Протокол, выписка из протокола б/н распространение рекламы кредита Газпромбанк «Это Федор Бонда... от 24 марта 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-129/2021

об административном правонарушении

 

«24» марта 2021 года                                                                      г. Йошкар – Ола

 

Протокол составлен главным специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника департамента корпоративных коммуникаций АО «Банк ГПБ» К. по факту нарушения требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении рекламы кредита Газпромбанк «Это Федор Бондарчук и Газпромбанк. Мы все любим хорошее кино и хотим, чтобы и в жизни было как в кино. Захотел и поехал. Понравилось и купил. Задумал и построил. И это возможно. Пишите Ваш счастливый сценарий с кредитом от 6,9% годовых в Газпромбанке. Оформите заявку на газпромбанк.ру. Банк ГПБ АО», распространенную в эфире LoveRadio в сентябре 2020 года (решение Марийского УФАС России от 29.12.2020 по делу №012/05/28-749/2020).

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частями 1, 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: территория вещания LoveRadio в Российской Федерации (г.Йошкар-Ола, г.Ижевск, г. Казань, г. Калуга, и иные города и регионы в соответствии с перечнем вещания, указанным на сайте http://www.loveradio.ru/regions).

Время совершения административного правонарушения: 07.09.2020-11.09.2020.

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения мониторинга рекламы в сентябре 2020 года в городе Йошкар-Ола установлен факт распространения в эфире LoveRadio рекламы кредита Газпромбанк «Это Федор Бондарчук и Газпромбанк. Мы все любим хорошее кино и хотим, чтобы и в жизни было как в кино. Захотел и поехал. Понравилось и купил. Задумал и построил. И это возможно. Пишите Ваш счастливый сценарий с кредитом от 6,9% годовых в Газпромбанке. Оформите заявку на газпромбанк.ру. Банк ГПБ АО», содержащей признаки нарушения статьи 5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Марийским УФАС России письмом от 11.11.2020 №03-21/231 направило ходатайство в ФАС России о наделении полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении АО «Банк ГПБ».

ФАС России письмом от 27.11.2020 №АК/103936/20 наделило Марийское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы.

Решением Марийского УФАС России от 29.12.2020 по делу №012/05/28-749/2020 реклама кредита Газпромбанк «Это Федор Бондарчук и Газпромбанк. Мы все любим хорошее кино и хотим, чтобы и в жизни было как в кино. Захотел и поехал. Понравилось и купил. Задумал и построил. И это возможно. Пишите Ваш счастливый сценарий с кредитом от 6,9% годовых в Газпромбанке. Оформите заявку на газпромбанк.ру. Банк ГПБ АО», распространенная в эфире LoveRadio в сентябре 2020 года признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является банк АО «Банк ГПБ» и кредиты Банка с процентной ставкой от 6,9%.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В указанной рекламе объектом рекламирования является услуга предоставления кредитов с процентной ставкой от 6, 9% годовых.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Также в силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с представленными пояснениями АО «Банк ГПБ», в сентябре 2020 года действовали две программы кредитования с возможностью предоставления кредита с процентной ставкой 6,9% годовых: программа потребительского кредитования «Классический кредит» (01.19.00) и программа потребительского кредитования «Цифровой кредит» (01.20.00).

В соответствии с программами потребительского кредитования «Классический кредит», «Цифровой кредит» кредит предоставляется по процентной ставке от 6,9% до 10,9 в зависимости от категории заемщиков и суммы кредита. Так, например, для клиентов розничного кредитования и прочих физических лиц процентная ставка при сумме кредитования от 50 тыс. рублей до 300 тыс. рублей составляет 10,9%, для клиентов розничного кредитования и прочих физических лиц процентная ставка при сумме кредитования от 1,5 млн. рублей до 7 млн. рублей составляет 6,9%. При этом указанные процентные ставки увеличиваются на 5-6 процентных пунктов при отсутствии обеспечения обязательств в виде страхования (в добровольном порядке) риска смерти заемщика или утраты заемщиком трудоспособности.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе, сведения, влияющие на сумму доходов и расходов лиц, а также определяющие полую стоимость кредита, такие как срок кредита, сумма займа, процентные ставки в зависимости от категории заемщиков, суммы займа и наличия участия в программе страхования, а также иные условия кредитования не указаны.

Таким образом, в рекламе указана только наиболее привлекательная информация (процентная ставка от 6, 9%), иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям, представленным в антимонопольный орган, рассматриваемая реклама, распространялась на территории нескольких субъектов Российской Федерации (радиостанция LoveRadio, перечень регионов (городов) вещания указан на сайте http://www.loveradio.ru/regions), в том числе на территории г.Йошкар-Ола, г.Ижевск, г. Казань, г. Калуга, и других.

Кроме того, в соответствии с представленными документами, реклама распространялась на основании заявки АО «Банк «ГПБ», переданной ООО «Авокадо» (акт выполненных работ от 18.09.2020 №51).

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Банк «ГПБ».

В соответствии с представленными АО «Банк ГПБ» документами и материалами от 11.02.2021 №Ф01/001.51.11-3/19 ответственным за размещение рассматриваемой рекламы являлся К., начальник департамента корпоративных коммуникаций.

Согласно должностной инструкции начальника департамента корпоративных коммуникаций, он осуществляет организацию, планирование, координацию рекламной деятельности Банка, включая проводимые рекламные кампании Банка, разработку планов размещения и распространения рекламы, совершение сделок на размещение рекламы, создание рекламных материалов (пункт 2.6 должностной инструкции), несет ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации, включая законодательство в сфере рекламы при осуществлении Банком рекламной деятельности, направленной на продвижение

Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Административная ответственность за нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе установлена для кредитных организаций частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии К., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола. В адрес К. 10.03.2021 направлено уведомление о составлении протокола за исходящим № 03-07/189, кроме того, в адрес К. направлена телеграмма с указанием даты, времени, места составления протокола.

 

С протоколом ознакомлен(а),

права  и  обязанности  разъяснены.

 

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: 06 апреля 2021 года в 13 час. 30 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

Даю согласие на

обработку персональных данных.                         _________________________­­

(ФИО, подпись лица, привлекаемого

к административной ответственности)

 

 (Ф.И.О. составившего протокол)

______________________2021 г.                                                                        ______________

                                                                                                                 (подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

(ФИО лица, получившего протокол)

«        »_____________2021 г.                        _______________________(подпись)

Сообщаем, что возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/3075302637).

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 05 апреля 2021 года, направив в адрес Марийского УФАС России копии доверенностей представителей.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны