномочия антимонопольного органа при применении статьи 10 Закона о защите конкуренции состоят в пресечении монополистической деятельности - выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского, жилищного и иного законодательства, и не в разрешении гражданских споров в административном порядке.

Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, полномочия антимонопольного органа при применении статьи 10 Закона № 135-ФЗ состоят в пресечении монополистической деятельности - выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского и иного законодательства, и не в разрешении гражданских споров в административном порядке (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2016 № 301-КГ16-1511, от 01.03.2018 № 306-КГ17-17056, от 29.01.2021 № 307-ЭС20-12944).

В рассматриваемом случае между ООО «Благоустройстве» и потребителем имеется гражданско-правовой спор по существенным условиям договора, возникший при его заключении и исполнении.

На основании вышеизложенного Комиссия Марийского УФАС России, с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ООО «Благоустройство» нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не установлено.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие фактов, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Благоустройство», Комиссия приходит к выводу о необходимости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, прекратить производство по настоящему делу.

Руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 012/01/10-1103/2021 в отношении ООО «Благоустройство» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии                                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                                               

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны