Определение б/н определение от 12 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

о назначении дела № 012/01/10-874/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«12» ноября 2020 года                                                                          г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 30.10.2020 №142 о возбуждении дела и создании Комиссии в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка и процедуры проведения проверки прибора учета электрической энергии, установленного в месте ведения хозяйственной деятельности ИП С.. по адресу Республика Марий Эл, д.Люльпаны, ул.Механизаторов, д.1, а также необоснованном составлении акта неучетного потребления от 22.09.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступило обращение от 30.07.2020 вх.№135-С, а также аналогичное обращение от 09.10.2020 вх.№195-С на действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в необоснованном осуществлении мероприятий по проверке прибора учета и отказе в предоставлении акта по результатам осмотра прибора учета.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность субъектов естественной монополии осуществляется в сфере услуг по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией. Приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 25.02.2020 № 11т для ПАО «МРСК Центра и Приволжья» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Марий Эл на 2020 год», следовательно, общество занимают доминирующее положение на товарном рынке по передаче электрической энергии.

Таким образом, на ПАО «МРСК Центра и Приволжья» возложена обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что между собственником нежилого помещения ИП С. и гарантирующим поставщиком заключен договор энергоснабжения от 29.12.2012 №6387 в отношении точки поставки – производственной базы по адресу д.Люльпаны, ул.Механизаторов, д.1.

Проведение проверок приборов учета электроэнергии регламентируется Правилами организации учета электроэнергии на розничных рынках, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее –Правила №442).

В соответствии с пунктом 170 Правил №442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности). Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки.

При этом под инструментальной проверкой понимается процесс оценки работоспособности прибора учета (измерительных трансформаторов и других элементов), заключающийся в проведении визуальной проверки и проверки характеристик элементов измерительного комплекса, устройств сбора и передачи данных, схемы их соединения с помощью инструментов и дополнительного оборудования.

Проверки приборов учета осуществляются с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи и подлежат хранению, а также передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

Результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта в нем указывается причина такого отказа (пункт 173 Правил №442).

Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

При этом в соответствии с пунктом 173 Правил №442, в акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны:дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов); соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия.

В соответствии с планом-графиком инструментальных проверок потребителей, утвержденным на 2020 год, проведение проверки прибора учета ИП С. по адресу п. Люльпаны, КТП -305, запланировано в июле 2020 года.

Из пояснений заявителя, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» следует, что 16.07.2020 сетевой организацией проводилась проверка прибора учета ИП С.

По сообщениям заявителя, по результатам проверки был составлен акт, однако данный акт ИП С. не был вручен.

Из пояснений ПАО «МРСК Центра и Приволжья» следует, что обществом по результатам проверочных мероприятий 16.07.2020 акт не составлялся, поскольку проверка не была завершена по причине неисправности эталонного счетчика, которым осуществляется проверка.

При этом в соответствии с пояснениями С., данными при расследовании по фактам сообщения о безучетном потреблении по адресу РМЭ, Медведевский район, д.Люльпаны, ул.Механизаторов, д.1, 16.07.2020 он снял пломбы со счетчика и попытался произвести замеры, но в связи с неисправностью прибора проверки сделать этого не удалось. После чего Столяров А.А. опечатал счетчик, акта проверки не составлял.

Таким образом, в ходе проведения проверки 16.07.2020 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» были заменены пломбы на приборе учета заявителя, однако в нарушение пункта 173 Правил №442, данные замены пломб не были отражены в акте проверки.

В ходе рассмотрения обращения установлено также нарушение сроков и процедуры уведомления потребителя о проведении проверки.

Так, в соответствии с пунктом 174 Правил №442, в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то лицо, проводящее проверку прибора учета, за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета.

В соответствии со сведениями, представленными ПАО «МРСК Центра и Приволжья», в адрес ИП С. должностными лицами ПАО «МРСК Центра и Приволжья» осуществлялись телефонные звонки 16.07.2020, 28.07.2020, 29.07.2020. Также на электронный адрес ИП С. 11.08.2020 было направлено письмо «ответ на обращение». Кроме того, 13.08.2020 ИП С. вручено уведомление о необходимости доступа к прибору учета должностных лиц ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Однако потребитель заблаговременно (за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки) о проведении проверки на 16.07.2020, 29.07.2020, 13.08.2020 не уведомлялся.

В соответствии с экспертным заключением от 17.09.2020 №087/083, выполненным экспертом С. Торгово-промышленной палаты Республики Марий Эл, в исследуемом приборе, в счетчике электрической энергии «Меркурий 230 AR-03» заводской номер №30646736 выявлены повреждения знаков визуального контроля, обнаружены следы ручной пайки и отверстия, выполненные не автоматизированным способом, следы механического воздействия в виде разрезов, следы термопластичного клея, не предусмотренные заводом-изготовителем.

Впоследствии ПАО «МРСК Центра и Приволжья» был составлен акт о неучетном потреблении от 22.09.2020. При этом в указанном акте в качестве способа осуществления безучетного потребления электроэнергии указано на выявленное по результатам проверки 13.08.2020 нарушение путем повреждения заводских боковых наклеек на корпусе счетчика электроэнергии, то есть вмешательства во внутреннюю часть корпуса счетчика электроэнергии, что подтвердила независимая экспертиза, что привело к искажению данных об объеме потребленной электроэнергии.

Из представленных в материалы дела документов следует, что счетчик Меркурий 230 AR-03, 2017 года выпуска, установлен ИП С. 06.02.2018, при этом в соответствии с актом замены средств учета электроэнергии от 06.02.2018, указан также номер пломб на крышке зажимов CW 0740595.

По результатам проверки в 2020 году составлен акт инструментальной проверки от 13.08.2020, в соответствии с которым номер пломб на крышке зажимов не указан, номер пломб на крышках ТТ и номер пломб на винтах цепей напряжения указан 0740598.

С учетом проведенных ПАО «МРСК Центра и Приволжья» действий 16.07.2020 по снятию пломб и опломбированию вновь прибора учета, Марийское УФАС России приходит к выводу, что сетевая организация при проведении проверки и замене пломб на приборе учета обязана была фиксировать данные действия в акте проверки прибора учета.

При этом для ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не было препятствий для составления акта проверки прибора учета 16.07.2020, с учетом того, что такой акт был составлен 29.07.2020, то есть на момент, когда проверка также была не завершена.

Кроме того, результаты экспертизы не подтверждают факт неисправности прибора учета, либо установленные факты наличия посторонних устройств в приборе учета.

Данные действия общества нарушают права потребителя электрической энергии ИП С., ведут к необоснованному начислению платы в соответствии с актом о безучетном потреблении от 22.09.2020 и возложении на ИП С. обязанности по оплате выставленной суммы безучетного потребления.

Таким образом, в действиях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении порядка и процедуры проведения проверки прибора учета электрической энергии, установленного в месте ведения хозяйственной деятельности ИП С. по адресу Республика Марий Эл, д.Люльпаны, ул.Механизаторов, д.1, а также необоснованном составлении акта неучетного потребления от 22.09.2020.

На основании изложенного,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 012/01/10-874/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 02 декабря 2020 года в 10 часов 30 минут по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

2. Для рассмотрения дела привлечь:

- ответчик по делу ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

- заявителя ИП С.

- заинтересованное лицо ПАО «ТНС энерго Марий Эл».

  1. Ответчику, ПАО «МРСК Центра и Приволжья», в срок до 30 ноября 2020 года представить следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):
  1. письменную мотивированную позицию в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении; Признает ли общество нарушение антимонопольного законодательства в своих действиях;
  2. письменную мотивированную позицию, в которой указать, подтверждает ли проведенная экспертиза прибора учета (экспертное заключение от 17.09.2020 №087/083) факт неисправности прибора учета, установленного у потребителя ИП С.
  3. письменную мотивированную позицию, в которой указать, подтверждает ли проведенная экспертиза прибора учета факт вмешательства в прибор учета ИП С., с учетом снятия пломбы с прибора учета сотрудником ПАО «МРСК Центра и Приволжья» 16.07.2020 и опломбирования вновь?
  4. иные сведения и документы, имеющие отношение к рассмотрению дела.
  1. Заявителю, ИП С. в срок до 30 ноября 2020 года представить следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):
  1. письменную мотивированную позицию в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении;
  2. подробный расчет и мотивированную позицию, в связи с чем произошло увеличение месячных показаний потребления электрической энергии после установки нового прибора учета (после окончания проведения проверки) указанный расчет представить по отношению к предыдущим месяцам (май, июнь, июль 2020 года) и к аналогичному периоду 2020 года (август, сентябрь, октябрь 2019 года);
  3. иные сведения и документы, имеющие отношение к рассмотрению дела.
  1. Заинтересованному лицу, ПАО «ТНС Энерго Марий Эл» в срок до 30 ноября 2020 года представить следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):

1) письменную мотивированную позицию в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении;

2) сведения о выставлении безучетного потребления ИП С. в соответствии с актом о неучетном потреблении от 22.09.2020;

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 указанной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат.

1. С материалами дела можно ознакомиться в Марийском УФАС России, кабинет 4, контактный телефон (8362) 41-76-21.

2. Полномочия ответчика должны быть подтверждены соответствующими документами.

Председатель Комиссии                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны