Решение б/н на действия заказчика – ГУКП Республики Марий Эл «Мостремстр... от 31 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере проведения торгов

по делу № 012/10/18.1-281/2021

 

31 марта 2021 года                                                                                      г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере проведения торгов (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<…> – специалиста 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии:

от заказчика – ГУКП Республики Марий Эл «Мостремстрой», по доверенности,

в отсутствии заявителя – ООО «Надежность мостов»,

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Надежность мостов» от 23.03.2021 на действия заказчика – ГУКП Республики Марий Эл «Мостремстрой» при проведении закупок № 32110019957, № 32110019955, № 32110019946,

УСТАНОВИЛА:

ГУКП Республики Марий Эл «Мостремстрой» проводятся закупки:

- № 32110019957 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций по объекту: «Капитальный ремонт моста через реку Петьялка на а/д Помары - Коркатово км 31+118 в Волжском районе Республики Марий Эл»;

- № 32110019955 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций по объекту: «Капитальный ремонт моста через реку Ноля на км 18+441 автомобильной дороги Елеево - Мари-Турек – Лопово в Мари-Турекском районе»;

- № 32110019946 Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций по объекту: «Ремонт моста через реку М.Ошла на автомобильной дороге Оршанка – Пектубаево – Н. Торъял км 1+259».

Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях предусмотренных данной частью, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Так, на проводимые заказчиком закупки, в установленные сроки подана жалоба ООО «Надежность мостов».

Заявитель полагает, что положения документации открытых конкурсов противоречат требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл приняло жалобу к рассмотрению.

Заказчик с доводами жалобы согласился, представил письменные возражения и документы.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы и материалы, обсудив доводы жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

24 февраля 2021 года заказчиком - ГУКП РМЭ «Мостремстрой» утверждены и размещены в Единой Информационной Системе в сфере закупок конкурсные документации на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту «Ремонт моста через реку М.Ошла на автомобильной дороге Оршанка - Пектубаево - Н. Торъял км 1+259» (реестровый номер закупки 32110019946), на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту «Капитальный ремонт моста через реку Ноля на км 18+441 автомобильной дороги Елеево - Мари- Турек - Лопово в Мари- Турекском районе» (реестровый номер закупки 32110019955) и на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту «Капитальный ремонт моста через реку Петьялка на автодороге Помары - Коркатово км 31+ 118 в Волжском районе Республики Марий Эл» (реестровый номер закупки 32110019957). 10 и 17 марта 2021 года в вышеназванные документации были внесены изменения.

16 марта 2021 года по запросам ООО «Надёжность мостов» №20/21, № 21/21 и №22/21 от 10.03.2021 года, 17 марта 2021 года по запросам №23/21, № 24/21 и №25/21 от 12.03.2021 года заказчиком были даны разъяснения положений конкурсных документаций.

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

1. Заявитель полагает, что заказчиком в нарушение норм действующего законодательства при размещении ответов на запросы о разъяснении документации по закупкам неверно обоснована начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) (без учета дополнительных видов работ), кроме того, заказчиком не приложен расчет НМЦК с указанием реквизитов коммерческих предложений.

В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития РФ от 22.02.2017 № Д28и-1076, согласно положениям Закона о закупках порядок формирования цены договора устанавливается заказчиком самостоятельно.

Согласно представленным пояснениям заказчика (вх. № 2803 от 30.03.2021) финансирование работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: «Ремонт моста через реку М. Ошла на автомобильной дороге Оршанка - Пектубаево - Н. Торъял км 1+259» будет осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22.01.2020 № 7 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение затрат, возникающих в результате реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания мостовых сооружений» за счет субсидий республиканского бюджета Республики Марий Эл. То есть, изначально финансирование по вышеназванным конкурсам будет осуществляться ГУКП РМЭ «Мостремстрой» за счет собственных средств с последующим возмещением из республиканского бюджета.

Кроме того, заказчик, указал, что НМЦК установлена не на основании сметы, а на основании 3 (трех) коммерческих предложений (от ООО «<…>» №03/21 от 09.02.2021, от ООО «<…>» №144/21 от 09.02.2021 и от ООО «<…>» №03/2021 от 08.02.2021 на основании запроса ГУКП РМЭ «Мостремстрой» №107 от 05.02.2021) и согласована в пределах планируемых субсидий на 2022 год.

Более того, действующей редакцией Закона о закупках не установлена обязанность заказчика размещать в ЕИС обоснование цены договора, в связи с чем сведения о коммерческих предложениях не размещались. Приложенные к конкурсным документациям сметы являются не обоснованием цены договора, а представлены в качестве приложения к проекту договора (о чем прямо указано в названии сметы).

Следовательно, довод заявителя является необоснованным.

2. Заявитель полагает, что заказчиком в нарушение норм действующего законодательства при размещении ответов на запросы о разъяснении документации по закупкам в пункте 2.4 проекта договора срок оплаты 180 дней является нарушением Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ГУКП РМЭ «Мостремстрой» осуществляет свою закупочную деятельность, в том числе, в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки .

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ГУКП РМЭ «Мостремстрой» (далее - Положение о закупке) было утверждено директором ГУКП РМЭ «Мостремстрой» 21.09.2021.

Согласно статье 9 «Способы и особенности осуществления закупок» Положения о закупке одним из способов конкурентной закупки является открытый конкурс.

Порядок проведения открытого конкурса в электронной форме установлен статьей 13 «Закупка путем проведения конкурса» Положения о закупках.

Статья 13 Положения о закупках содержит перечень сведений, которые должна содержать закупочная документация, в том числе, форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Аналогичные требования установлены в пункте 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Пунктом 9 Информационной карты открытых конкурсов закупочной документации определено, что оплата за выполненные работы осуществляется Заказчиком по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в договоре, в течение 180 (ста восьмидесяти) дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ.

При этом, установлено, что обжалуемые открытые конкурсы объявлены на общих условиях. Ограничения или преимущества в части участия в конкурсе только субъектов малого и среднего предпринимательства заказчиком не установлены (пункт 14 Информационной карты). Требование о декларировании в заявке принадлежности участника к субъектам малого и среднего предпринимательства также не устанавливалось.

Пункт 2 Постановления № 1352 содержит перечень юридических лиц и учреждений, в отношении которых применяется данное постановление.

В частности, Постановление № 1352 применяется в отношении хозяйственных обществ, которые указаны в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых совокупная доля участия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов и доля участия субъекта Российской Федерации превышает долю участия Российской Федерации, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с 1 июля 2017 г.

Пи этом, согласно представленным пояснениям заказчика (вх. №2838 от 31.03.2021) данные годовой бухгалтерской отчетности ГУКП РМЭ «Мостремстрой» за 2020 год подтверждают, что объем выручки предприятия составлял менее 500 млн. рублей, соответственно действия Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, в том числе в части оплаты, на ГУКП РМЭ «Мостремстрой» не распространяются.

Таким образом, довод заявителя в части указания на пункт 2.4 проекта договора (срок оплаты), а именно, в течение 180 (ста восьмидесяти) дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ, также не может быть признан состоятельным, поскольку пунктом 14 Информационной карты открытого конкурса закупочной документации не установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, соответственно, обязанность установления в закупочной документации порядка оплаты договора с ограничением в пятнадцатидневный  срок у заказчика также отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, данный довод является необоснованным.

3. Заявитель полагает, что заказчиком в нарушение норм действующего законодательства при размещении ответов на запросы о разъяснении документации по закупкам завышено и необоснованно требование в предоставлении сертификатов программного обеспечения, которое в дальнейшем не будет использовано в работе в соответствии с Техническим заданием открытого конкурса закупочной документации.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях объективного определения победителя проводимой закупки, способного впоследствии надлежащим образом оказать услуги по договору.

Вместе с тем, при изучении закупочных документаций открытых конкурсов, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что заказчику не требуется выполнение заданий согласно Приложению № 1 (Таблица 3) с использованием программ 3D модели, BIM проектирование помимо работ, указанных в Техническом задании.

Кроме того, нормами действующего законодательства не закреплена обязанность лиц, выполняющих работы по предмету закупки, обладать специализированными (прикладными) программами комплексов.

Также, со стороны Заказчика не представлено каких-либо документов или сведений, указывающих на необходимость наличия таких программ у участника закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие у участника на момент подачи заявки, указанных в Приложении № 1 (Таблица 3), не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам проводимой закупки и не свидетельствует об отборе наилучшего предложения.

Установление вышеуказанных требований в Документации выступает безосновательным фактором ограничения конкуренции среди потенциальных участников Закупки.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика имеется нарушение требований части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупка, следовательно, позиция заявителя признается Комиссией, обоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Надежность мостов» частично обоснованной.
  2. Признать в действиях ГУКП Республики Марий Эл «Мостремстрой» нарушение требований части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Требование о приостановлении процедуры заключения договора отменить.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

 

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

 

Председатель Комиссии                                                                         

 

Члены Комиссии                                                

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны